Что ни год, то очередное нововведение в школьной программе.
Не успели привыкнуть к Новым горизонтам России и Уроках о важном, как в 9 классе ввели еще один курс истории. Теперь дети одновременно проходят две программы: "Историю нового времени" как основной предмет, и "Введение в новейшую историю как дополнительный".
Давайте с вами ознакомимся со свеженьким учебником Истории, который утвержден Министерством Просвещения 2 года назад и выдержал только первое издание.
На "Введение в новейшую историю" отведено 1/2 учебного часа в неделю, то есть один урок в две недели.
Не сложно догадаться, что за две недели школьники забывают всё, что им рассказывали на предыдущем уроке, тут ни кратковременная, ни долговременная память не сработает.
Спросила у ребенка, как у них в голове не путается материал из разных эпох и стран. Да мы, говорит, все равно ничего не запоминаем, только то, что на следующий урок задали. Горько такое слышать, ну хорошо, хоть ОГЭ по истории не сдавать.
введение в новейшую историю, Рудник С.Н.
Оформление
Когда берешь в руки учебник авторства Рудника, сразу понимаешь, что денег на его издательство не пожалели: бумага качественная, цвет правильный - не ярко-белый, а чуть приглушенный, чтобы глазам было комфортно.
Иллюстрации замечательные. Много и репродукций картин.
И фотографий, схем, карт. Даже оформление страниц выполнено в красивом дизайне.
Вот только мягкая обложка меня смущает, если передавать учебник следующим классам, то через пару лет обложка закатается в трубочку.
Структура учебника продуманная, четкая. Ясно выделен новый материал, есть вопросы для закрепления и задания к параграфам. Основные мысли выделяются другим цветом.
Честно говоря, удивило содержание. Весь период разделен на 4 крупные раздела:
Российская революция 1917-1922 гг.
Великая Отечественная война (194101945)
Распад СССР и сложные 1990-е гг. в современной истории России
Россия в начале ХХI в.: возрождение страны. Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией
А где промежуточные между этими периодами времена? Куда деть жизнь моих родителей, мои детские годы?
О содержании
Начинается курс истории с введения, где вкратце изложена вся информация. В принципе, кроме этого можно и не читать ничего. Если у вас ребенок учится в 9 классе, прочтите введение, освежите в памяти основные исторические события.
Основное повествование начинается с 1917 года, немного затрагивает и царствование Николая Второго.
Первой Мировой и Гражданской войне уделяется уже больше времени.
Не стал автор стыдливо замалчивать или обелять вопросы красного и белого террора, коллективизации, репрессий. Информация подается сухо, но она хотя бы есть.
Самая значительная часть отведена трагическим страницам истории нашей страны - Великой Отечественной войне. Здесь достаточно подробно описаны все значимые события, все оборонительные и наступательные операции, приводятся соотношения сил и вооружения наши и противника.
Отдельно автор рассказывает о блокаде Ленинграда, об эвакуации, о партизанском движении, о тружениках тыла. Все без лишнего пафоса, очень достойно.
С особенным интересом я читала параграф, посвященный Курской битве, которая проходила в наших краях. Видела на карте знакомые названия, те, где и сейчас проходят тяжелые события. Пишу этот отзыв, а за окном громыхают раскаты, и это не ноябрьская гроза.
Разве могли подумать наши предки, что на освобожденной в 1943 году Белгородской и Курской областях будут снова идти сражения?
Мой родственник был командиром танковой роты в Прохоровском сражении, закончил войну Героем Советского Союза, принимал участие в Параде Победы, умер в солидном возрасте, за 90 лет, веря, что в стране наступило то мирное будущее, за которое они отдавали свои жизни.
Разве мог представить мой земляк генерал Н.Ф.Ватутин, погибший при освобождении Киева, что украинцы будут считать его оккупантом.
Несмотря на мои опасения, в учебнике новейшей истории рассказывается и о послевоенном периоде, о хрущевской "оттепели", о брежневском "застое", о великих достижениях нашей страны.
Времена перестройки я уже хорошо помню. Помню эйфорию, охватившую наш народ с приходом Горбачева, все верили, что наступают прекрасные времена. Мы, школьники, даже писали письмо Горбачеву, поздравляя его с днем рождения, год, правда, не помню.
Не забыла я времена дефицита, приватизации и разочарований. Помните эти ваучеры и продуктовые талончики?
Видно, с тех пор во мне поселилось неистребимое желание запасаться.
В девяностые годы я была уже сознательным человеком, но политикой мало интересовалась, больше озабоченная насущными проблемами. Захват Белого дома волновал не так сильно, как задержка зарплаты на 4-5 месяцев.
В учебнике достаточно подробно описаны причины и последствия распада Советского Союза, дается анализ действий руководства страны.
Заключительная часть относится уже к нашему времени, в котором мы с вами живем. Мне кажется, не стоит писать историю наспех, по горячим следам, ей надо дать время, чтобы села вся муть, чтобы мы могли ясным и трезвым взглядом оценивать события. Должно пройти хотя бы лет 20, чтобы писать учебники истории. К тому же расхваливать нынешнего руководителя как-то неэтично, пусть похвалят потомки, а то было у нас уже головокружение от успехов. Но это мое мнение.
Читая параграфы, посвященные началу 21 века, у меня возникало ощущение дежа вю, я будто вернулась в начальную школу, где преобладали произведения одной тематики: Ленин в октябре, Ленин в Горках, детство Ленина, Ленин и печник. Автор явно перестарался.
В целом текущие события описаны толково, расставлены нужные акценты.
Не забыты трагические моменты нашей страны, они никогда не сотрутся из памяти.
Показаны достижения последнего времени.
Невероятная красота природы.
Значимость сохранения национальной самобытности и культурных традиций.
Затрагивает автор и тему СВО, доступно объясняя ее необходимость.
Заканчивается учебник посланием президента России Федеральному собранию от 21 апреля 2021 года.
Мои впечатления
В целом учебник "Введение в новейшую историю" мне показался интересным, осмысленным, думающий читатель найдет в нем несомненную пользу. Конечно, многое зависит от конкретного учителя, как он сможет раскрасить исторический материа, какие расставит акценты.
Замечаний у меня не много. Почему нет ни слова о вводе наших войск в Афганистан? Есть информация по чеченским кампаниям, по грузинскому конфликту 2008 года, еще много чего, а об Афганистане ни слова, а ведь это 10 лет нашей истории, 15 тысяч человеческих жизней.
И еще. Мне, как женщине, как женщине взрослой, тяжело осознавать, что основным направлением данного учебника, вне всякого сомнения, является военно-патриотическое воспитание. Не спорю, дело нужное, особенно в сегодняшних реалиях. Но мне ближе, когда во главу угла поставлены духовно-нравственные ценности, вопросы человечности, милосердия, сострадания, именно на них нужно делать упор, ведь патриотизм не взрастет искусственным насаждением, но сам взойдет на благодатной почве духовности. Военно-патриотическое воспитание должно быть не целью, а одной из граней всего многообразного воспитательного процесса.
Итог
Четверку поставлю даже не учебнику, а именно школьной программе, для меня так и осталось непонятным, какую практическую пользу приносит один урок новейшей истории в две недели. Все равно дети ничего не запомнят и на следующий год начнут изучать эту же новейшую историю будто с чистого листа.
Мне кажется, ценнее было бы посвятить это время на чтение и обсуждение книги, на просмотр кинофильма, на поход в музей, это и будет воспитательная работа.
Спасибо за внимание к отзыву.
Крепких знаний и отличных оценок вашим детям!
_____________
И еще отзывы на школьную тему:
* Учебник. Вероятность и статистика. 7-9 класс (здесь)