Я уже не удивляюсь, что с началом учебного года в школе обязательно вводят очередное новшество, должное привести наше идеальное образование к еще более немыслимым высотам. Только успели осознать что такое ФГОС, так нате вам Единый образовательный стандарт. А вместе с ним и новые учебники и дополнительные предметы.
У сына в 8 классе помимо "Разговоров о важном" добавился час " Россия - мои горизонты" и новый предмет "Вероятность и статистика".
Давайте рассмотрим учебник по этому предмету и порассуждаем, насколько он необходим детям.
Вероятность и статистика, 7-9 классы
Учебник выпускается в двух частях, школьникам их выдают в библиотеке.
Рассчитан курс на три года, с 7 по 9 класс. Наши восьмиклассники начали изучать этот предмет с 1 сентября, поэтому проходят в ускоренном темпе, за урок две темы. От подобного галопа знания крепкими не будут.
Учебник написан в соавторстве Высоцким и Ященко. Ященко знаком родителям как автор КИМов по математике. Кстати, именно Ященко в своем интервью акцентирует внимание на том, что базовый уровень математики должен быть понятен каждому, любой родитель сможет объяснить темы своему ребенку.
Математика разная: гуманитариям нужна одна математика, технарям – немного другая.
Сейчас если ты смотришь на базовый экзамен и учитель говорит: «Ваш сын через год имеет шанс получить двойку – надо заниматься», то все задачи абсолютно понятны и осмысленны.
Оформление
Учебник большого формата, листа А4. Обложка мягкая. В первой части 170 страниц, во второй - 110.
Бумага качественная.
Оформление традиционное. Вначале представлены условные обозначения, которые встретятся на станицах учебника.
В конце каждой части есть справочный материал, ответы для бестолковых учеников и родителей, оглавление. В целом ориентироваться по учебникам легко.
В предисловии авторы объясняют, что за наука такая - статистика, как она нужна современному человеку. Что обработкой данных занимается и Сбербанк, и Пенсионный фонд, и практически любая организация и предприятие. Но зачем она нужна конкретному 14-летнему Васе, я так и не поняла. Все для того же общего развития.
Чтобы как-то расцветить сухую подачу не слишком увлекательного материала, авторы прекрасно - ну в силу специфики предмета - иллюстрировали учебное пособие. Практически на каждой странице есть цветные схемы, графики, таблицы, диаграммы.
И даже котики, куда же без котиков.
Видно, что авторы сделали максимально возможное для облегчения нелегкой жизни школьников.
Материала учебника сгруппирован по тематическим главам. Главы в свою очередь разбиты на параграфы.
Темы уроков даются традиционно: сперва объяснение нового материала с примерами, затем идут вопросы и закрепляются знания практическими заданиями.
Основные мысли, выводы и правила выделяются для лучшего запоминания.
К оформлению учебника у меня никаких замечаний.
Углубимся немного в содержание.
О содержании
С некоторыми темами дети сталкивались еще в начальной школе. Да, не все родители проходили в началке графы и множества.
Кое-что я помню со времен своего обучения, что-то видела в учебнике математики у сына. Например, графы мне знакомы, сложного в них нет.
Множества и операции с ними тоже не вызывают затруднений. Кругами Эйлера нас уже не удивишь.
С логическим утверждениями и высказываниями я сталкивалась, логика была одним из моих любимых предметов.
Дальше начинается темный лес. Комбинаторика. Элементарные задачи на комбинаторику дети решали и в младших классах, но совсем простенькие. В 6 классе по математике проходили тему "Комбинаторика". Здесь знания даются уже глубокие, с научными определениями и сложными задачами. Вы можете с ходу вспомнить, что такое факториал или треугольник Паскаля? Я нет.
Это еще цветочки. Дальше - хуже. То ли математика, то ли медицина, а может, и психология? Названия тем поставят в тупик любого неподготовленного родителя.
Случайные опыты и элементарные события.
Рассеивание данных.
Случайная изменчивость.
Дисперсия числового набора.
Алгебру в пределах 9 классов я знаю на отлично, но такие темы в мое время не проходили, то ли к сожалению, то ли к счастью. Хорошо, что сын учится нормально, не приходится ему помогать, ведь я и сама ничего здесь не поняла и ему объяснить не смогла бы.
Хороший учебник, по моему мнению, это такой, по которому ученик самостоятельно может освоить новую тему. Допустим, проболел ребенок, по учебнику сам выучил пропущенный материал. Или на дистанционном обучении, при котором помощь учителя минимальна. У нас и сейчас приграничные школы на дистанционке, и из-за гриппа некоторые регионы дома сидят.
По учебнику "Вероятность и статистика" редкий, даже со смежным образованием, родитель уразумеет материал. Вы сможете что-то понять из такого объяснения?
Или с такой формулой разобраться? Ведь не все дети с и обычными уравнениями справляются, ну зачем им такие выверты? Что они дают? Где связь с жизнью, на которую делали упор в предисловии?
На одно из заданий обратила внимание. Здесь показано, как, не используя цифры, можно сосчитать большое количество предметов. Показано простое чирканье палочек, как в наскальной живописи. Но даже я, недалекий человек, знаю способ более простой. Когда мы ездили студентами на яблоки, то количество сданных ведер отмечали точками и отрезками, объединяя их в десяток. Ставим поочередно четыре угловые точки, затем стороны квадрата и диагонали, получаем десяток. На полях показала.
Мои впечатления
Для меня учебник "Вероятность и статистика" сложный, мне тяжело в нем разбираться, понимать новое. Наверное детям, с их быстросхватывающим мышлением, проще, не знаю. Сын говорит, что ему все понятно, никаких трудностей. Ну хорошо, если так. Но ведь должно быть понятно не только способным ребятам, н и середнячкам, и даже родителям.
Представьте, подошел к вам ребенок и просит помочь с таким заданием? Где окажется ваш родительский авторитет?
Интересно, как преподают этот предмет учителя математики, лет 30 назад окончившие вузы? Им хоть понятен этот предмет?
В тетрадях что-то пишут...
Я прекрасно отношусь к современному образованию, я поддерживаю ЕГЭ, именно как форму оценивания знаний, а не цель обучения. Но я не люблю, когда пытаются в образовательный процесс впихнуть все разнообразие наук и знаний. Может, лучше детям давать прочную базу, а узкопрофильные предметы учить после школы, в профильных вузах? В 8 классе сейчас 3 часа русского языка и 2 литературы. Разве этого достаточно? Дети пишут безграмотно, не понимают прочитанного. Не надо им теории вероятности, добавьте лишний час внеклассного чтения.Да, и в старших классах. Чтобы дети хоть на уроке полчасика почитали, а затем по прочитанному диктант или изложение написали.
У нас выпускаются неучи, знающие множество бесполезных вещей, но неумеющие писать по-русски. Вот объявление в белгородском магазине, как вам? Может, писавший плохо статистику учил?
Подытоживая, уточню. Я не против предмета "Вероятность и статистика". И учебник по сути хороший. Но не для семиклашек. Это как читать "Анну Каренину" в 15 лет. Бесполезное, неинтересное занятие. Всему свое время, своя необходимость. Пусть школьники учат алгебру, русский язык, пусть читают книги по возрасту. Тогда к освоению трудного материала они подойдут подготовленными, знания лягут в благоприятную почву.
Составителям школьной программы неплохо бы на себя примерять то, что они рекомендуют детям. Думаете, я голословна и преувеличиваю? Посмотрите, какое стихотворение Жуковского надо выучить к следующему уроку. Кто до этого додумался? Может, методисты покажут пример, или учитель, слепо следующий программе?
Что наш язык земной пред дивною природой? С какой небрежною и легкою свободой Она рассыпала повсюду красоту И разновидное с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила? Едва-едва одну ее черту С усилием поймать удастся вдохновенью… Но льзя ли в мертвое живое передать? Кто мог создание в словах пересоздать? Невыразимое подвластно ль выраженью?.. Святые таинства, лишь сердце знает вас. Не часто ли в величественный час Вечернего земли преображенья, Когда душа смятенная полна Пророчеством великого виденья И в беспредельное унесена, — Спирается в груди болезненное чувство, Хотим прекрасное в полете удержать, Ненареченному хотим названье дать — И обессиленно безмолвствует искусство? Что видимо очам — сей пламень облаков, По небу тихому летящих, Сие дрожанье вод блестящих, Сии картины берегов В пожаре пышного заката — Сии столь яркие черты — Легко их ловит мысль крылата, И есть слова для их блестящей красоты. Но то, что слито с сей блестящей красотою — Сие столь смутное, волнующее нас, Сей внемлемый одной душою Обворожающего глас, Сие к далекому стремленье, Сей миновавшего привет (Как прилетевшее незапно дуновенье От луга родины, где был когда-то цвет, Святая молодость, где жило упованье), Сие шепнувшее душе воспоминанье О милом радостном и скорбном старины, Сия сходящая святыня с вышины, Сие присутствие создателя в созданье — Какой для них язык?.. Горе́ душа летит, Все необъятное в единый вздох теснится, И лишь молчание понятно говорит.
Учебник "Вероятность и статистика" оцениваю на 4, не отличник, нет. И рекомендовать не могу. Пусть его изучают дети постарше.
Вероятность и статистика, 7-9 классы
Спасибо за внимание к отзыву.
Учителей поздравляю с профессиональным праздником! Спасибо за ваш непростой труд. Будьте разумными и человечными, сейте в детях доброе и вечное.
Пусть школьники учат алгебру, русский язык, пусть читают книги по возрасту. Тогда к освоению трудного материала они подойдут подготовленными, знания лягут в благоприятную почву
. Во-о-т!!! Как же они задолбали своими ФГОСами и ЕОСами!!!
А я-то думаю, почему из всех учебников именно на этот много просмотров. Мы тоже пособия для подготовки к ОГЭ, контурные карты и КИМы на вайлдберриз и озон за свой счет покупаем. Хоть учебники выдают.