Всем привет. "Шоссе в никуда" один из первых фильмов, благодаря которым я познакомилась с творчеством Линча. Да, это был не "Твин Пикс" 😊
О чём?
Чета Мэдисон переживает не лучшие времена. Точнее, муж считает, что вторая половина ему изменяет. Об этом свидетельствуют сразу несколько фактов. И Фред пытается разобраться и уличить свою красавицу-супругу. Однако вместо правды или неправды он получает совершенно нелепое обвинение, после которого происходит что-то странное.
Моё мнение.
У Дэвида Линча какое-то своеобразное видение мира. Все диалоги, сцены и весь сюжет построены вроде бы линейно. Но каждая минута в истории имеет значение.
Начавшись с фразы "Дик Лорант мёртв", фильм начинает развиваться по одному Линчу понятной спирали.
Фред, ночами играющий в клубе на саксософоне, пожирает сам себя подозрениями, и его состояние легко передаётся зрителю.
Тягучесть атмосферы картины порой кажется чересчур затяжной. Будто плаваешь в каком-то киселе, который не даёт утонуть, но и не выплыть на поверхность не разрешает.
Сюжет вроде бы линеен, всё происходит как надо. И все же есть ощущение, будто что-то происходит параллельно. То, чего зрителю не показывают.
Героиня Патрисии Аркетт мне показалась слегка комичной с этой своей чёлкой и небольшой жеманностью.
Она будто провоцирует Фреда на всяко разные думки своим поведением. То в клуб она идти не хочет, то трубку не берет, когда муж звонит.
Когда в дом попадает кассета с записью, она пугается. Словно действительно изменяла, и теперь муж может понять всю правду. Но на кассете оказываются другие кадры. И в дело вступает полиция.
Отдельно хочется вынести Таинственного человека в черном с вечеринки. При первом просмотре мужик меня напугал до чёртиков.
Все его слова, которыми он пугает Фреда, улыбочка, да и вообще довольно странный внешний вид вызывает как минимум удивление. К тому же никто не знает, откуда он, как вообще оказался на вечеринке и почему общается с гостями как со старыми знакомыми. Если брать его в расчёт как пищу для размышлений, вырисовывается масса интересных вариантов.
Фильм снят в достаточно тёмной манере. Всё главное происходит во тьме. Сумерки сгущаются, сгущается и история, подкидывая мысли про путанность сознания не только героя, но и зрителя.
Жизнь Фреда сильно меняется после странной встречи с Таинственным человеком. И он сам не понимает, что происходит. А вместе с ним не понимает и зритель.
Мне кажется, Линчу нравилось добавлять некую мистическую составляющую. То, что скрыто от людских глаз тонкой завесой, временами проникает в реальность, пугая и заставляя задумываться.
После череды определённых событий, которые создают хаос в голове, главный герой превращается в другого человека. В прямом смысле. Внешне, внутренне, да и вообще это уже не Фред. Это Пит Дейтон, который тоже не понимает, что происходит.
Если смотреть внимательно, то становится понятно, что произошло именно то, чем любил баловаться Линч - подмена понятий. В том же "Твин Пиксе" этот приемчик он использует постоянно.
Кстати, ещё хочу упомянуть саундтрек к картине. Великолепно подобранная музыка: Дэвид Боуи, Nine Inch Nails, Rammstein, The Smashing Pumpkins, Мэрилин Мэнсон и, конечно, незаменимый Анджело Бадаламенти. Все это органично вписывается в общую картину сюжета. Саундтрек пускает корни напрямую в историю, давая понять, что без него сюжет - всего лишь кусочки паззла, которые невозможно сложить.
Многие ругают Линча за чересчур запутанные сюжеты и массу непонятных подсказок и отсылок. Однако, повторюсь, если смотреть внимательно, то все становится на свои места и позволяет увидеть то, чего не видел раньше.
"Шоссе в никуда" фильм не для единичного просмотра. Его нужно пересматривать, поскольку каждый раз открывается что-то новое.
Вселенная Дэвида Линча - это отдельный жанр кинематографа. Его видение искусства кажется странным, непонятным и порой абсурдным. Но как по мне фильм получился просто отличным. Неторопливым, загадочным, с изюминкой.
Рекомендую.