Опубликовано 31 Июль, 2022 - 13:34

Всем привет)) Не так давно я посмотрела фильм "Неповиновение" с Рэйчел Вайс и Рэйчел МакАдамс в главных ролях. Это кино является экранизаций одноимённого романа английской писательницы Наоми Алдерман, и мне так понравился этот фильм, что я решила прочитать книгу, по которой его сняли, благо, этот роман переведён и издан в РФ.

Спойлеров в отзыве нет, вся информация, изложенная здесь, доступна в аннотациях этой книги.

Я читала в привычном мне электронном формате. Всего в книге около тринадцати глав, каждая из которой начинается с небольших, метафоричных рассуждениях об основах иудаизма. Из вполне можно пропустить, если вам не интересна эта тема, но я читала эти моменты, т.к нередко в них содержались отсылки к будущему развитию действий. И да, скажу то, что "Неповиновение" далеко не первый мой роман у авторши Наоми Алдерман. До этого я читала её книгу "Сила" - антиутопия о возможном матриархальном мире, но из-за специфического построения глав эта книгу у меня не пошла, и я решила как-нибудь в другой раз её попробовать прочитать.

Сюжет "Неповиновения" рассказывает нам историю еврейки по имени Ронит Крушка. Она родилась и выросла в Лондоне, в общине ортодоксальных евреев. С самого детства она была непоседливой девочкой, вела себя так, как не позволялось вести себя маленьким еврейкам. В местной (тоже еврейской) школе ей часто делали замечания по поводу слишком короткой юбки или её непослушания. Её отец - влиятельный раввин, который мог отругать дочь за то, что та поехала не в той пекарне, например. И такая жизнь, такая юность Ронит не устраивала, что привело её к переезду в Нью-Йорк, учёбу и работу финансовой аналитикессой там.

Сюжет романа начинается с того, что живущая в Лондоне Ронит получает известие о смерти своего отца. Девушка испытывает смешанные чувства и решает, дабы разобраться во всем этом, поехать в Лондон. Она останавливается пожить у своего друга детства и кузена Довида, который считается самым близким к её отцу человеком и его духовным наследником. Но вместе с Довидом Ронит встречает ту, кого меньше всего ожидала встретить - подругу и возлюбленную времен своего детства и юности по имени Эсти. Она вышла замуж, работает в той самой еврейской школе, где когда-то они вместе с Ронит учились.

Ронит пытается разобраться в себе, своих чувствах - к отцу и к Эсти. Она вспоминает их совместное прошлое, соотносит с настоящим и пытается представить будущее. Собственно говоря, на психолгизме, рефлексии, перерценке и внутреннем развитии персонажей и персонажек строится весь роман. Повествование - то от лица Ронит, то от лица Довида, то и вовсе от беспристрастной авторши. Надо признать, время от времени лица повествования менялись так резко, что я немного впадала в ступор, но затем привыкла, т.к в этом есть своя какая-то фишка, что ли.

В этой книге очень и очень много еврейства: история пронизана еврейской культурой, её особенностями и соответствующим мировоззрением. Ронит гордится тем, что она - еврейка, и не считает нужным это как-то скрывать и, уж тем более, стыдиться. Её постоянное место жительства - Нью-Йорк, где она знакома со многими евреями и еврейками, которые разительно отличаются от жителей и жительниц ортодоксальной общины в Лондоне. Для неё община, где она выросла - невероятно угнетающее и давящее место.

В романе прослеживается явная параллель между лесбийством Ронит и её еврейством. Еврейская община отчасти является некоторой метафорой того, как живут многие люди "нетрадиционной ориентации" - скрытно, закрыто, в своем "мини-мирке". Многие люди, возможно, даже и не подозревают, что их знакомый/ая - еврей или еврейка, аналогичное происходит часто и с Лгбт-представителями. Ронит решила выйти из общины - выйти из этакого шкафа, открыто заявить миру о том, что она еврейка и жить в этом мире, а не в отдельной "деревне посреди Лондона". Но вот с её ориентацией вопрос гораздо сложнее, и она пытается понять это:

Я много думала об этих двух идентичностях: быть лесбиянкой и быть еврейкой. У них много общего. Во-первых, ты не выбираешь это. Если ты такая, с этим ничего не поделаешь. Кто-то может это отрицать, но даже если ты только «немного лесбиянка» или «немного еврейка», этого достаточно, чтобы называть себя таковой, если хочешь.

Во-вторых, и то, и другое невидимо. Что весьма интересно. Потому что, пусть ты и не выбираешь, кем быть, ты выбираешь, что показывать, а что нет. У тебя всегда есть выбор — открыться или скрывать. Каждый раз, когда ты встречаешь кого-то нового, ты принимаешь решение. Всегда есть выбор: практиковать или нет.

«Практиковать» означает множество вещей. Для каждого что-то свое. Практиковать можно каждый день, а можно изредка. Но если ты никогда не практикуешь, ты никогда не узнаешь, что это могло для тебя значить. Ты никогда не узнаешь, кем, возможно, являешься. Не практикуя, тебе будет неловко заявить о своей идентичности: если она не играет роли в твоей жизни, в чем смысл о ней говорить? Конечно, она никуда от этого не денется. Никогда. Но если ты не практикуешь, она никогда не сможет изменить твою жизнь.

Если честно, в нашем мире, наверное, проще не практиковать. Легче вписаться. Если тебе это нужно. Лично я никогда не стремилась вписываться.

К слову, отчасти тема еврейской идентичности была поднята в романе нашей соотечественницы Людмилы Улицкой - "Казус Кукоцкого". Но там это было упомнятуо вскользь, через одного персонажа еврея, тогда как в "Неповиновении" это одна из центральных тем книги. И, надо признать, этим книга сильно отличается от фильма - в кино тема еврейства затронута крайне поверхностно. Вместо этого создатели и создательницы кино полностью сфокусировались на отношениях Ронит и Эсти во всех подробностях, и отсняли откровенную десятиминутную сцену секса двух девушек, тогда как в книге подобного нет, просто флешбэки поцелуев и отношений этих двух девушек в прошлом.

По итогу могу сказать, что книга лучше фильма, и, выбирая между романом и кино, я выберу первое. Психология героев и героинь, их развитие - все это прописано в книге гораздо лучше, чем мы могли увидеть на экране. Хотя, сам фильм тоже очень хороший, и мне он понравился, но предпочтение все равно я отдаю роману. Также сюжет, в целом, в романе логичнее, чем в фильме, плюс книга детальнее и глубже. Но финал, как ни странно, мне больше понравился в фильме, концовка более логичная, а в книге как-то все скомкано, а-ля "открытый финал", но он какой-то неполный, имхо.

Мой вердикт таков: "Неповиновение" - замечательная история, с хорошим языком, потрясающим авторским стилем, глубокими метафорами. Все персонажи и персонажки хорошо раскрыты: взять эксцентричную бунтарку Ронит, или тихую Эсти и такого же скромного Довида (в фильме он, кстати, был далёк от этого качества, на мой взгляд). Рефлексия и чувства героев и героинь также замечательный преподнесены. Итоговая оценка этой книги от меня - 5/5, рекомендую.

Всем спасибо, за внимание, если вам понравился этот отзыв, прошу поставить лайк и почитать мои другие рецензии на книги:

Для тех, кому нравятся атмосферные и добрые книги: "Шоколад" Джоанн Харрис

Для любителей и любительниц нон-фикшена на тему моды: книга "Готика. Мрачный гламур" об истории готического стиля

Для фанатов и фанаток мистического янг-эдалта: "В паутине под лестницей" Анны Чайки

Достоинства
  • Глубоко
  • Искренне
  • Метафоры
  • Погружение в еврейскую культуру
  • Проработаны персонажи и персонажки
  • Психологизм
  • Язык и стиль написания
Недостатки
  • Открытый финал
light night.рекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Смотрите также