Опубликовано 30 Август, 2021 - 13:43

  • Опыт использования:
    один раз

Доброго времени суток, друзья!
Добрых вам улыбок и крепких объятий 😊

Так получилось, что первый раз знаменитый роман Эмилии Бронте я прочитала лишь в сорок четыре года. Ну, так получилось. И это при моей нежной любви к роману сестры Бронте "Джейн Эйр". Зато лет десять назад посмотрела фильм (даже не знаю какого года) по роману "Грозовой перевал". И впечатлилась.

Но и это не заставило меня взять в руки книгу. Мало того, я даже сюжет не запомнила. Так что скачав сейчас электронную версию "Грозового перевала", я начинаю читать с незамутненными эмоциями и полным отсутствием знания сюжета и чужих впечатлений.

Ну, кроме одного: моей маме роман понравился очень.

Последнее время у меня мало спокойного времени на чтение. Все на бегу, между основными делами, в обеденный перерыв, или по дороге. Это сыграло большую роль в выборе литературы. Согласитесь, что что-то серьезное так читать нельзя. Но роман "Грозовой перевал" я воспринимала примерно как смесь исторического и любовного романа, так что никаких проблем не видела.

Пока не начала читать.

Сперва глаза мои скользили по строчками не воспринимая всю глубину описания. Образы действующих лиц, тщательные описания природы, одежды и окружающего пространства. Самонадеянность и самовлюбленность рассказчика.

Я начала понимать, что не вчитываюсь. Что не смотря на детали не замечаю чего-то главного.

– Надеюсь, нет, сэр. Позвольте мне только пропустить в моем рассказе годика три, когда миссис Эрншо…
– Нет, нет, ни в коем случае! Представьте себе, миссис Дин, вот вы сидите в одиночестве и перед вами на ковре кошка вылизывает своих котят. Так стоит ей пропустить хотя бы одно ушко у одного котенка, и вас это вдруг выводит из равновесия…
– Какое праздное времяпрепровождение, позволю заметить, сэр!
– Да нет же, весьма деятельное.

И лишь сцена с собаками и слугой во время снежной бури открыла мне глаза. Я ясно представила себе эту картину.

Столичный денди, воспитанный, интеллигентный и просвещённый. Свора псов, рвущих одежду, сбивающих с ног, капающих пеной с оскаленных клыков. Хохочущие люди вокруг.

Современный ужастик - реалии того времени.

 

Обида, брезгливое непонимание, интерес будущего Слушателя - мистер Локвуда.

И моё разочарование. Разочарование от начала прочитанного романа.

Викторианская готика. Почти хоррор.
Хоррор я не очень люблю.

История двух семей разворачивается передо мною эгоизмом и чванством одних. Попранной гордыней и униженностью других. И как результат - зависть, ложь, манипулирование и шантаж. Поломанные судьбы и жизни.

Безумие.

Безумие от природных явлений. Следствие полного отсутствия воспитания, лечения и хотя бы зачатков самоконтроля.

И чем дальше я читала, тем больше меня отталкивали герои. Причём все без исключения!

Инфантильные.

Истеричные.

Безумные каждый по своему.

Наверное это не удивительно, если внимательно вчитаться в описания природы той местности. Как человек метеозависимый, а особенно плохо переносящий сильные ветра, мне кажется я вполне понимаю откуда берет исток то безумие, что сражал каждого третьего жителя сельской Англии того периода. А если добавить к этому отсутствие воспитания и так же своевременное лечение сосудов (да-да, на мой взгляд дело в первую очередь именно в пресловутой ВСД!), то от браков людей с похожими заболеваниями рождаются все более и более слабые дети. И так часто упоминаемая в английских романах "мозговая горячка" переходит если не в смерть, то в фазу неадекватного безумия.

Вырождение.

* * * * *

Небольшое отступление.

После прочтения романа "Грозовой перевал" я немного познакомилась с жизнеописание семьи Бронте.

И читая про Эмели, про то с каким вниманием она наблюдала за жизнью людей живущих в окрестностях, могу предположить, что свидетелем подобных случаев она была не раз и не два. И нет ничего удивительного, что замуж ни одна из сестёр Бронте так и не вышла.

Спойлер.

Хотя хэппи-энд в романе присутствует

* * * * *

Но через некоторое время, когда привыкла к персонажам, я начала обращать внимание не на их выходки, а на темы поднимаемые в романе. И подумала, что нет ничего удивительного в том, что признание к нему пришло не сразу. Чопорное английское общество не могло не увидеть себя, а гордиться тут мало чем есть. Вот и обвиняли автора в извращенности натуры.

* Начиная с детства.
Ювенальной юстиции на них нет! Ребёнок - собственность родителей, а чаще всего отца. Он может бить, унижать его, да делать что угодно, особенно если относится к тем, у кого есть деньги и связи. А ещё сила и наглость.

* Положение женщины в семье. Тоже полная бесправность. Моральное насилие насилием не считается. Раздельное проживание суд может разрешить, только при физическом. Не развод!

* И наверное самое главное это то, что признание и возвышение человека зависит не от его душевных качеств, а от происхождения и наличия денежного состояния.

С самого начала истории рассказанной домоправительницей, когда после смерти отца Эрншо его сын выкинул мальчишку найденыша (Хитклифа) на конюшню под предлогом низкородности.
На примере Кэтрин Эрншо, выбравшей не того, кого любила всем сердцем, а того, кто не позорил её своим образованием и внешним видом.
С самое главное, тем экспериментом (по другому и сказать не получается!), который поставил Хитклиф над своим сыном и сыном давнего врага.


Это была наглядная демонстрация того, как часто возвышают не по уму и достоинству.

– Да мы тут такие же люди, как и все прочие, если узнаете нас получше, – безыскусно отвечала миссис Дин, кажется, пораженная моими рассуждениями.
– Простите меня, мой добрый друг, но вы сама – наилучшее подтверждение моим словам. Говорите вы совсем не как провинциалка, ну, может быть, за исключением пары местных словечек, проскользнувших в вашей речи. И манеры у вас вовсе не такие, как у вашего сословия. Уверен, вы в своей жизни предавались размышлениям гораздо чаще и больше, чем это свойственно слугам. А все потому, что волей-неволей развивали свои мыслительные способности, не подвергаясь глупым городским соблазнам.

Кстати, здесь мне видятся размышления Эмили Бронте о положении женщин того времени. Ведь я немного прочитала и о ней.

Наконец, оставался открытым вопрос, откуда сестры Бронте почерпнули свой опыт: тонкое знание человеческой природы, со всеми ее хорошими и дурными свойствами, с неукротимой страстью, способной на преступление; где почерпнули они свои радикальные воззрения, свою ненависть к ханжеству, фальши и светской пустоте английского духовенства – черты, поражавшие в дочерях пастора? Наконец, что способствовало развитию в них такого мощного воображения и что могло сообщить ему его отличительную мрачную окраску? Произведения этих преждевременно унесенных смертью женщин были таковы, что приковывали к себе внимание читателя своим содержанием, заставляли его заинтересовываться и внутренней, душевной жизнью автора, вызывая потребность в их откровенной биографии.

Образованность, пытливый ум, умение подмечать малейшие детали. Интеллигентность происходящая не от муштры, а начитанности и широкой эрудиции. Врожденная доброта.
Все это позволяло совсем юным девушкам, сестрам Бронте, видеть. А главное описывать увиденное понятными словами и с упором на то, что сейчас является основой феминистического движения.

И это не бодипозитив и не отказ брить волосы на теле. А признание за любой из женщин право на образование и использование по назначению не только тела, но и мозгов.

* * * * *

Хочу отметить, что начало отзыва я начала писать практически параллельно чтению романа. Под огромным впечатлением.

Где-то с середины поняла, что не все так просто.

Так что заканчиваю отзыв уже все дочитав, наревевшись и немного переварив впечатления.

* * * * *

Так что перехожу к любовной линии.

 

Грозовой перевал это не любовный роман.​​​​​​


И хоть что со мной делайте, главной парой романа я вижу не Кэтрин и Хитклифа, а Гэртона и Кэти.
А между первыми сильная привязанность и эгоизм с одной стороны и болезненная страсть с задетым самолюбием с другой.

Сейчас поясню.

Для начала официальная аннотация.

Это история роковой любви Хитклифа, приемного сына владельца поместья "Грозовой перевал", к дочери хозяина Кэтрин. Демоническая страсть двух сильных личностей, не желающих идти на уступки друг другу, из-за чего страдают и гибнут не только главные герои, но и окружающие их люди.

…Если бы господин Эрншо знал, чем обернется для его семьи то, что он пожалел мальчика-простолюдина и ввел его в свой дом, он сбежал бы из своего поместья куда глаза глядят. Но он не знал, как не знали и другие. Не знала и Кэтрин, полюбившая Хитклифа сначала как друга и брата, а потом со всей пылкостью своей юной натуры.

Но Хитклифа не приняли в семье как равного, его обижали и унижали, и он долго терпел.
А потом решил отомстить. Он считает, что теперь все, кто так или иначе связан с семьей Эрншо, должны страдать, причем гораздо больше, чем страдал он. В своей мести он не пощадит никого, даже тех, кто к нему добры. Даже любящую его Кэтрин.

Больше всего не согласна с последним предложением.

Выбрав пару по расчету, Кэтрин Эрншо собиралась и влюбленного в нее Хитклифа держать при себе. Нет, я не утверждаю, что она его не любила, вовсе нет. Но сама её уверенность, что будущий муж (влюбленный в неё без памяти, на минуточку!) будет спокойно реагировать на постоянное присутствие близкого друга. Да ещё и низкого статуса и воспитания. Ну, так себе идея. Да и чувства Хитклифа, которого она собиралась от большой любви к нему ткнуть носом в их неравенство в расчёт не брались Кэтрин совсем.

Мало того, когда шло не по задуманному плану, девица устраивала обоим истерики и сознательно вызывала у себя приступы.

И разве думала она при этом о ком-то из тех, кто о ней любил и беспокоился? Да хотя бы о ребёнке, которого носила под сердцем?!
За что и поплатилась сама и всех вокруг обрекла на очередной виток безумия.

Хитклифа понять проще. По крайней мере сперва.

Узнав об истинном отношении к нему любимой девушки, он задался целью доказать ей, что достоин Кэтрин Эрншо. Доказал. Молодец.

И в своей страсти виновными назначил не её, отказавшуюся и по сути предавшую, а всех вокруг.

И я ещё могу допустить, что воспитанный на христианских догмах, что сын отвечает за прегрешения отца, Хитклиф принялся мстить через детей врагов. Но Кэти то была плоть от плоти любимой женщины, а не только дочерью ненавистного соперника! Либо он чувствовал, что в своём эгоизме её мать все равно не любила бы ребёнка и поэтому не считал нужным не вовлекать её в планы мести. Либо мозг его уже свихнулся окончательно. Склоняюсь к последнему.

Но знаете что еще мне показалось во время чтения? Автор неоднократно показывает, что Хитклифа порой гложут сомнения, по поводу правильности выбранной тактики.

И хотя он сам считает это слабостью, на самом деле именно это чувство не даёт ему завершить начатое.

И конец его поэтому закономерен. Безумие восторжествовало.

 

Для меня это не роман о роковой любви между Кэтрин и Хитклифом, скорее о любви безумной. А ещё точнее, просто о форме безумия - маниакального желания разрушить. И о том, что каких бы успехов человек не достиг в этом стремлении, в первую очередь он разрушает самого себя.

* * * * *

Не буду останавливаться на других героях повествования. Но поверьте, их хотя и немного, но роль каждого значительна. Все они так или иначе сыграли свою роль в развернувшейся многолетней трагедии. Все совершали ошибки. Их образы и описания полные и точные до мелочей. И да, они по прежнему остаются мне неприятными.

Кроме Гэртона и Кэти. Которых я и считаю настоящими героями романа. И именно они, несправедливо обиженные и не отвечающие за действия своих родителей, но ответившие, заслужили своё счастье.

И все это происходит на фоне шикарного описания природы и окружающего мира, в том числе и поместий "Грозовой перевал" и "Скворцы".


Многогранного, поэтичного. Где-то мрачно готического, и на контрасте светлого, привольного.

Описание вересковых пустошей, родных и так любимых самой Эмили.

Перевала, дороги между двумя домами.

Автор не скупится на слова, чтобы рассказать о красоте окружающей природы летом. О силе стихии зимой и осенью. Непостоянстве и скоротечности английской весны.

Это взаимосвязано и переплетается с жизнью людей.

Читая описания одного и другого поместья, их изменения внутри

и снаружи в течении всего этого почти полувека, легко представить жизнь сельской Англии тех лет.

Холод каменных стен, которые невозможно протопить - вечно замерзших детей и взрослых. Чахотка. Мозговые заболевания.

Тяжёлый физический труд, не оставляющий времени и душевных сил на самопознание.

Большую часть года суровая природа, грозовые дожди и ветра, слякоть, ледяная морось и снежные бураны. Все это влияет на здоровье и непременно отражается на характерах. Сильные становятся сильнее, слабые вымирают.

Прототипом для персонажа Хиндли Эрншо послужил брат Эмили Бренуэлл.
В то время как Эмили работала над романом ее брат, художник и поэт, человек зависимый от алкоголя и наркотиков и более того, состоявший в скандальной связи с замужней женщиной, жил в одном с ней доме. В "Грозовом перевале" брат главной героини увлекается алкоголем после того, как умирает его жена.

Чтобы так это описать, нужно не просто мастерски владеть словом, нужно видеть все это, жить этим, пропускать через себя.

* * * * *

На этом пожалуй остановлюсь. Потому что иногда мне кажется, что я готова ещё долго обсуждать "Грозовой перевал" и своё поменявшееся во время чтения отношение к роману. А иногда кажется, что уже все что хотела - сказала.

А нет, не всё.
Я однозначно рекомендую 👍 роман Эмилии Бронте "Грозовой перевал"к прочтению. Вам он может понравится, а может нет. И увидит в нем каждый что-то своё. Но ни за что не поверю, что оставит равнодушными.

Вы можете прочитать мой отзыв, или чей-то ещё, содержащие сколько угодно спойлеров, или совсем их не содержащих. Но только прочитав роман, пропустив его сквозь себя, можно сказать значит ли он хоть что-то.

P. S. Эмилия Бронте умерла очень молодой, написав всего один роман, признанный по началу провальным. Но сдаётся мне, что останься она жива, ничего более сильного создать ей просто бы не удалось. Слишком много личного автор сюда вложила.

Это история роковой любви Хитклифа, приемного сына владельца поместья «Грозовой Перевал», к дочери хозяина Кэтрин. Демоническая страсть двух сильных личностей, не желающих идти на уступки друг другу, из-за чего страдают и гибнут не только главные герои, но и окружающие их люди. «Это очень скверный роман. Это очень хороший роман. Он уродлив. В нем есть красота. Это ужасная, мучительная, сильная и страстная книга», – Сомерсет Моэм.

Достоинства
  • Английская классика
  • Атмосферность
  • Важные моральные вопросы
  • Вересковые пустоши
  • Глубокий
  • Динамичный и интересный сюжет
  • Заставляет переживать и сочувствовать героям
  • Интересные судьбы
  • Красивый слог
  • Легко читается
  • Очень эмоциональный
YuliKlimрекомендует
Читать все отзывы 179
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
30.08.2021
Читала «Грозовой перевал», помню, тоже была под впечатлением от него. И сейчас под впечатлением от другого романа - хочется написать отзыв, но не могу определиться, с какой стороны подойти к нему. Есть там свои нюансы в сюжете... А вот фильм по «Грозовому перевалу» не смотрела, кстати)
30.08.2021
Тоже читала его уже далеко после окончания школы, очень впечатлилась и долго не могла прийти в себя после прочтения. А сейчас вот уже почти стёрлись воспоминания о нем, перечитать что ли…
30.08.2021
Хорошо когда чтиво попадает в точку и обладает таким количеством плюсов)
Я тоже хочу написать отзыв на эту книгу, благо он года три уже в черновиках)))
Слышала про этот роман, но не читала)
31.08.2021
Люблю этот роман... помню, дочитав я тут же включила экранизацию, мне только одна нравится... она передает именно ту атмосферу романа... от 1992 года которая
31.08.2021
Спасибо а прекрасный отзыв! Обязательно перечитаю))
31.08.2021
Автор известен, но вот не читал. А викторианскую Англию люблю.
31.08.2021
Читала, роман очень понравился)
31.08.2021
Читала с удовольствием
01.09.2021
Роман-шедевр! История в самое сердце
02.09.2021
Читала в детстве, действительно, все показались такими неприятными, в отличие от той же "Джен Эйр", и все таким мрачным и беспросветным... Фильм не смотрела, но фильмы по книгам, знакомым с детства, я очень сильно не люблю фильмы смотреть, портят все впечатление.
А про возвышение не по личностным чертам, а по рождению и количеству денег - так ли это изменилось? Как по мне, не особо. Проходят столетия, приходит прогресс, но люди абсолютно не меняются, извращая любую хорошую идею как им удобно. Женщины до сих пор терпят моральное насилие, иногда и физическое. От прочтения таких книг осознанно, а не как развлекательную литературу, приходит понимание о неадекватности и порочности большинства людей. Поэтому я больше люблю читать что-то оторванное от реальности типа фэнтези. 🤷🏻‍♀️
02.09.2021
Читала лет 15 назад, общую линию сюжета помню до сих пор, больше всего впечатлило тогда именно описание природы в деталях, это я очень люблю.
02.09.2021
Ни фильм не смотрела, ни книгу не читала. Эх, я деревня! А "Джейн Эйр" зачитала и засмотрела до дыр.)
05.09.2021
Мне понравился "Грозовой перевал". Вообще я считаю сестёр Бронте очень талантливыми.
Сначала удивилась что вы "на бегу" роман читали. Я бы его "по пути на работу" читать не смогла, просто не поняла бы весь смысл.
07.09.2021
Да уж, это шикарный роман - и да, тоже считаю, что это совсем не сентиментальная-любовная проза. Много места для размышлений, а читается и вправду легко. я смотрела старую экранизацию; а вот в относительно свежей - как увидела, что Хитклиф темнокожий, сказала себе, что смотреть не буду.
10.09.2021
Я смотрела экранизацию книги, а вот до нее самой так и не добралась пока.... Спасибо за отзыв, мне очень интересно было прочесть
29.01.2023
Почему-то никогда этот роман не перечитываю, а первый раз читать было интересно
Другие отзывы
Читать все отзывы 179
Смотрите также