Опубликовано 21 Декабрь, 2022 - 19:39

Приветствую всех любителей фильмов о восточной философии.

 

Посмотрел на днях этот фильм. Дело было так. Безмерно устав от грозных боевиков, душа в тот прекрасный вечер требовала безмятежного отдыха. Именно душа - не тело. А поскольку год назад я твердо решил, что буду постепенно знакомиться со всеми буддийскими фильмами (просто захотелось), то подумал: почему бы мне сегодня после ужина не посмотреть давно намеченную киноленту "Весна, лето, осень, зима... и снова весна", пока есть к этому соответствующее настроение (лирическо-философическое)...

Весна, лето, осень, зима… и снова весна (Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom, 2003)
Посмотрел. И вот, увидев, что здесь уже присутствует данная буддийская притча и что к ней даже написано достаточно много отзывов, решил тоже оставить свой отзыв - по горячим следам, что называется.

Весна, лето, осень, зима… и снова весна (Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom, 2003)
Не являясь по духу даже на одну тысячную процента буддистом, могу сказать, что философия этого фильма мне понятна и даже близка. Здесь нам показывают человека, который познает себя и мир через естественный ход событий, проходя путь от невинности к "святости". Почему я взял последнее слово в кавычки - по той причине, что вообще это очень растяжимое понятие. Во-первых, в различных религиях по-разному его воспринимают - на свой манер; во-вторых, этот термин достаточно трудно определить для конкретного человека: у каждого в этом отношении своя мера и свое видение. И потому не будем лукаво мудрствовать по данному поводу. Главное - вовремя остановиться.

Весна, лето, осень, зима… и снова весна (Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom, 2003)
Что касается самого понятия "святость" в рамках именно религии, то, честно говоря, мне вообще не очень понятно, что такое "святость" в буддизме, поскольку буддизм - это чисто философское учение (иногда с привлечением неких мифических богов, коих в языческом мире - миллионы), и к религии оно вряд ли имеет какое-то мало-мальски внятное отношение. По всей видимости, в буддизме человек должен просто отречься от всего мирского, очистить ум и сердце от зла и желаний и строго соблюдать все внешние ритуалы - медитации, практики, церемонии, баночки, плошки, ложки, тряпочки и пр. Вот понятие "святости" в буддизме с нашей точки зрения.

Весна, лето, осень, зима… и снова весна (Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom, 2003)
Такое поведение, как правило, направлено на полное освобождение от страданий. В буддизме термин "страдание" означает вечное, непрерывное перерождение. Это понятие пришло в буддизм из других, более ранних восточных учений. И здесь всё дело в том, что если бы человек проживал только одну жизнь, то ничего страшного. Один раз помучаться можно, чего уж там. Но это же тянется бесконечно. Нет, ну ладно, если ты все свои жизни живешь припеваючи, получаешь от Вселенной всё, что заблагорассудится, ешь шоколадки и пьешь лимонады, а если реинкарнация превратит тебя однажды в гранитный камень или, что еще хуже, в какого-нибудь варана.

Весна, лето, осень, зима… и снова весна (Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom, 2003)
И этому ведь нет конца... Всё, человек фактически обречен. Но в свое время, благодаря одному великому философу, был найден-таки нестандартный выход из данной ситуации - добровольно отказаться от жизни (то есть как бы не участвовать в ней внешне и особенно внутренне, при этом продолжая жить), в результате чего цепочка бесконечных перерождений должна обязательно оборваться. Как говорится, клин клином вышибают. А что дальше - неизвестно. То ли ты вообще прекращаешь существовать как личность, и тебя вообще нигде нет, то ли окончательно и бесповоротно перерождаешься во что-то такое очень большое и безличностное, размытое и трудноопределимое.

Весна, лето, осень, зима… и снова весна (Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom, 2003)
Да это, собственно говоря, и не важно, к чему именно стремятся буддисты, но их стиль жизни очень привлекателен для современного человека, уставшего от бесконечных дрязг и кривотолков цивилизации 21 века. И сама философия, если абстрагироваться от конечной цели данного учения, тоже очень заманчива. В некоторых местах она бывает даже невероятно мудрой, поскольку истинное состояние любой личности - это гармония со всем Миром, которой нельзя достичь, проводя время в постоянной суете и пустых стремлениях. Это уже сто процентов.

Весна, лето, осень, зима… и снова весна (Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom, 2003)
Теперь оставим сию философию и подумаем, что дает нам непосредственно сам фильм "Весна, лето, осень, зима... и снова весна". Вот, значит, живут два отшельника посреди горного озера в хижине. Молодой, будучи еще маленьким мальчиком, постепенно перенимает опыт умудренного жизнью(?) старца. Молодой аскет мог бы, конечно, так и прожить в состоянии невинности до конца своих дней, слушаясь во всём учителя, но была бы у него в данном случае возможность стать "святым"?.. Ведь невинность - отнюдь не "святость".

Весна, лето, осень, зима… и снова весна (Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom, 2003)
Хочется сказать, что это два совершенно противоположных полюса духовного развития. Невинность - как бы первичная "святость", неразумная, несознательная. А в своем настоящем проявлении "святость" есть не что иное, как добровольный выбор в пользу невинности - после тяжелых испытаний, ужасных ошибок и проверок на прочность. Именно выстраданное состояние, под влиянием которого ты уже без принуждения и с радостью однажды отрекаешься от мира и живешь потом самой что ни на есть простой жизнью, и является подлинной "святостью".

Весна, лето, осень, зима… и снова весна (Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom, 2003)
И здесь надо отметить еще одну вещь. Ежели ты сам выбираешь такую дорогу после всех "превратностей" "судьбы", значит, ты правильно понял смысл всего того, что с тобой произошло. Что ж, а это уже самое главное в данном вопросе.

Весна, лето, осень, зима… и снова весна (Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom, 2003)
По сути, это долгий и очень тяжкий путь к самому себе. Через тернии к звездам. Через все времена года. Весна - невинность; лето - юность и первое познание греха, расцвет страстей; осень - горечь от тяжелого осознания собственной греховности, раскаяние; зима - искупление и возвращение... А уже потом приходит настоящая, истинная весна. Об этом и фильм.

Весна, лето, осень, зима… и снова весна (Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom, 2003)
Конечно, подвижнику еще предстоит долго и усердно трудиться, чтобы достичь того состояния, которое воспитал в самом себе его наставник. Но главное уже сделано и правильно воспринято, и поэтому всё получится...

Весна, лето, осень, зима… и снова весна (Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom, 2003)

Хорошая, добрая, поучительная кинолента о духовном взрослении истинного отшельника - через познание добра и зла.

Весна, лето, осень, зима… и снова весна (Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom, 2003)

Спасибо за внимание.

Достоинства
  • Актеры хорошо играют
  • Безумно красиво
  • Выразительно
  • Мудро и просто о важном
  • Фильм-метафора
Недостатки
  • Грустно...
victuar1982рекомендует
Читать все отзывы 19
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
21.12.2022
Если хочешь погрустить.
21.12.2022
И отдохнуть душой от боевиков с участием Джейсона Стэтхэма ))
Другие отзывы
Читать все отзывы 19
Смотрите также