Трудно найти в России автора более непостижимого и таинственного, чем Виктор Пелевин. А уж какие полярные оценки его произведений! С одной стороны у писателя целая армия фанатов, а с другой стороны многие считают его творчество, мягко говоря, спорным (из серии "что курил автор?").
А раз так, то книги его регулярно издаются, стоят обычно немалых денег и ,каждый раз, вызывают нужный автору ажиотаж. "Чапаев и Пустота" считается одним из лучших произведений Пелевина, которое содержит много Восточной мистики (автор увлекается буддизмом), смены временных интервалов (герои переносятся в разные эпохи), ну и неизменные пелевинские ироничные фразочки тоже присутствуют (фанаты называют их "жемчужинами").
Поклонником автора я не стала, прочла пока только две его книги (второй была iPhuck 10), но след свой,в моем сознании, они конечно оставили. Отзыв на книгу iPhuck 10 здесь https://irecommend.ru/content/voobshche-govorya-vs...
Главный герой Петр Пустота един в двух лицах, и живет в двух эпохах: он комиссар в дивизии Чапаева (1919 год) и одновременно пациент больницы для психически больных (1990-е годы). Перемещаясь между этими двумя измерениями, он пытается ответить на мучающие его вопросы , попадая еще в одно измерение - "внутреннюю Монголию", о которой ему рассказывает Чапаев. Вымышленные события переплетаются с реальными, произошедшими в трагические времена нашей истории.
– Все, что мы видим, находится в нашем сознании, Петька. Поэтому сказать, что наше сознание находится где-то, нельзя. Мы находимся нигде просто потому, что нет такого места, про которое можно было бы сказать, что мы в нем находимся. Вот поэтому мы нигде.
Чапаев в романе не просто командир дивизии, он учитель, философ и проводник в мир "внутренней Монголии". В лице Петра он находит слушателя и ученика.
– человек чем-то похож на этот поезд. Он точно так же обречен вечно тащить за собой из прошлого цепь темных, страшных, неизвестно от кого доставшихся в наследство вагонов. А бессмысленный грохот этой случайной сцепки надежд, мнений и страхов он называет своей жизнью. И нет никакого способа избегнуть этой судьбы.
Сквозь призму трагических событий гражданской войны автор анализирует события другой эпохи - 90-х годов. Времена изменились, а вопросы остались все те же: к чему должен стремиться человек? кто он в этом мире? Каждый роман Пелевина описывает временной отрезок из жизни России. И это не всегда прошлое, иногда это будущее, но оно всегда тесно переплетено с прошлым.
С горькой иронией размышляет писатель о роли интеллигенции в решающие моменты нашей истории, описывая как "на лету" менялись взгляды, убеждения, да и само творчество многих авторов в угоду новой власти. Это было время лицемерия и предательства. Что двигало этими людьми? Только ли страх за свою жизнь или человек живет подобно флюгеру, не имея ничего святого за душой...
А вот и моя любимая фраза в романе:
Любовь, в сущности, возникает в одиночестве, когда рядом нет ее объекта, и направлена она не столько на того или ту, кого любишь, сколько на выстроенный умом образ, слабо связанный с оригиналом. Для того чтоб она появилась по-настоящему, нужно обладать умением создавать химеры;
Это то, чем человек занимается всю свою сознательную жизнь: созданием химеры и ее отчаянным поиском. В своем воображении мы рисуем образ идеальной любви, идеального ребенка, идеальной работы, идеальной страны, где бы мы хотели жить в идеальных условиях...Потом мы начинаем в это верить, а потом впадаем в депрессию, потому что не получаем всего этого. Мы не умеем радоваться малому, любить тех кто рядом, может быть поэтому в человеческой истории столько трагических страниц.