Этот фильм я посмотрела один раз в жизни и больше ни за что не повторю. Будучи школьницей, помню отвращение, и как хотелось это развидеть. Что называется, надо же так испортить морские пейзажи.
Сначала я услышала во дворе обсуждение соседей, похихикивающих над тем, что «парик на Ленина надели». Им это казалось очень смешным, и они горячо рекомендовали фильм, даже подсказали время повтора по телевизору. Могу понять их – тогда с экранов такая вот «правда жизни» была в новинку.
С первых кадров начинается… тьфу. Ничего не имею против творчества Игоря Северянина, но вот исполнение категорически гнусное. Если бы тот же стих читался в какой-нибудь изысканной творческой тусовке в чеховском стиле – да, это было бы смело и здорово. Но его читает девочка – несовершеннолетняя, нездоровая и неуравновешенная; ей только про то и вещать, что какая-то несуществующая королева «отдавалась грозово». А потом девочка и ее соседки по санаторию начинают женихаться и пакостить, бунт, понимаете. И становится понятно, что лучше бы они стихи читали, хоть какие. Только вот зачем это в кино показывать? Отпечаток наглости и злобы на детских лицах, эдаких «гримасах свободы» - совсем не украшение.
Поскольку санаторий лечебный, присутствует довольно много подробностей даже не медицинского характера типа каскет на челюсть и лечебной физкультуры, а санитарно-бытового плана. Персонажи и без того противные, а тут еще добавили натурализма.
Эпизод с Лениным я тогда воспринимала просто как мерзкую шуточку недалеких девчонок. Союз распался, пиетет пропал, и многих забавляло, что надо же, когда-то он был. Но фильм-то создавался и вышел еще в советское время, когда фигура Ленина воспринималась пусть не как сакральная, но вроде знамени и герба – это символ родной страны и ее передового строя. И реакция педагога мне понятна: это реакция на кощунство. На поступок быдла, как ни крути.
Все время подразумевается, что вот он – порыв к свободе, но порыв этот безобразен. Разложение юных душ в постоянном кривлянии и бесновании, шатания с мальчиками по танцам и кустам… До сих пор помню эти гадкие кадры, хотя много лет прошло. Но тогда еще не привыкли к помоям из телевизора. Именно к советским помоям, которые робко показались в «Афоне» и перетекли в «Маленькую Веру» - когда материальное, пусть небольшое благополучие принимается как данность, а душевная гниль вылезает. Вот и в этом фильме: девочки нисколько не благодарны за то, что для них делается кем бы то ни было, они видят только подавление, и к последствиям своих деяний равнодушны. Хотя их прямым тестом предупреждают, что ударит это, прежде всего, по ним же. Финал меня не убеждает, подозреваю, это требование цензуры, которое не укладывается в логику персонажа.
Для меня этот фильм стал своего рода подтверждением того, что рабство – это внутреннее состояние. И даже воспитание на поздних этапах тут мало что может поправить, если вы не Макаренко. Если с раба и снять ошейник, он все равно останется рабом. И поспешит проявить худшие свои качества. Как эти девочки, которые пустились во все тяжкие – в меру того, что им позволили обстоятельства, к счастью, а не в полную меру своей распущенности. Иначе было б совсем страшно – как и стало в девяностые, когда такие вот девочки и им подобные получили свою так называемую свободу и стали горбатыми.
Гораздо позже я ознакомилась с биографией Ники Турбиной; увы, тоже хорошего мало. Называется, вот что бывает с одаренным ребенком, который привык к ранней популярности, но не приучен к труду и терпению. Грустная история.
Фильм дурного тона и тем бравирует.