And the lights go down, There is a way back out of here... So let me say to you: This is your last chance - Take a last dance! Then you live in your gravity castle, I know - Take a last dance! Call your best friends! Before you go to your gravity castle...
Кристоф Термюлен, «Gravity castle»
«Неприкасаемыми» я заинтересовалась благодаря книге Абделя Селлу - реального прототипа одного из персонажей фильма. История, рассказанная этим человеком, показалась впечатляющей, поэтому было решено не откладывать просмотр в долгий ящик - с французской трагикомедией я ознакомилась сразу же после прочтения произведения. А вот на отзыв созрела немного позже.
Название: Неприкасаемые (1+1) | Intouchables
Слоган: Sometimes you have to reach into someone else's world to find out what's missing in your own
Премьера в мире: 23 сентября 2011 года
Премьера в России: 26 апреля 2012 года
Жанр: трагикомедия, драма, комедия, биография
Страна: Франция
Режиссёры и сценаристы: Оливье Накаш, Эрик Толедано
Оператор: Матьё Вадпье
Композитор: Людовико Эйнауди
Монтаж: Дориан Ригаль-Ансу
Хронометраж: 112 мин (01:52)
Возрастной ценз: 16+
В ролях: Франсуа Клюзе, Омар Си, Анн Ле Ни, Одри Флеро, Жозефин де Мо, Клотильд Молле, Альба Гайя Крагеде Беллуджи, Сирил Менди, Салимата Камате, Абса Дьяту Тур, etc.
Рейтинг на Кинопоиске: 8,807
Аннотация: «Пострадав в результате несчастного случая, богатый аристократ Филипп нанимает в помощники человека, который менее всего подходит для этой работы — молодого жителя предместья Дрисса. Несмотря на то, что Филипп прикован к инвалидному креслу, Дриссу удаётся привнести в размеренную жизнь аристократа дух приключений».
♦ Сюжет и персонажи ♦
Из аннотации к фильму несложно понять, что речь в нём пойдёт главным образом об обеспеченном аристократе и его молодом помощнике. В принципе, их же и хочу отметить как ключевых участников действа:
♠ Филипп Поццо ди Борго (Франсуа Клюзе)
Очень богатый человек, серьёзно пострадавший в результате несчастного случая. Персонаж хорошо воспитан, выдержан (пожалуй, даже слегка чопорен), высоко ценит классическую музыку и разбирается в искусстве - то есть обладает, в принципе, всеми качествами, присущими представителям так называемого высшего общества. До трагических событий Филипп вёл активную жизнь, но после того, как оказался прикован к инвалидному креслу, стал нуждаться в посторонней помощи даже для выполнения элементарных действий, не говоря уж о чём-то большем. Собственно, именно поэтому он и занят поисками помощника.
♠ Дрисс Бассари (Омар Си)
Полная противоположность аристократа - эксцентричный, резкий и несдержанный юноша, имеющий довольно слабое представление о высоких материях. Дрисс никогда не держал в руках больших денег, не был вхож в лучшие дома Франции - фактически за душой у него нет ничего (куча проблем практически во всех жизненных сферах всё-таки мало подходит под определение имущества). Помимо прочего, герой, закалённый суровыми реалиями его мира, не особо склонен к жалости и состраданию - скорее живёт по принципу «либо ты, либо тебя». А уж на то, чтобы получить место помощника при богатом инвалиде, Дрисс даже не рассчитывает - с какой, собственно, стати господину ди Борго выбирать из претендентов именно его?..
Ответ на последний вопрос будет дан зрителю по ходу развития событий - вместе со множеством поводов для размышлений, зарядом положительных эмоций и определённой долей мотивации.
♦ Впечатления от просмотра ♦
Как уже было сказано, к просмотру я приступила, имея представление о реальной истории, которая легла в основу фильма (хотя и до прочтения самого экранизированного произведения - автобиографии Филиппа Поццо ди Борго), а потому догадывалась, что именно должно быть показано в «Неприкасаемых». Но работа Оливье Накаша и Эрика Толедано всё же удивила.
Среди побочных персонажей я ожидала увидеть ещё, как минимум, одного, однако события в фильме пошли совсем по другому пути. И, в принципе, понятно, почему - добавление этого действующего лица придало бы экранизации больше сходства с реальностью, но оно же сделало бы «Неприкасаемых» намного драматичнее. А это в планы создателей, очевидно, не входило. Да и в целом происходящее обыграно гораздо оптимистичнее, чем в жизни, хотя сценаристы всё же сохранили максимум реализма - в этом я убедилась после прочтения книги ди Борго. Скажем так: если рассматривать фильм и автобиографию как пазлы, то состоят они из одних и тех же фрагментов, только подогнанных друг к другу по-разному. Соответственно, и картинки на выходе формируются тоже разные. Однако и та, и другая мне по душе.
Фильм смотрится легко, на одном дыхании, и это неудивительно, поскольку основу его составляет юмор. Забавный, местами своеобразный, но и не скатывающийся в откровенную пошлость в отличие от голливудского ремейка, он уместно оттеняет происходящее на экране, облегчая восприятие и добавляя некоторым событиям выразительности. Кроме того, в «Неприкасаемых» нет отрицательных героев - да, определённые второстепенные лица могут вызывать неоднозначные эмоции, но злодеями как таковыми их назвать нельзя.
Очень хорошо обыгран контраст между богачом Филиппом и простым парнем Дриссом - режиссёры вроде бы не слишком углубляются в биографии, но при этом полностью раскрывают ключевых персонажей. В том числе демонстрируя интересы и круг общения каждого из них.
Кстати, такое название фильм носит неспроста - можно даже сказать, что с подачи самого ди Борго. Именно он использовал термин «неприкасаемые» для характеристики собственного помощника и себя самого.
Неприкасаемые — принятое в русском языке общее наименование ряда каст, занимающих самое низкое место в кастовой иерархии Индии. Неприкасаемые составляют 16—17 % населения страны (более 200 миллионов человек). Неприкасаемые не входят в систему четырёх варн. Они считаются способными осквернять членов более высоких каст, особенно брахманов. Представители остальных каст презирают этих людей, и в то же время страшатся их - считается, что тот, кто дотронется до неприкасаемого, осквернит свою карму и будет вынужден посвятить долгие годы её очищению.
В экранизации есть и определённые грустные моменты, хотя они очень хорошо нейтрализуются общим позитивным настроем. Правда, в отдельных эпизодах я всё равно сопереживала героям, даже понимая, чем должно закончиться происходящее. Иными словами, актёрская игра Клюзе и Си выше всяких похвал - их персонажи располагают к себе, заставляют по-настоящему проникнуться событиями на экране. Очень круто, как по мне.
Финал «Неприкасаемых» выдержан в лучших традициях французской комедии - красивый и жизнеутверждающий. Такого рода концовки всегда оставляют приятное послевкусие. На душе после подобных фильмов становится заметно теплее и легче, а именно этого мне хочется от качественного комедийного кино. И посыл у экранизации добрый, мотивирующий - ровно тот же, что и в песне, использованной в качестве эпиграфа - жить нужно сегодня, здесь и сейчас. Наслаждаться простыми радостями, не забывать о близких и друзьях, идти к исполнению мечты. Потому что все мы, собственно, и рождены для того, чтобы жить - упускать такой шанс ну никак нельзя. А пока человек не мёртв, ничего ещё не поздно.
И напоследок о песнях - саундтрек этого фильма я считаю особым его украшением, своего рода жемчужиной. Музыка добавляет событиям выразительности, помогает полностью погрузиться в атмосферу происходящего. Оно и понятно - треки сами по себе очень красивые, реально достойные.
«Fly» - Людовико Эйнауди
«September» - Earth, Wind And Fire
«Des References…» - Омар Си, Франсуа Клюзе, Одри Флеро
«Writing Poems» - Людовико Эйнауди
«The Ghetto» - Джордж Бенсон
«L’Arbre Qui Chante» - Омар Си, Франсуа Клюзе, Одри Флеро
«You’re Goin' Miss Your Candyman» - Терри Калье
«Blind Test» - Омар Си, Франсуа Клюзе, Одри Флеро
«Boogie Wonderland (Feat The Emotions)» - Earth, Wind And Fire
«L’Origine Nascosta» - Людовико Эйнауди
«Feeling Good» - Нина Симон
«Cache-Cache» - Людовико Эйнауди
«Vivaldi: Concerto Pour Violons & Orchestre» - Angelicum De Milan
«Una Mattina» - Людовико Эйнауди
«Red Light» - Vib Gyor
Однако при всём сказанном не советую выбирать экранизацию для семейного просмотра вместе с маленькими детьми - пусть в фильме и нет ничего из ряда вон выходящего (в частности, жестокости или обнажёнки), но рассчитан он в первую очередь на взрослую аудиторию. Отдельные сцены и шутки вряд ли будут адекватно восприняты лицами, не достигшими установленного возрастного ценза.
И подводя итог:
➕ шикарная актёрская игра;
➕ оптимистичная и красивая подача;
➕ мотивирующая подоплёка;
➕ отличный саундтрек;
➕ хороший юмор;
➕ сохранение сходства с реальными событиями.
Фильм «Неприкасаемые» («1+1») я считаю замечательной комедийной экранизацией событий, по сути, весьма печальных. Создатели сумели красиво обыграть биографические факты, придав им юмористический окрас, но вместе с тем сохранив и душевность, и мотивирующий посыл оригинальной истории. Актёрская игра здесь прекрасная, саундтрек достойный, смысл лично для меня абсолютно понятный - в общем-то, именно этого и можно ожидать от хорошего, качественного фильма. От меня - твёрдая пятерка. К просмотру рекомендую!
я обожаю этот фильм, два раза пересматривала, хотя обычно, чаще одного раза фильм не смотрю! еще хороший "Зеленая книга", если не видела, советую посмотреть
Мне вообще практически всегда хорошие французские фильмы попадаются) Недавно вот «Красавчика со стажем» видела из новых - забавная такая комедия, совсем лёгкая и позитивная) Конечно, с «Неприкасаемыми» нельзя сравнивать - другое совсем - но кино годное, как по мне
Ого, а я совершенно по-другому воспринимала само это слово в переводе - не низшая каста, мне казалось, а наоборот элитарная, а оно вона как.. Век живи - век учись)
Ого! То есть они еще и сами поют/пишут песни (актеры оба)?
Ну правда хорошая песня - нравится мне ? Вообще неожиданно зашёл его сольник - собиралась пару треков послушать, в итоге всё к себе утащила ?
Вот Филипп как раз имел в виду, что они как бы низшая каста по сравнению с обычными людьми - и такие глубокие инвалиды, как он, и асоциальные элементы вроде Абделя. Люди чаще всего или боятся, или брезгуют с ними соприкасаться... ну или и то, и другое вместе.
Насчёт «пишут» не уверена, но насчёт пения - таки голосистые) Ну Омар вообще и чтец, и жнец, что называется: читала, что сцена с танцем - чистой воды импровизация, и если это действительно так - он реально танцует, как Бог) И поёт - записывал трек с другим актёром?
Учись быть счастливым прямо сейчас. Иначе не успеешь»
Для меня это можно сказать дажеине девиз, а образ жизни! ? Всегда поражалась гению сценаристов, умеющих и сюжет книги не исказить, и полярность жанра при этом поменять. Акцент на одни слова, пропустить другие, а так же интонация и игра актеров, и мы уже смеемся, а не грустим.
Тоже стараюсь придерживаться этого принципа - в каждом дне видеть что-то хорошее. Здорово же, на самом деле - вон сколько в мире прекрасного, чем не повод для счастья?.. ?
Создатели молодцы! И сам Филипп молодец, что настоял на том, чтобы упор сделали именно на комедийную составляющую - иначе очень уж тяжёлое кино получилось бы.