Мистика... О выходе фильма я узнала случайно аккурат после пересмотра двух экранизаций М и М - 2005 года (Владимир Бортко) и 1994 года (Юрий Кара). Мой супруг знает наизусть рок-оперу Градского "Мастер и Маргарита" и периодически мне приходится слушать э т о в его исполнении или в машине... Любимая строчка принадлежит коту:
Ну, значит, узнала я о выходе нашумевшего "непатриотичного" фильма Майкла Локшина, посмотрела трейлер и сказала - НЕТ. Нет этим модным коммерческим экранизациям с сексапильными томными мордашками, эффектами, нарисованными котами и т.д.
Потом мне попался ролик известного уважаемого кинокритика, заинтриговал (не буду упоминать фио, придется плашку ставить). А на семейной прогулке, проходя мимо кинотеатра, мы обнаруживаем, что фильм все еще идет, и следующий сеанс через пару часов, и осталось аккурат 3 места, а билеты стоят всего 250 рубликов... Ну океййй.
Мастер и Маргарита 2024 отзыв
В окружении жрущих шуршащих шаурмой, попкорном и чипсами взрослых дядь и тёть мы приготовились к получению идеологического и эстетического удовольствия.
Фильм начался со сцены, в которой невидимая Марго громит квартиру критика Латунского. Тарантиновский восторг! Увы, я просто еще не знаю, что это все происходит в воображении затравленного писателя.Да и почти весь сюжет фильма - происходит в воображении, поэтому внутреннего удовлетворения от наказания злодеев я не получу. Ну может, хотя бы мы увидим, как влиятельная Маргарита в конце фильма даст жизнь рукописи своего любимого??? Премия Дарвина...
Рукописи не горят
Спойлерить не буду. В чем логика такого конца? В чьи руки попадет рукопись в итоге? Повторю вопрос - что в эмоциональном плане этот фильм должен мне дать? Недоумение, грусть, безысходность?
Фигура Мастера в этом фильме собирательная. Дело в том, что фильм отображает несколько элементов автобиографии самого Булгакова. Например, знали ли Вы, что Булгаков дружил с американским послом У.Буллитом?
С Буллитом встречался и общался Сталин - "За Америкой наше будущее" - говорил он в 1934. Но это не помогло Буллиту помочь Булгакову получить разрешение на выезд за границу, как это удалось сделать Замятину (автору школьно-программной антиутопии "Мы") И вот как раз в данном блокбастере метафорично это знакомство с маститым иностранцем отображается, и травля отображается, и книга "Пилат" представлена как пьеса - а Булгаков был и драматургом в том числе.
Маргарита - прототип жены Булгакова Елены, но протитип тоже чисто фигуральный на метле не летала, яд не выпивала, за важным государственным деятелем замужем не состояла.
В фильме намешаны обрубленные сцены из книги и фигурально-автобиографические (нет) про любителей красивой жизни, которые не могут себя найти на трудовом поприще, зато нашли друг друга.
Марго скучно, она на зависть упакованная женщина, которая не любит своего супруга и не пытается себя хоть в чем-то реализовать... Но по книге она хотя бы чувствует фальшь, трусость, мещанство, лицемерие окружения и испытывает к этому отвращение, единственная настоящая и правдивая душа, которую она встречает - Мастер, ставший ее любовником. В сериале 2005 это тоже передается. А в фильме 2024? Не раскрыто...
Мастер и Маргарита - отзыв
Юлия Снигирь мне не понравилась в роли Маргариты. Даже аристократичная Вертинская понравилась больше, а уж офигенная Анна Ковальчук (сериал 2005 года) - мощная, харизматичная, дающая отпор лжи и мерзости бунтарка - действительно КОРОЛЕВА была! Снигирь просто сексапильная, красивая. Как облизываясь на голое тело произнес мой жрущий сосед по кинотеатру "хороша". Угу. чавк, чавк.
А писатель по блокбастеру Локшина сник от того, что сняли с показа и изъяли из печати его пьесу. Он любит ходить на джаз и в рестораны (я тоже люблю, не осуждаю, но пусть красота будет доступна всем слоям общества, а не элите и творческой богеме), к нему льнут девушки, как к завидному жениху, и тут бац - неудача, взялся за христианский сюжет в разгар культа личности и коммунистической идеологии зашел не в ту дверь.
Вспомним книгу? Там Мастер был реально не от мира сего, прототип своего Иешуа, этакий Идиот Достоевского, чувствительный, не предприимчивый, не практичный совершенно, с головой ушедший в свой роман как детище. Я не могу сказать, что Цыганов в роли мастера не к месту - он как раз неплохо отыграл БУЛГАКОВА. Но Мастер Галибина (сериал 2005 года) - неотмирный, тонкий, живой, добрый, светлый - как по мне глубже отображает замысел автора, это противопоставление живой души-"христианки" подлому, мещанскому, предательскому окружению, которое испортил квартирный вопрос, властефобия, шкурность и прочее. Единственное - в мастера Цыганова я бы с большей вероятностью влюбилась именно как в потенциального любовника, нежели в блаженного мастера Галибина. Вот в этом пункте - попадание.
Воланд... Почему-то всем понравился Воланд, даже тем, кому не понравился фильм. В исполнении немецкого актера Аугуста Диля. Мне тоже понравился и сам герой, и актер, с которым я познакомилась в "Бесславных ублюдках" Тарантино. Но Воланда лично я вижу как некую балансирующую мир силу, инь-янь, зло, но зло справедливое, с печатью вечности на лице - которая была у старого как мир Басилашвили ( 2005 ), но ее лишен Воланд 2024.
Идеальный Сатана, чистейшее зло? Пффф... Идеальный Сатана показан например в старом хороре "Омен". А здесь нечто среднее, профессор Мориарти, рождённый в воображении Мастера, и поэтому принявший его сторону.
Мастер и Маргарита 2024
Симпатичный тарантиновский персонаж, в целом положительный, но по фильму - кому он преподнес урок в итоге? Берлиозу? А что, Берлиоз самый отрицательный герой и зачинщик зла в этом всем действе?
Поскольку многие сцены вырваны из контекста книги, но урезаны - не понятно, зачем было их вставлять, в чем мораль, развязка, завершение. Сцена в театре... Сцена с Фридой...
Предположу, что все эти сцены были просто взяты как пасхалки, отсылки к современной реальности театр вранья и абсурда - например сцена в квартире:
-коммунизм наступил в отдельно взятой квартире
А что свита? Кот, Фагот, Азазело, Гелла? Мне понравилась только Гелла в исполнении Полины Ауг, Полину я запомнила со времен "Небесных жен луговых мари" - она и там была ведьмой, подходит ей эта роль. И маму ее Юлию уважаю и как актрису и как человека. Не разочаровала.
Опять же, в сериале Бортко эта братия создавала целостное впечатление таких веселых мстителей-шутников. Сцена
сижу, никого не трогаю, починяю примус
была сделана в сериале великолепно, мы смеялись как дети от души. Но та же сцена в фильме 2024 - ни о чем, как фрагмент из комикса. Где мой обаятельный котик Бегемотик?
Азазело (А.Розин) получился как Трус, Балбес и Бывалый из знаменитой операции Ы. Персонаж не раскрыт совершенно.
Коровьев (Фагот) в исполнении Юрия Колокольникова зацепил разве что отсылкой к Джокеру - тонко.
Мне понравился Пилат (Клас Банг) - таким я его себе и представляла по Евангелию. Сильным, властным, крепким. Единственный более удачный герой в сравнении с экранизацией 2005, на мой взгляд.
А вот Иешуа получился с лёгкой степенью дебильности. Безруков отыграл Иешуа отлично, если бы существовал Иисус как человек "философ-проповедник", то он скорее был бы похож на Иешуа-Безрукова, а не на этого странного чудака из версии 2024. В трейлере его не видно, поэтому показать не могу.
Бал Сатаны - мог бы быть зрелищным, глубоким, с кучей смысловых отсылок, а вышло не очень:
Конечно, я ждала обещанных отсылок к порокам или знакам современности. Декабрь 2022, марш физкультурников, запрет спектаклей, изъятие имущества у инакомыслящих, слоганы
Нефтедобыча - наша духовная пища!
Зачем нам рай - мы поедем в Крымский край!
скрытая красивая и развратная жизнь у ревнителей морали, засилие мещанства, готовность сменить плохонькое свое на классное иностранное - только дай.
Чего стоит вывеска "Газ в каждый дом" - прошло 100 лет, в стране до сих пор множество деревень отапливаются дровами или чем бог послал. Часть этих отсылок - они из самой оригинальной книги "Мастер и Маргарита", о неизгладимых пороках общества:
Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…
И про трусость как главный порок - актуально и сейчас, и тогда, и всегда. Хотя, можно поспорить с тем, что это главный порок. Но с тем, что все надо делать своевременно - не поспоришь. Пилат свои ошибки начал исправлять, когда уже поздно стало, для самоутешения. В этом смысле фильм вполне реалистичен и актуален - поздно в очередях стоять. А добро побеждает разве что в воображении или на страницах книги.
На секунду из-за постоянного пересечения временных линий из кинореальности и кинокниги у меня мелькнула надежда, что Мастер своим творением как бы предсказывает то, что произойдет. И спустя год оно воплотится. Зло будет наказано. А по ходу - нет. Возможно, я чего-то не поняла.
Кстати, реальная книга "Мастер и Маргарита" не была закончена, ее заканчивала по черновикам рукописей супруга Булгакова. И изначально в книге было много чего такого, что просто не пропустила бы цензура.
Мне понравились спецэффекты, картинка Москвы победившего коммунизма - в фильме грандиозный дворец советов с громадным Лениным на верхушке все таки отстроен. Зрелищно смотрится, хоть и жутко.
Сам дворец советов должен был выглядеть так:
Кому-то показалась крамольной сцена с Москвой:
Тьма накрыла ненавидимый прокуратором город
В целом - фильм сумбурный, комиксовый, мрачный, герои не проработаны, многие знаковые сцены не проработаны, фильм получился не по книге, а по мотивам книги и немного - биографии писателя. Этакие фантазии на тему и - для тех, кто в теме. Пообсуждать, сравнить.
Может, этот фильм интересен как блокбастер под попкорн? Ну картинка же есть, масштабные сцены, нестандартные лица и непривычные антуражи. И опять же не хватило мне структуры и динамики. Скучала, ждала, когда ж конец наконец.
Игра актеров не на высоте. Не спорю, большие актеры оживили своих персонажей (Башаров, Ярмольник, Колокольников, Гуськов, Диль). Но некоторые - отработали работу, как умели.
Словами из фильма я бы охарактеризовала так:
Проделана большая работа...
P.s. я почитала комментарии к фильму - мнения разделились. Но я обратила внимание на характеристику фильма, которая у меня возникла первично - "без души". Я не знаю, что это значит, как сформулировать это ощущение более грамотно - но, как оказалось, оно посетило далеко не меня одну.
Эх... Это как раз тот случай, когда, выбирая между новинкой кино и концертом юных музыкантов, лучше выбрать концерт. Честнее, искреннее, трогательнее, душевнее. Но соглашусь, что Цыганов в роли любовника мне тоже импонирует больше, чем Галибин. Правда, я не скучающая Маргарита. а ей его отрешенность и "как бы" бестелесность как раз могла показаться отдушиной, чем-то настоящим, к чему потянуло. У Галибина и в молодости было такое лицо, что только блаженных да юродивых играть. Вся скорбь этого мира... в глазах.
В кино мне смотреть не грозит, но когда будет возможность посмотреть вообще, то обязательно. Вертинская внешне мне казалась идеальной Маргаритой - в плане крови, о которой говорится в романе. На деле, лёгкая... как бы так помягче... стукнутость вконец заскучавшей дамочки - есть, а вот на что-то более глубокое уже и хронометража не хватило, хотя ей достался такой симпатичный Мастер, как Раков. Коровьев лучший для меня - Абдулов, в нём и глубина рыцаря, и вот это всё безобразие гротескное, разбавляющее тонкие, лопающиеся струны вечных тем. Колокольников всем напоминает Джокера, а мне его езда на велосипеде даёт отсылку к клипу Queen "I'm Going Slightly Mad", потому что на безумного он похож весьма. Аугуста я не знаю, не видела я пока всех фильмов Тарантины, но! Мне в трейлере очень понравился его взгляд, такой тоскливо-безысходно-понимающий, и прощающий. Надеялась я, что "всё будет, как надо", но... В общем, буду смотреть обязательно. Меня интригует Латунский, и я люблю Яну Сексте - ещё когда совсем не знала такую актрису, случайно столкнулась с ней на сайте одноклассников, и знала её как клоунессу в детских онкологических больницах. Она волшебная девочка)
О, спасибо за такой развернутый ответ! Согласна по Вертинской, для меня она здесь немного Ассоль из сказки. Игра по старой школе. Вот и говорят, что в последнем фильме лучший Воланд. Не согласна, но хорош. А про Яну я как раз забыла написать, а хотела - она великолепна. Столько тепла живого. Один из самых натуральных персонажей
Отличный отзыв, интересно... Спасибо 👍 Я всё хочу посмотреть, и именно на большом экране. Пока собиралась сходить, уже и старые экранизации пересмотрела в сотый раз. Но прям хочу посмотреть
А я из тех личностей, кто в принципе равнодушен к данному произаедению Булгакова. Не понимаю, почему все говорят, мол, Юлия Снегирь хороша - по-моему, у нее везде и всегда ну такое замучаное лицо. И одинаковое выражение этого лица, обнять и плакать
Я бы сказала, что у нее, как у Киры Найтли, один и тот же выигрышный рекламный ракурс, я тоже такое терпеть не могу. И произведение в самом начале тоже не оценила. Сейчас я его воспринимаю как такую тарантиновскую отдушину - про месть нехорошим людям. Но вопросов по-прежнему много.
Спасибо за отзыв! Я полфильма пыталась вспомнить, где видела актрису, играющую Геллу. Потом полфильма думала, какое все же хорошее кино "Небесные жены луговых мари" и надо бы его пересмотреть) В целом понравилось, но я, если честно, после бурных обсуждений в сети ожидала чего-то более провокационного и новаторского, каких-то ответов на мучающие вопросы, что ли, но не дождалась. Не понравилось, что линию с Иешуа настолько упростили и урезали.
Согласна с Вами, мы тоже пошли на нечто... провокационное, острое, разоблачающее, а оказалось - ну чуть смелее и актуальнее самого оригинала. Линия с Иешуа - смотреть и плакать. Так и не поняла
На днях говорили с мужем про этот фильм... Пока не смотрели, но, боюсь, буду плеваться А мне Безруков в сериале не понравился. Вернее, роль эта ему не подходит, как по мне. В моем представлении, Иешуа такой сильный, мощный, энергичный, что все "враги" его боятся должны. Доброта, духовность - это не тщедушность Безрукова. Таким он мне показался в сериале. Интересно было почитать отзыв. Классно описала
Понимаешь, мне он тоже не понравился после первого просмотра, я была христианкой и он совершенно не лег на мое восприятие этой фигуры. А сейчас я предполагаю Христа как скорее всего существовавшего человека. Интересного остроумного и глубокого философа. И вот вполне вероятно, что он именно таким и был, каким его изобразил Безруков. Добрый, личностно-развитый, харизматичный, с навыками гипноза и даром слова. Но не книжный гуру, играющий в бога
Понимаешь, мне он тоже не понравился после первого просмотра
Мне и со второго тоже Так и я не обожествляю Христа... Развитый, харизматичный с даром слова, да. Но, как вспомню (по писанию, конечно ), как он разгонял торговцев у храма... Этот не сможет. Вялый и унылый он какой-то.
Фильм прекрасен вот именно тем, что это - "размышление на тему". Дословно уже снял Бортко, какой смысл повторять) А тут получилась именно новая интерпретация.
Актёрский состав новой картины лично для меня ближе к тому, что было в моей голове при чтении романа. Воланд (!!!), Пилат, Иешуа. В версии Бортко лучше свита и, пожалуй, Бездомный. Галкин там вот прям такой Иванушка)
Почему кому-то кажется сцена с Москвой крамольной?) Горит же не настоящая, а та, что в голове у Мастера. При том, что в первоисточнике три настоящих пожара никого не смущают)
Да, наверное дело как раз в ожиданиях в голове у каждого )) Пилат тоже мне показался самым удачным именно в этой версии. А Иешуа не поняла вообще. И по поводу Москвы - возможно Вы правы, притянуто за уши. Просто сейчас настолько боятся что-то лишнее сказать в текущей ситуации, даже радуги подтирают с упаковок косметических средств и реклам (боже, что за бред наступил...), что людей удивляет даже такая метафора