Я уже писала здесь о развитии своей доченьки, вернее, о задержке моторного развития (ТЫК).
˚ ༘✶ ⋆。˚ ⁀➷ Рекомендации нашего невролога
На одном из приёмов наш невролог и по совместительству док-мед врач предупредила, что у Сони может начаться задержка речи и дала рекомендации:
⸻1. Разговаривать с ней, но не как радио, а по сути. По сто раз повторять слово и показывать предмет, чтобы добиться соотношения предмет-слово.
Например, я как попугай читала книжки:
- Соня, смотри, это собачка (брала её пальчик и показывала)
- Соня, а где собачка?
- Вот она! Вот собачка!
- Смотри, собачка! Где собачка? И так далее.
⸻2. Мы начали заниматься развитием мелкой моторики:
→ Лепили
→ Рисовали
→ Перекладывали камешки
→ Пытались нанизывать бусины, но не зашло.
У меня ребёнок - разрушитель. Её интересуют только те виды деятельности, которые предполагают разобр, выбрасывание, разлитие жидкостей, извазюкивание всего и всех (привет уретральный тип по Фрейду). Поэтому пирамидку мы разбираем, бумагу рвём, пластилин отщипываем и выбрасываем, стены пачкаем краской, рвём и вату, и картон. Как только я приняла этот факт, дела пошли в гору. Я перестала мучить ребёнка пирамидкой и сортерами.
⸻3. Убрать ТВ. Весь, даже самим при ней не смотреть. Достаточно проблематичный пункт для папы, но он справился. Правда, дочка постоянно приносит пульт и говорит, показывая на ТВ, «Мууу». Это бывает редко. В начале она даже плакала с пультом в руках, потом дралась, а потом привыкла к новому образу жизни.
⸻4. Развивать сенсорные рецепторы. Давать трогать разные текстуры, слышать звуки, ощущать вкусы и запахи.
В поисках сенсорных игрушек я наткнулась на набор от Умницы "Говорим". Загорелась им и заказала.
Открыв его, я пищала от восторга! Столько всего интересного и красивого. Особенно меня интересовала методичка по развитию речи. Я не могла дождаться ночи, чтобы, уложив ребёнка, начать читать.
˚ ༘✶ ⋆。˚ ⁀➷ О наборе:
Книжки-говорилки (4 штуки)
Книжки с цветными иллюстрациями и поисковыми сюжетами, побуждающие ребёнка к произнесению слов. Странички-открывашки интригуют малыша и подогревают интерес к чтению, а тексты, составленные специальным образом, обогащают словарный запас прилагательными.
Карточки-бормоталки (16 штук)
Карточки-бормоталки содержат слоговые дорожки с рифмовками и иллюстрации. Они нужны для стимулирования речи и чистогорорения. Это не звукоподражания, поэтому пусть вас не смущают слоги "ну-ну-ну" на карточке с луной и т.п.
Карточки-подражалки (16 штук)
Карточки с первыми звукоподражательными словами ребёнка и цветными изображениями предметов и животных. На обороте карточек - детские рифмовки, стимулирующие малыша к произнесению слов.
Книжка-понималка
Эта книга может стать первой для вашего малыша. Она содержит простые и яркие картинки и доступный языковой материал. Однако книга подойдет и для деток постарше, которые уже знакомы с книгами и полюбили их.
Книжки-повторялки (8 штуки) и волчонок Веня
Книжки с различными сюжетами на повседневные темы: семья, купание, прогулка, игрушки, уборка, завтрак. Специальные темы направлены на побуждение ребёнка к произнесению простых слов. А манипуляции с игрушкой - волчонком Веней - развивают понимание речи и моторику ребёнка.
Плакаты-потешки (12 штук)
Плакаты-потешки содержат произведения народного фольклора - потешки и пестушки. Каждая пестушка посвящена какому-либо действию или процессу: пальчиковой гимнастике, массажу, умывалочке, шагалочке и другим играм. Развесьте плакаты-потешки в разных местах в доме - в ванной, у кроватки, на кухне, в прохожей - в зависимости от содержания. Они будут вам служить подказкой во время игры.
Книга для родителей
Пошаговое руководство к действию Готовые занятия, а также вся информация о развитии речи малышей.
Двустороннее игровое поле
Игровое поле создаёт массу возможностей для общения с малышом. На поле ваш ребёнок может находить знакомые объекты. Ребята постарше могут разыгрывать простые сюжеты. Поверхность поля позволяет рисовать на нём фломастером на водной основе. После игры все рисунки можно удалить влажной тряпочкой.
► У меня есть план, но он плавающий. Я бы даже занятиями это не назвала — игра. Играем мы в то, что нравится ребенку. Хочет карточки, значит рассматриваем карточки, хочет карту — карту. Я думаю, что это эффективнее принуждения и четкого плана.
୭Теперь расскажу про наши игры
● Карточки бормоталки
В методичке есть описание движений к карточкам. Например, «НИ-НИ-НИ (ритмично бьем о пол руками), зажигаем мы огни (растопыриваем пальцы на ладошках)». Каждые 2 дня я меняла карточки, то ест брала новые 2, а старые показывала, но реже.
Каждую карточку мы рассматриваем. Дочь показывает разные предметы, а я их называю.
Дочка помнит все движения к карточкам. Она любит вытаскивать наиболее понравившуюся, дает мне, а сама «танцует». Ей важно, чтобы и я делала всё с ней.
● Карточки подражалки
Показываю карточку и называю предмет или животное и звук. Просто перечисляю все карточки, отставляя время для того, чтобы дочь сама произнесла что либо.
Показываю карточки и спрашиваю «Кто это?», «Как он говорит?».
Выкладываю две карточки и спрашиваю где интересующий меня объект.
Плюс мы используем карточки для игры с полем.
● Игровое поле
Называем все, что видим.
Берем карточки (в методичке есть перечисление какие карточки к какому полю) и ищем изображение на поле. Типа лото.
На полях расставляю ей игрушки. Трактор на трактор, свинку на свинку и тд. Соне нравится все трогать, называть и издавать звуки «Мууу» на корову и тд.
Игровое поле "Деревня"
Игровое поле "Город"
● Книжки с Веней
Их используем перед нужным режимным моментом. Перед игрой смотрим книгу «Игрушки», перед едой про еду, перед ванной про ванну. Всё очень просто и логично)
● Книги-искалочки
Так как ребенок еще плохо говорит и, тем более, не способен к диалогу, мы читаем их на свой лад (не как в методичке). Для чтения этих историй у меня припасены нужные животные и геометрические фигуры. Получается вроде театра с сопутствующим обучением малыша.
● Книжка-понималка
В книге большие иллюстрации, не перегруженные ни текстом, ни картинками и образами. Ребенок мой просто обожает эту книгу. Странички из ЭВА, их легко листать и сложно повредить. Соня постоянно приносит ее мне, хотя сидит и сама листает ее.
Занятия с книгой включают чтение и диалог с ребенком. Диалог простой: "Это цыпа", "Где цыпа? Вот он". Выполнение игр из методички: попрыгай как зайка, прятки и много других.
● Сам волчонок Веня
У них с моей дочей любовь. Пока ей не почитаю книгу и мы не уложим Веню спать, она не ляжет ♥
● Плакаты с потешками
На плотной и ламинированной бумаге напечатаны и проиллюстрированы всем знакомые потешки. Их можно разместить по тематикам "ванная комната" (умывалочка), "спальня" (потешки на пробуждение). Мы их используем редко, но пара штук на постоянной основе есть)
● Методичка
Насколько же она интересная! И вроде большинство информации есть в свободном доступе, но когда она собрана в одном методическом пособии — это клад.
Я люблю, когда все структурировано и разложено по полочкам. Здесь так и есть. Четкое разделение информации на разделы, никакой воды.
Разделы:
Общая информация о речи и ее развитии.
Рекомендации по работе с набором.
Диагностика. Таблица со «словами». Отмечаешь то, что говорит ребенок и делаешь вывод на каком этапе он находится и с чем работать.
Первая ступень. Лепет. На этом этапе нужны карточки и игровое поле.
Вторая ступень. Первые слова. Подключаются книжки с Веней.
Третья ступень. Фразы. Добавляются книги-искалочки. Я читаю и сейчас, на втором этапе, но не по правилам.
В конце каждого этапа есть дополнительные игры на развитие речи с материалами не из набора. Например, накрасить губы яркой помадой и четко проговаривать все произносимые слова (я так делала и для занятий). Малыша это фокусирует на речи родителя и том, как он движет губами и языком при разговоре.
● Онлайн-материалы. К комплекту идет пароль для входа в кабинет с вебинарами, видео по работе с карточками, дополнительным распечаткам.
˚ ༘✶ ⋆。˚ ⁀➷ Достоинства набора «Говорим»:
Ламинированные материалы. На всей бумажных материалах можно рисовать фломастерами на водной основе. Да, их достаточно легко смять, но я не оставляю ребенка наедине с материалами и нас эта беда не коснулась.
Разнообразие пособий: и карточки, и книги, и поле, и игрушка. Это круто.
Качественная бумага и печать. Все иллюстрации яркие и красивые.
Хорошая и удобная коробка для хранения набора. Ничего не потеряется и не попадет в мягкие и цепкие лапки.
Обилие ценной информации для родителя.
Все занятия можно подстроить под расписание ребенка, тем самым создать активную речевую среду.
Долгоиграющий набор. Я люблю игрушки и пособия, которые можно использовать не пару месяцев. Здесь обучение займет несколько лет.
Хорошие скидки на ВБ. Я купила за 3 тыс.
˚ ༘✶ ⋆。˚ ⁀➷ Промахи:
Ламинация. Думаю, что карточки было бы лучше сделать более вандалоустойчивыми.
Книги на обычной, уплотненной (но обычной) бумаге. Опять же, нас это не затрудняет, но не все малыши бережно обращаются с бумагой. Обидно было бы испортить книгу в самом начале.
Все минусы несущественны. Их легко не замечать при должном контроле при занятиях со стороны родителя.
˚ ༘✶ ⋆。˚ ⁀➷ Рекомендую ли я? Однозначно!
Неврологи все уши мне пропели про связь моторной задержки с речью. НО нас это НЕ ЗАТРОНУЛО. Как же врач из поликлиники пыталась прикопаться, и звуки исключала из общего количества слов, и считала только уникальные слоги (не считала «ба»=баба и «ба»=бабочка), но словарный запас все равно был более 10 слов. А платный невролог просто спросила как и похвалила. Так что набор рекомендую все мамам. Легче предупредить задержку, чем ждать чуда до трех лет (а то и до пяти).
P. S. Я не верю в ожидание речи до энного количества лет. Да, кому-то везет, но это единицы. А можно прождать у моря погоды, а потом с горящей пятой точкой бегать по логопедам и дефектологам.
P. S. 2. Специалист по моторному онтогенезу посоветовал нам обратиться к грамотному нутрициологу, ведь дефицит микроэлементов плохо сказывается на развитии малышей. Устранив все дефициты, я сразу увидела прогресс в развитии ребенка. Она сделала резкий скачок во всех сферах.
P. S. 3. Я не описывала работу с этапом 3, пока не дошли. Но отзыв будет обновлен)
Добрый вечер) точно не помню, около года купила набор и начала заниматься. Дочка ещё не сидела и начали заниматься лёжа с карточками, книжками и игрушкой