Undertale оказалась одной из лучших игр, в которые я играла. Удивительно, но самой значимой ролевой игрой за последние несколько лет стала вовсе не очередная Final Fantasy или еще пяток громких тайтлов ААА класса, а скромная РПГ, практически целиком сделанная одним человеком на простеньком движке RPGmaker, с минималистичной псевдо-восьмибитной графикой.
Действительно чувствуется, что автор подошел к созданию игры с душой! Игра пронизана интересными продуманными диалогами, позволяющими не на шутку привязаться к персонажам. Несмотря на простоту, графика в игре выглядит очень и очень приятно, а персонажи мгновенно вызывают неподдельную симпатию. На музыке же стоит остановиться отдельно - она настолько хороша, что ее хочется слушать и вне игры. В интернете легко найти множество различных качественных обработок, которые остаются в моих плейлистах и по сей день.
В Undertale много всего необычного. Игра зачастую посмеивается над распространенными в РПГ клише, но делает это очень органично и скорее как дань уважения играм детства, а не в качестве злобного высмеивания, как это обычно бывает. И хотя такие моменты вызывают улыбку, это одновременно заставляет проникнуться уважением к игре и воспринимать ее более серьезно. Игра, например, запоминает ваши действия, даже после загрузки сейвов в попытке переиграть что-то. Некоторые ключевые персонажи отреагируют но то, что вы делали до перезагрузки или даже при предыдущем прохождении игры. Или как вам понравится, если босс сам будет сохраняться и загружаться во время боя? А как вы отреагируете, если он вдобавок удалит ваши собственные сейвы? Но ничего страшного, перепроходить все заново из-за этого не придется. Кроме того, уникальная боевая система дает возможность проходить игру совершенно разными способами, откуда собственно и берется самый известный факт об Undertale - игру можно пройти вообще никого не убив. Этот достаточно необычный для РПГ ход привлек меня больше всего, когда я впервые столкнулась с игрой. Но здесь есть нечто большее, чем одно лишь наличие разных вариантов прохождений и нескольких концовок.
Бывают действительно хорошие игры с захватывающим сюжетом, от которых сложно оторваться и которые оставляют после себя чувство удовлетворения и ощущение, что время потрачено не зря. Но бывают и такие игры, о которых сложно перестать думать еще долгое время после прохождения. Игры, в мир которых хочется вернуться снова и снова, в которых хочется не пропустить ни малейшей детали, попробовать все варианты, увидеть все концовки - причем получить их самой, а не быстро посмотреть на ютубе. Хочется пережить все снова, еще раз пообщаться с персонажами, чтобы лучше понять сюжет, чтобы попытаться уложить в голове чувства, вызванные игрой. Таких игр немного, и Undertale - одна из них.