Доброго времени суток всем. В третий или четвертый раз пересмотрела эту картину - захотелось окунуться в историю вымученной любви. Этот простой фильм про будни школы, и в то же время он про любовь, про границы, про осознание себя как личности и про становление человека.
Вы любите школу? Я вот любила лишь первые два класса, когда училась в Кирове. Училась неважно, с тройки на четверку, - у нас была строгая, но очень хорошая учительница Татьяна Николаевна. А когда переехала в Крым, школу мгновенно возненавидела. Из уроков мне нравились только русский и история, и то, историю у нас преподавал одно время совсем не историк. Из следующих учителей я мало кого помню по имени-отчеству, только русичку Светлану Николаевну, учитель истории первый не смог у нас преподавать - он был слишком интеллигентным, и мальчишки над ним нещадно издевались. Все-таки как важно человеку идти учительствовать по призванию, по зову сердца, и как мало у нас таких настоящих учителей.
В этой школе тоже совершенно разные учителя: со своим пониманием ответственности перед растущими детьми, со своим отношением к предмету и жизни в целом. Естественно, их мировосприятие не могло не отразиться на отношении к преподаванию, к свободному волеизъявлению учеников. Всегда есть те учителя, что считают, что и у своих учеников им есть, чему поучиться, но такие, конечно, в меньшинстве.
Многие - слишком снобы, чересчур очерствели и закоснели, чтобы осознать, что молодежь - тоже люди, со своими мыслями, чувствами и желаниями. Когда и сейчас ругают молодежь, никто не задумывается, что ведь это мы их делаем такими, на которых потом не нравится смотреть или слушать. Это мы сами навязываем им стереотипное поведение и штампованное мышление, а потом ожидаем инициативы, вежливости... А с чего бы, если они не ощущают себя человеками. А сейчас по моим наблюдениям процесс обратный, все можно, везде водить, в попу целовать и прочая. Как важно сохранить баланс в воспитании будущего потомства и как это сложно - найти золотую середину.
Вот и в этом фильме некоторые учителя пытаются подобрать ключик к сердцам, а кому-то - и так сойдет! А дети - отнюдь не глупые, а вчем-то умнее. Все видят, слышат, замечают и считывают.
А еще здесь такие юные Ольга Остроумова и Игорь Старыгин.
В фильме "Доживем до понедельника" два центральных персонажа. Это учитель истории Илья Семенович в исполнении Вячеслава Тихонова и учительница английского языка Наталья Сергеевна, ее роль сыграла Ирина Печерникова.
Их отношения осложнены тем, что мало того, что они коллеги, эти коллеги влюблены друг в друга, а помимо прочего, одна была ученицей другого и у них довольно серьезная разница в возрасте. Все бы это ничего, но наш Илья Семенович-закоренелый холостяк, мучимый неуверенностью в себе. Когда он преподает, он на коне, - ученики буквально заглядывают ему в рот.
Но с приходом Натальи Сергеевны все начинает идти кувырком. В отношениях с людьми он профан, так как отчасти социофоб. Даже со своей вполне адекватной и не лезущей ему в душу матерью он обращается очень холодно.
Тебе не повезло - в свои 70 лет твоя старая мать еще не онемела...С ней бы, чертовой перечницей, поговорить полчаса, так ей бы на неделю хватило.
Что касается любимой им Натальи Сергеевны, главный герой не согласен с ее методом - она не отделяет себя от класса, ведет себя о своими учениками как подруга, на равных. Илья Сергеевич же - сторонник здоровой субординации. Но не все могут поставить себя как он - чтобы дети уважали, не боялись и даже любили. Эту модель поведения с классом нужно суметь нащупать, а Наталья Сергеевна еще очень неопытна, она делает первые шаги в преподавании и свои первые шишки набивает. Никто не учится на чужих ошибках - так уж мы устроены.
Класс ей попался тоже не сахар. Помимо явного лидера, не признающего авторитетов и всех мутящего, в классе есть свой философ-идеалист, красавица, и девочка, которая думает о материнском счастье. Естественно, у всех разные наклонности и способности к обучению.
Взять Пушкина - гений в литературе, гуманитарий, он не смыслил в математических науках, и благо, когда учителя соответствующих дисциплин это понимают.
Любовь Соколова в эпизодической роли матери одного из учеников. На резонное замечание учителя "ему не ноги развивать нужно, а мозги" , мать замечает, что чудо вообще, что ее сын выжил, и да, ему тяжело дается что-либо запоминать.
Интересна и линия с учительницей русского языка. Нина Меньшикова хорошо сыграла Светлану Михайловну, отдавшуюся полностью школе и упустившую тоже свою личную жизнь. Теперь ей нравится учитель истории(ну мне, во всяком случае, так показалось), поэтому она остро восприняла и некоторые моменты. Цветы, конечно, всегда растапливают женское сердце. Чем старше женщина, тем это вернее.
Видимо, неустроенность и женская нереализованность Светланы Михайловны сыграла роль в том, как она отреагировала на сочинение одной из учениц Людмилы Архаровой.
В результате разных метаний историк решает уйти из школы, но один взгляд в глаза детей переменяет его мнение.
Хочется верить, что и с Натальей Сергеевной у них сложится, но это будут не легкие отношения.
Стоит посмотреть или пересмотреть и насладиться. Это волшебная картина с наполненными диалогами, радостями, волнениями.