Опубликовано 22 Июнь, 2024 - 14:46

Есть общественные темы, о которых не принято громко говорить.

Одна из них - дети в детском доме.

Все представляют, как ребенок попадает в подобное заведение. Но мало кто задумывается, как выходит, куда выходит и что с ним будет дальше.

Вот, например, аборты. Только ленивый не имеет своего весомого мнения на эту тему. Даа, убивать плохо. Убивать ребенка в утробе - совсем ужас, нужно дать жизнь, нужно родить (тут я, кстати, согласна, и отношусь к тому лагерю, который не приемлет аборты).

Лучше родить и оставить, чем сделать аборт - такой компромисс предлагает общество тем, кто не готов нести ответственность за свои действия и не освоил нехитрую науку предохранения.

И общество не осудит этих несостоявшихся матерей. Ведь благо же сделала, не убила ребенка, не сгубила душу. Я знаю это не понаслышке, в нас соседка с чистой совестью оставила какого-то по счету ребенка в детдоме, написала отказ и на том все. И все ее оправдывают, ведь не смогла бы вырастить, а так - не убила, спасла.

Таким мамашам, которые быстро договорились со своей совестью и считают себя чистыми перед Богом, очень рекомендую наш, отечественный фильм "Слабым здесь не место".

Кино не особо известное, режиссер - Лолита Наранович. Как женщина, она очень четко ухватила этот смысл, эту тему отказных детей. Ведь в ее фильме - это не только детское горе, но и горе всего общества.

СЮЖЕТ

Выпускница вуза Люба приезжает проходить практику в провинциальный детдом.

Девушка - воплощение Учительницы с большой буквы. Горящие глаза, распахнутое сердце, длинная коса и красивое лицо. Не современной красотой, а классической. Вот, имхо, с нее иконы писать. И зовут ее Люба - Любовь.

Тут прям читается элемент притчи - в детский дом пришла Любовь..

Люба попадает на линейку, где главная воспитательница, Вилена Леонидовна, громовым голосом отчитывает и даже унижает детей за малейшую, казалось бы, провинность. Эта героиня - противоположность Любе. Чем то похожа на Мымру из Служебного романа. Человек-функция с истинно советским именем.

Сцена линейки крайне жестока и пронзительна. Вот мальчики, которые утверждают, что физрук приставал к одному из них, а они защищались. В наказании Вилена Леонидовна отправляет их сидеть без еды.

Ребята со слезами на глазах просят смягчить наказание.

Жрите друг друга, у вас это прекрасно получается!

Ругают и девчонок, за то, что после отбоя они выходят из своих комнат.

Ругают и совсем малышей, ангелочков с печальными глазами. Воспитательница издевается над ними. Оказалось, один мальчик пронес еду из столовой в трусах, и Вилена Леонидовна всячески осмеивает эту ситуацию.

Кончается все тем, что Люба в слезах убегает из зала.

___________________________________________

Первая мысль меня как зрителя - да как вообще можно так с детьми! А как же банальное человеческое достоинство! Эти ребята и так обречены на ужасы жизни!

__________________________________________

Но фильм имеет множество смыслов и подтекстов

Дальше - разговор Любы и Вилены. Люба задается справедливым вопросом, за что же так с детьми? Ведь это же люди!

На что Вилена отвечает, что это не люди, а волчата. И то, когда они превратятся в волков - только вопрос времени.

В монологе Вилены вскрываются страшные подробности детдомовской жизни.

Парни не защищались - они напали и избили физрука до полусмерти. И только благодаря нереальным усилиям воспитательницы, дела замяли. Иначе прям из детдома ребята пошли бы в тюрьму.

Девочки не просто так после отбоя гуляют - они ходят к мальчикам, и некоторых из них уже два раза возили на аборт...

-------------

И тут Люба спрашивает: Неужели за всю карьеру не было ни одного ребенка, который бы зацепил ее, Вилену, чем-нибудь?

И Вилена начинает вспоминать, что однажды привезли ей мальчишку, отняли у матери-алкоголички.

И она спросила ребенка, чего ты хочешь больше всего на свете?

Что может ответить малыш? Вернутся к мамке, много мороженого?

И этот совсем маленький ребенок говорит:

я умереть хочу

И не просто говорит, мальчик украл таблетки и пытался совершить суицид..

И в этом диалоге Вилена как будто изменяется. Воспоминания о том мальчике заставляют отступить жёсткость, ведь для ребенка остаться без матери - нереальной величины трагедия. Поэтому они и бегают друг другу за половыми связями, чтоб хоть как то т где то найти любви..

_______________________

Собственно, это - только вступление. Далее сюжет становится жестоким и жизненным: детдомовские девочки, решив, что красивая Люба забирает внимание пацанов, проникают в ее комнату с ножом...

_______________________

О ЧЕМ ЭТО ФИЛЬМ?

Кроме понятной темы жизни в детдоме, отсутствия у детей и подростков понятий о морали, нравственности и банально - законах, тут есть и тема ответственности взрослых, вернее - всего общества. Потому что там, где мамаши рожают для отвода совести (зато не аборт), реальную ответственность несут другие люди. И Вилена, и Люба тут по зову сердца, просто Люба - молодая и неопытная, а Вилена воздвигла стену между своим сердцем и их сердцами за годы службы.

Собственно - Люба и Вилена - две стороны идеального педагогического процесса в сложившейся ситуации. Когда понятно, что счастья не будет, и самое страшное случилось. Но можно максимально смягчить этот ужас. Любовь и строгость должны идти рука об руку.

РОЛИ

Кроме Любы и Вилены, прекрасно подобраны роли детей. Девушки - вчерашние подростки. Некрасивые, угловатые, с лишним весом, дешевым макияжем - ищущие внимания и любви.

Любым способом, в любом виде. За эту любовь они готовы идти на преступление.

Парни, простоватые, бесперспективные, потенциальные уголовники...

"От осинки не родятся апельсинки" - крутится в голове..

Малыши, еще чистые, нежные, искренние. Пока еще не волчата...

Прекрасные детские лица...

 

ФИНАЛ

Фильм кончается на радостной и жизнеутверждающей ноте. Это должно было быть, иначе беспросветный ужас реально сложно было б вынести...

в финале звучит пронзительная песня со словами

Родная мама, я тебя прощаю

за первые шаги среди чужих людей...

kat_86рекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Смотрите также