«Отблески» я начала читать лет 8 назад. Тогда многое зацепило: и тревожная мистика, и шикарные мужики (во всей красе военных конфликтов), и несколько интересных женщин. Не все повествователи были по душе, некоторые и раздражали, но они все воспринимались почти как живые, со своими недостатками.
Скажу на примерах нескольких главгероев. Нравилось, как в первой книге притираются друг к другу Алва со своим оруженосцем, от ненависти до какой-то скрытой заботы со стороны старшего (и жаль, что Дик в итоге отпущен катиться по наклонной, хотя с остальными людьми, вплоть до случайных попутчиков, Алва потом запросто находил общий язык). Нравилось, как Марсель из состояния придворного щеголя срывается с места за Алвой, равняется на его силу воли, рискует собой и потихоньку растет до дипломата, способного подобрать ключик к собеседнику из любой страны. Как замкнутый и недоверчивый Валентин выбирает свою сторону и хрупко учится дружить. Как язвительная и не особо счастливая мать семейства Луиза при дворе учится выруливать из любых сложных ситуаций, причем как правило с тактом. Да про любого героя можно вспомнить некие теплые моменты.
И вот в течение последних книг многие герои постепенно "выцветали", на мой взгляд. Рокэ с Савиньяками не столько веселились, сколько вещали о тайнах и избранной магии крови. Вчерашние подростки скучнели и пионерствовали. Но тогда это казалось в пределах нормы, мало ли, что на войне может случиться. И вот сейчас Валентин докатился до того, чтобы без суда и следствия топить собственных подопечных. Марсель, кажется, вовсе не вспоминает Алву, чьим огнем он когда-то вдохновился и бросился за ним в войну. Сам Алва, оказывается, не провалил попытку обучения сложного подростка, а собственными руками подталкивал того к измене (автор, за что?). Алва к тому же как будто растерял внутренний конфликт и плывет по течению. Серьезно, разве можно вспомнить в книге хоть один момент, когда Алва описан с прежним восхищением – как на моряцких плясках святого Унда, например? Как зловещий Черный Гость на балу? Как злой на язык, но искусный лекарь в сцене лечения Дика? Как беспринципный и удачливый полководец в Сагранне? Как несломленный пленник в Багерлее? Вместо этого имбой стал Лионель, и его же запутанным мистическим путешествием заканчивается книга. Точнее, не заканчивается – до конца всегда два тома).
Что понравилось:
- В прошлой книге я без особого интереса читала, как после гибели короля с королевой двор переехал, и начались мелкие фрейлинские интриги и охота на "наших" женихов, таких как Робер, Арно, Валентин и другие. Не особо интересовала и линия Иоланты, одной из невест, которую потихоньку травят при дворе. Но в этой книге Марсель подобрался-таки к девице, и оказывается, что она не просто непримиримый бунтующий подросток, иногда она способна взять себя в руки, кого-то поддержать, кому-то помочь (даже в хозяйственных вопросах, чего не ждешь от девушки условного Средневековья). Это было довольно трогательно, но по замыслу это, скорее всего, просто филлер.
Сказать по правде, я уже пробовала написать более взвешенный отзыв, но не могу. Если вкратце, я люблю персонажей, какими они были раньше. И с большим любопытством посмотрю экранизацию, когда она выйдет. Но вот последний том наконец заставил трезво посмотреть на книгу и понять, что, увы, нет на свете ничего идеального).