Приветствую заглянувших! Хочу поделиться своим тяжелым опытом приучения дочери к горшку. Надеюсь, кому - то поможет моя информация в этом бою. Итак, я мама "памперсной" дочери. Каюсь в лени, но я упорно не представляла свою жизнь с круглосуточными письканьями над тазиком,подъемом несчастного ребенка по ночам и прочими прелестями "правильного приучения". Да и мнение многих авторитетов, заявляющих, что приучать к горшку надо не раньше, чем с 18 месяцев, грели душу. И невзирая на зудёж моей мамы в стиле "ты что!!!? уже пора!! да что это такое!! да ты в год уже просилась!!..." я не приучала ребенка к горшку, пока не стукнуло ей год и 8 месяцев. Тут судьба уготовила мне сюрприз - дочь боялась горшка, как огня, и отказывалась даже сидеть на нем. Почитав и посмотрев советы, я откладывала дело каждый раз на несколько недель, потом ещё...Но ничего не менялось. Максимум чего добились - присесть на горшок без паники, абсолютно не понимая, зачем и для чего. Так бесполезно прошло лето, на которое возлагались большие надежды. Пришел сентябрь, ребенку уже год и 11. Мой внутренний паникёр начал давать о себе знать, да и траты на памперсы изрядно достали. Я основательно взялась за поиск конкретных методик. И вот наткнулась на книгу "Приучение к горшку за 1 день" авторов Натан Эзрин, Ричард Фокс. Книга небольшая,при наличии времени на чтение можно освоить и за день. Что предлагают авторы: на примере писающей куклы показать ребенку сам процесс,научить снимать штаны, самостоятельно садиться на горшок, выливать за собой его содержимое и даже сливать воду в унитазе. Перспектива шикарная, но сама методика очень смущает. Перечислю мои нестыковки с жизнью:
1. В обучении предлагается кормить ребенка соленым, вызывая жажду, и давать много пить, если не хочет - заставлять. Без комментариев...
2.Предлагается поощрять ребенка за успехи угощениями - хорошая аналогия с трудами Павлова, но тут вопрос - а не придется ли Вам кормить ребенка печеньем после каждого похода в туалет еще очень и очень долго...? Ведь нет подкрепления - пропадет и результат...Жертвой именно этого пункта я и стала,но о нем позже.
3.Авторы предлагают каждые 5-15 минут заставлять ребенка усаживать куклу писать и проверять ее и себя на предмет сухости. А многие ли дети так послушны, чтобы такое количество раз повторять одно и то же? Сомнительно.
Расскажу наконец о моей практической части. В выбранный день, как водится, "с понедельника", утром был снят памперс. Я усаживала куклу на горшок, демонстрировала писание, потом свой бурный восторг, гладила куклу по голове и давала ей печенье. Изобразив, что кукла его поела, я отдавала его дочери. Затем мы вместе шли и выливали воду из горшка в унитаз. Нажимали вместе кнопку и получали "фонтан". Это была основная часть восторга, которую испытывал ребенок. Процедуру мы проделывали несколько раз в час. Дополнительное питье я не давала. Что получили: Дочь усаживала куклу,чтобы..получить печенье!! Сама на горшок не садилась, писала разумеется на пол и через несколько часов я падала от усталости, вытирая ее частые лужи...Печенье решено было прекратить.День первый закончился.
Вторник. С утра мы повторили начало понедельника - все то же самое, с тем же отсутствующим результатом. Моя злость росла. Достижение к середине дня - удалось найти способ заставить сидеть на горшке - мыльные пузыри. Дочь на горшке - я дую. Только захочет уйти - я прекращаю. Работало на ура. так мы просидели полчаса, в это время она пила воду. И о чудо- несколько капель сделались в горшок!! Мой бурный восторг и хвала не знали пределов, вместе идем, выливаем, смываем, "фонтан"=восторг. Следующую лужу мне удалось поймать - дочь стала нервничать и сжимать ножки. Пытаюсь усадить на горшок - протест. На свой страх и риск усадила через силу и слезы. Но она пописала в горшок. Первая лужа в жизни в горшок. Опять хвала и "фонтан". Это был переломный момент. Ребенок наконец-то понял, что нужно делать и что это не опасно и не страшно. Весь остаток дня она ходила только на горшок, моему счастью не было предела.
Среда. Успех сохранился, ходим на горшок, идем смывать вместе. В мое отсутствие в комнате дочка сама села и покакала, поразив меня до глубины души, ведь я на это пока даже не надеялась.
В четверг я решила, что совместное смывание буду прекращать - мне это неудобно, кнопка смыва высоко на бачке, ребенок сам все равно это не делает, а мне таскать ее на себе не хотелось. Через несколько моих отказов в "фонтане" и детских слез в ответ случился удар судьбы - возобновились лужи на пол и даже кучи. Вот та самая ловушка от профессора Павлова. Нет подкрепления - рефлекс угасает. Пришлось снова брать дочь с собой "фонтана" ради, и только тогда она снова стала писать в горшок.
Пока не знаю, как будем бороться дальше, но радуемся тому,что есть.
Подытожу: методика из этой книги однозначно заслуживает внимания, но каждая мама неминуемо должна вносить коррективы, исходя из знания своего собственного ребенка. Подкрепление, будь то угощения или что-то другое-вещь действенная, но есть опасность того, что без него успех опять сведется к нулю, и как тогда выходить из положения - очередная проблема. Ну и вряд ли возможно управиться за 1 день, очень сомневаюсь. Но за 3 - да! И ещё однозначно убедилась - надо дождаться нужного возраста, уловить готовность ребенка, не торопиться и не слушать окружающих с их "уже давно пора!!". Только Вы и Ваш ребенок решаете,когда пора!. Всем успехов и здоровья!