Журнал "Пионер" мы выписывали долго. Это был один из немногих советских журналов, в которых политическая трескотня сводилась к минимуму, зато часто появлялись новые повести детских писателей - с продолжениями на несколько номеров. И тогда мы усаживались на диване вокруг мамы, а мама читала. И это были самые счастливые минуты в нашей жизни.
Тогда, почти полвека назад, эта повесть Зои Журавлевой называлась совсем не так: "Я Арина, Байрамчик и верблюжье молоко". И когда много лет спустя я нашла самодельную книжицу, переплетенную из журнальных вырезок, тут же захотелось перечитать. Но скромная запись "Журнальный вариант" заставила искать полную версию повести. И что? Ее не было! Всезнающий Гугл давал ссылку только на эту журнальную публикацию - и больше ничего. И я даже растерялась... пока на каком-то книжном сайте не выяснила, что полная повесть называется совсем по-другому: "Сними панцирь!" И тогда все быстро нашлось. 😊
Сразу скажу: новое название совершенно не соответствует содержанию книги. Это был всего лишь маленький эпизод, когда дети уговаривали черепаху снять панцирь и показать, как она потом его надевает. А книга была вовсе не про черепаху и не про панцирь...
...а про биологическую станцию в пустыне Каракумы. На которой живут необыкновенные увлеченные люди-зоологи и их дети: Лёдик-Лёня, девочка Арина и толстый Витя. Арине и Лёдику всего по шесть лет - но они уже запросто ориентируются в пустынной флоре и фауне. И ходят в гости в туркменский поселок, где живет Байрамчик и его многочисленные братики. Это там они все дружно пьют свеженадоенное верблюжье молоко.
А чтобы выгодно подать степень их осведомленности, писательница присылает к ним в гости московскую тетю Надю. И дети увлеченно рассказывают тете Наде:
Леопард под фисташкой спал. Даже не думал, что орехи поспели. Как-то забыл про это. Потом леопард проснулся. Надо, думает, ноги немножко размять. И вышел из-под фисташки. Тут народ сразу как закричит! Как сумасшедший, честное слово. Леопард прямо не знает, куда деваться. Едва вырвался.
Зоя Журавлева сама объездила всю пустыню в составе биологических экспедиций. Поэтому о животных и растениях она рассказывает... конечно, с точки зрения шестилетнего ребенка (повествование ведется от имени Лёдика), но очень грамотно и по делу.
Гюрза — исключительно умная змея! Никогда не шипит. Она сразу кусает своим ядовитым зубом, чего она будет шипеть.
А еще... повесть написана как бы вне времени. Первая публикация в 1972 году пришлась на расцвет советской идеологии - но в повести нет ни съездов с партийными директивами, ни собраний, ни даже верных ленинцев пионеров. Зато есть Настоящие Люди: папа Лёдика Алексей Никитич, руководитель станции и заповедника, исследователь-туркмен дядя Мурад, повариха Марина Ивановна, зоолог дядя Володя и шофер Боря... А еще к ним приезжают другие увлеченные люди: настоящий академик из Москвы Лев Владимирович и однокурсник Алексея Никитича Юрка, которого все звали Академиком еще во время учебы, но это у него впереди...
А как вам считалочка:
На! Вокзале! В чёрном! Зале!
Кот! Сидел! Без головы!
Пока! Голову! Искали!
Ноги! Встали! И! Ушли!
Конечно, на каждом слове нужно тыкать пальцем в следующего человека - на то она и считалочка...
В конце я почти поплакала - но не от горя или сострадания... а даже не знаю, от чего. От восторга. От восхищения. От ощущения, что мир стоит, пока есть такие люди. Какие - такие? Цельные. Увлеченные. Счастливые. И не только в прошлом, а сейчас, всегда. Хотя и кусочек трагедии в книге есть, и даже намек на будущий роман...
Что в журнальном варианте было не очень - так это рисунки. Тут уж явно художница М. Яшкова не постаралась: как-то мутно, грубо и неинтересно. Отговорки на журнальную печать не принимаются: в этом же переплете были другие повести с другими рисунками. А вот в новой книге, изданной в 2016 году, рисунки Марины Успенской оказались куда удачней. Жаль, нельзя приводить картинки из Интернета... Но можно посмотреть на обложку, чтобы оценить стиль художницы.
Я бы в пустыне жить не смогла. Тут две недели жары в году выдерживаешь с трудом, а чтобы все время солнце... и песок... и соль... и ни кустика, ни тенечка... это не для меня. Но люди живут везде, и всюду для кого-то земля становится своей. Даже такая вот раскаленная пустыня Каракумы...
— Человек должен на одном месте жить, — говорит папа. — На этом месте? — спрашиваю я. Хорошее, конечно, место. — На любом, — говорит папа. — На каком-нибудь. Только тогда он может в землю врасти, и земля человеку прекрасна.
Очень искренне, очень эмоционально, очень достоверно - вот как минимум три достоинства этой небольшой повести. И я непременно принесу почитать своим маленьким внукам и журнальный вариант с картинками, и электронную версию книги в полном объеме. Чтобы, как мы в детстве, они тоже сидели на диване вокруг мамы и слушали про Арину, Байрамчика, очень-очень соленое озеро, геккона и варана и многих других обитателей пустыни. Кто же мог 46 лет назад подумать, что мою внучку будут звать Арина. 😊
Думаю, для вас, ваших детей и внуков это будет настоящее открытие! Читайте с удовольствием!