Вселенский храм всех религий нам удалось посетить во время поездки в Казань, о ней я рассказывала.
Вообще сама идея храма всех религий это некое традиционное для добрых православных христиан пугало. Ведь идея экуменизма для добрых, но наивных прихожан это то, чем пугают разные одиозные батюшки и "старцы" и разные распространяемые в том числе и полуподпольно листовки.
Экуменизм - это объединение всех религий, идея не новая, но почти утопическая.
И по крайней мере в обозримом будущем экуменизм никому не угрожает, на мой взгляд.
Храм всех религий мы посетили в вечернее время, поэтому красивых фотографий самого храма снаружи не получилось. Это весьма эклектическое сооружение, напоминающее христианский православный храм, приглядевшись, можно увидеть элементы мечети и чего-то буддийского.
Поскольку храм мы посетили с чистой головой, мы не знали, какова цель этого строения, собираются ли там какие-то люди для проведения каких-то обрядов, какова идея и цель храма. Об этом мы узнали уже после экспозиции у юноши, продававшего литературу, а также почитали в интернете.
Также интересно было, что наша компания была очень разнообразна: среди нас были христиане, подверженные влиянию разного рода православных страшилок, в том числе и об экуменизме, были христиане, не боящиеся ничего. И еще пара странных личностей!
Но понравилось всем.
Чувствуется что этот мега-проект сделан энтузиастами, но сделан качественно. Храм в целом уже существует, как самостоятельная единица с любой точки зрения, хоть смотри на него, как на арт-проект, хоть как на выставку. Именно пространством сакрального храм у меня воспринимать не получилось. Несмотря на то, что сделано все очень качественно, с любовью, не кустарно, а очень даже, на мой взгляд профессионально.
Например, представленные в зале православия иконы написаны на очень хорошем с точки зрения канонической иконописи уровне.
Не обошлось без казусов, хотя, возможно, это были не казусы, а так было задумано. Идеологически или из-за нехватки места. Так, например, я пролетела зал, посвященный католицизму не заметив этого. А всему виной разнообразная литература оккультного характера, расставленная в стеллажах: Блаватская, Рерихи и т.д. С такой почтенной ветвью, как католичество у меня эти деятели совсем никак не ассоциируются.
Пространство храма логически поделено на залы.
Моя слабость, древний Египет...
Вспоминала прекрасные пропитанные любовью к этой цивилизации лекции А. Б. Зубова.
Намного менее любимый мною кришнаизм. Зато тут мы встретили котика.
В буддийском зале было тусклое освещение и хороших фотографий не получилось. Там группа девушек занималась йогой.
Зал православия.
В зале ислама было слышно пение Корана на арабском языке.
Помимо религиозной символики в храме также было много уголков посвященных общечеловеческой культуре.
- Поэты и поэтессы;
- Уголок, посвященный коммунизму. А чем не религия? та же вера в рай и в то, что все люди заслуживают равного.
- Чисто художественные произведения.
Например, серия "Татарские красавицы".
Если говорить о общечеловеческих ценностях, то, на чем взращивается человек, то это огромнейший пласт, начиная от колыбельных, услышанных в детстве, заканчивая Достоевским.
Поэтому в этот логический ряд вполне вписался он.
Чебурашка. Увидев его я уже смеялась от восторга. Там же был ежик в тумане и много другой восхитительной эклектики.
Билет в храм платный, но он не более 200 рублей. Точную цифру назвать сложно, т.к. посетили храм мы несколько месяцев назад.
Основатели храма - братья Ильдар и Ильгиз Хановы. Дело начатое первым братом подхватил Ильгиз Ханов, прекрасный иконописец.
Храм существует не как религиозный объект, а как архитектурный символ диалога цивилизаций.
По словам работника храма у энтузиастов, продолжающих проект большие планы. Например, планируется зал посвященный шиваизму. И это будет вообще первое серьезное присутствие шиваистской символики в России.
Впечатления от посещения храма были очень яркие, это уникальная возможность прикоснуться к другому в самом широком смысле этого слова.