Книгу "50 оттенков серого" (Fifty Shades of Grey) посоветовал купить кто-то из знакомых, позиционируя произведение как нечто занимательное, с хорошо прописанными персонажами и интересным сюжетом. Когда книга была уже куплена, до меня дошло - сказанное было в ироническом оттенке. Чтиво Э.Л. Джеймс по всем критериям не имеет морального права полноценно причисляться к литературе, её книга качественно так и осталось на уровне фанфика, как ранее и планировалось.
Сюжет: Прежде, чем перейти к непосредственно обсуждению сюжета, стоит сказать, что он заимствован из американского фильма "Секретарша" (2002). Вплоть до фамилии главного героя - Грей.
Первым (и, возможно, последним) моментом, после которого можно смело захлопывать книгу, не обманывая себя ложными ожиданиями, мол, что-то измениться к лучшему - начальный момент развязки сюжета. Подруга студентки Анастейши Стил, главной героини, работает журналистом. Через несколько часов ей назначена рабочая встреча с бизнесменом и главным секс-символом книги Кристианом Греем. Однако из-за небольшой простуды журналистка отказывается от работы, а так как, видимо, больше никаких сотрудников не имеется, брать интервью отправляется Анастейша. Отправляется, предварительно даже не ознакомившись со списком вопросов. И подобных нелепых нелепостей и глупых глупостей в книге, к сожалению, предостаточно.
Персонажи: Клишированы до безумия. Неопытная студентка Анастейша - неопытна, а властный бизнесмен Грей - властный. Раскрытие персонажей проходит на том же уровне. Подобный художественный приём хоть и помогает выстроить конфликт между персонажами, противопоставляя характеры героев, но абсолютно теряется правдоподобность происходящего.
Внешний прообраз также не оригинален, а списан с подросткового фильма "Сумерки": Анастейша - Белла Свон, Кристиан - Эдвард Каллен. Ведь, напоминаю, изначально "50 оттенков..." было задумано как фанфик по "Сумеркам".
Диалоги: Диалоги выглядят неживыми, отчего сюжет смотрится ещё более нелепо, а взаимодействие между персонажами практически не чувствуется.
Авторский стиль: За счёт того, что автор по-современному упрощала слог, мне напротив было труднее его воспринимать. В описании сцен много лишних деталей: от брендов всех комплексных направлений до многократных упоминаний одного и того же шампуня. Как бы тавтологически не воспринялось следующее, но сексуальные сцены, являющиеся главной фишкой книги, вовсе не выглядят сексуальными. А в некоторых моментах вовсе неуместно пошлыми, и необычайно неинтересными.
Единственным плюсом "50 оттенков серого", разве что, является коммерческая успешность. В эпоху, где секс больше не является табуированной темой, поставить рекорд по продажам более миллиона копий - маркетинговый талант. В остальном это скучный, местами жутко затянутый опус, который способен впечатлить разве что людей не имеющих представления ни о качественной литературе, ни о сексе.