Дракула для меня лично является одной из самых скучных и заурядных персон из всей придуманной нечисти планеты Земля. Да, мужик культовый, участвовал во множестве произведений самых разных форматов, но, тем не менее, босс вампиров - и всего то. Быть начальником в современном мире – совсем не достижение. На просмотр же данного сериала меня подвиг отнюдь не зубастый виновник торжества, а два более специфических фактора - количество серий и участие в проекте создателей «Шерлока».В последние годы наблюдается верная тенденция: чем меньше в сериале эпизодов, тем он качественнее. Варианты с тремя и восемью сериями можно брать, в принципе, не глядя. Вот такой каламбур. К тому же, в данном случае сезонный размер «три по полтора часа» сам по себе является отличной пасхалкой на последнюю версию приключений Холмса и Ватсона.
Забегая вперед, о просмотре ни разу не пожалел. Напротив, сказал себе «спасибо», что не поддался предубеждению и таки пересилил себя. Кстати, очень хороший повод поразмыслить о своих вкусах и предпочтениях.
Завидев «Дракулу» в списке новинок, первое из ассоциаций, которое приходит в голову, - известная экранизация романа Брэма Стокера за авторством Копполы. Стильное, атмосферное кино, с топовым актерским составом… и при этом совершенно не страшное. Причем последней особенностью грешат фактически все произведения о вампирах. Не знаю, почему. Наверное, слишком консервативные повадки существ не дают сценаристам пространства для фантазии. Укус в шею и все дела… и так раз за разом. Плюс по бледной коже ребят еще и видно за километр - то бишь загадка с личностью, как правило, также не выстреливает. В итоге кто убьет мы знаем, как убьет – тоже. Интрига ночным тварям точно не подруга.
В новом «Дракуле» интрига ЕСТЬ. Сложно объяснить, как она работает, в таких случаях лучше всего подходит избитая фраза «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Зрительская мотивация завязана не на крови, убийствах и их исполнителе, как это обычно бывает в хоррорах, а на нетипичном раскрытии персонажей и смешении жанров. В данном отношении сериал оставляет очень свежее впечатление. Таких смелых и неординарных произведений о вампирах хотелось бы видеть гораздо больше.
Три эпизода шоу это история паломничества графа Дракулы в Англию. Каждая серия - отдельный этап путешествия, с конкретным местом действия, уникальным кругом героев и локальным мини-сюжетом, вплетенным в общую канву.
В качестве завязки используется литературный канон: Джонатан Харкер прибывает в замок Дракулы, дабы уладить вопрос о продаже британской недвижимости. Далее гость остается в жутком месте на несколько дней, в ходе которых хозяин сверхестественным образом преображается из ветхого старика в красавца-аристократа. Самого же Джонни ночь от ночи преследуют кошмары. Лабиринт древнего замка становится для него своеобразной тюрьмой без замков.
Поначалу это все воспринимается обычным ремейком классики, но уже к финалу первой серии приходишь к выводу, что на фундаменте первоисточника авторы выстроили нечто своё, куда более закрученное и увлекательное. И одной из ключевых заслуг этого положительного эффекта является сам центральный персонаж.
Джентльмен, интеллектуал, философ, донжуан… и лишь в последнюю очередь вампир. Культовый злодей поражает гранями своего таланта. Не вампирского, а куда более человеческого. Да, это по-прежнему хищник, но использующий, так скажем, более экзотические методы для охоты. Хитрость, убеждение, манипулирование, юмор… А почему бы и нет? В конце концов, нет лучше способа расположить к себе жертву, чем умение удачно пошутить. Казалось бы, юмор и Дракула – вещи абсолютно не совместимые, но новый сериал в этом может разубедить любого скептика.
Важно понимать, что комедийная составляющая не делает из «Дракулы» пародию, либо какой-то трешовый стеб. Совершенно нет. 99% шуток содержится в диалогах. Афоризмы, каламбуры, куча двусмысленных фраз с вампирским подтекстом – главному герою смело можно идти в стендаперы.
Примеры из любимого:
- Вы чудовище.
- А Вы юрист. У каждого свои недостатки.
- Почему мы постоянно встречаемся на кладбище?
- Люблю проводить время среди ровесников.
Дракула, прежде, на экране имел самые разные воплощения, но таким балагуром и обаяшкой он не был решительно никогда. Юмористическое амплуа подошло «королю ночи» словно его фирменный фрак. Эксперимент создателей удался на славу.
Сейчас в супергеройском кино наблюдается тенденция делать из злодеев антигероев. Освещать их непростую биографию, тяжелый характер, и всякое прочее - тем самым существенно очеловечивая преступников и психопатов. «Дракула» это, конечно, не совсем та же тема, но данная мода, по всей видимости, тоже оказала на него влияние. Это тоже история про антигероя, которая пытается показать чудовище в нетрадиционном ключе.
Потребность пить кровь сам граф здесь называет «проявлением зверя», тем самым отделяя животные инстинкты от своей человеческой сути. И благодаря богатой харизме, монстром он действительно не воспринимается. Да, к нему испытываешь трепет, но не из-за пресловутой вампирской кровожадности, а из-за его коварства, изобретательности и прочих качеств, присущих обычному гомо сапиенсу.
Отношение к актеру в главной роли проще всего выразить словосочетанием «ультимативный каст». Смотрится как влитой. На этот счет даже поймал дежавю с недавним «Джокером»: благодаря актерской игре и нестандартной комиксовой подаче Хоакин Феникс, субъективно, просто стер из истории всех, кто играл этого персонажа до него. То же самое, но с Дракулой, проделал Клас Банг. Клас показал настоящий класс. Охренительный мужик.
Важной частью повествования является противостояние Дракулы и Ван Хельсинга. Причем на этот раз женского аналога – Агаты Ван Хельсинг. Не знаю, обусловлена ли гендерная подмена феминисткими причудами авторов, но в конечном счете сериалу это пошло только на пользу.
Всех эпитетов, сказанных в адрес вампира, в равной степени заслуживает и его оппонентка. В скиллах у Агаты твердый мужской характер, незаурядный ум и полное отсутствие страха перед упырями. Образ героини оказался тоже не совсем типичным: это не охотник на монстров с серебряным клинком и святой водой за пазухой, - как это обычно характерно для ее фамильной династии. Она в первую очередь детектив и научный эксперт. И своими мирными талантами в отдельных сценах доводит Дракулу чуть ли не до слез. Его реально становится жалко.
Между актерами отличная химия. Их диалоговые дуэли хочется смаковать и смаковать. Актрису, кстати, вижу в первый раз. Жаль, что далеко не каждое знакомство оставляет после себя такое мощное впечатление.
Из примечательного: заставка шоу выдержана в красно-белых тонах и стилизована под анатомию человека. Сквозь внутренние органы прорисовываются лица персонажей. Смотрится эффектно, ни разу не промотал.
Концовка - красивая и драматичная. Несмотря на всего три серии, история получилась законченной и не требующей продолжения. Хотя, чего скрывать, расставаться с таким Дракулой до боли обидно.
«Дракула» от Netflix – это осовремененная классика, поданная со вкусом и в самом актуальном на сегодняшний день формате. Это сюжет про монстра с отличным чувством юмора и про человека со звериными потребностями в одном флаконе. Среди множества скучнейших и однотипных трактовок, это одна из лучших версий данного персонажа на сегодняшний день. Даже удивительно, ЧТО с бедным вампиром может сотворить такое оружие, как обаяние и харизма.
Следующий: Игра "???" - Пока мы вместе, никто не круче