Всем доброго времени суток! После просмотра фильма "Монгол" мне показалось логичным посмотреть киноленту про другую сторону нашествия монгол, и так как у меня в подписках есть российский фильм "Легенда о Коловрате", я решила остановиться именно на нём.
Сюжет киноленты основан на очень известном древнерусском произведении "Повесть о разорении Рязани Батыем", а конкретно на отрывке из него, который называется "Сказание о Евпатии Коловрате", но я бы сказала, что фильм скорее "по мотивам", ведь режиссёры Джаник Файзиев и Иван Шурховецкий изменили эту легенду до неузнаваемости, так что хотя среди жанров киноленты указывается "исторический", я бы заменила это на "фэнтези".
Итак, наша сказка рассказывает о мужчине по имени Евпатий. С детства он умеет драться на двух палках,
но развить талант ему мешают монголы, в битве с которыми он приобретает интересный недуг - стоит Евпатию поспать, он сразу же всё забывает и ощущает себя ребёнком времён случившейся с ним трагедии. Его жена каждую ночь связывает его верёвками (!), чтобы не хулиганил после пробуждения.
Но жизнь вокруг неспокойная, 13 век как-никак, феодальная раздробленность, набеги монголов, и Евпатию приходится забыть про сон и отправиться на спасение Руси.
Основные персонажи.
Евпатий Коловрат (актёр Илья Малаков) - десятник в Рязанском княжестве, верный муж и многодетный отец, ну и супер-герой по совместительству.
Фишкой Евпатия от Джаника и Ивана является сражение на двух мечах.
Если сравнивать Евпатия Джаника и Ивана с легендарным богатырём из эпоса, то, конечно же, возникает много вопросов - почему на роль крепкого высокого мужика выбрали такого дрищика?
Читаем описание поединка Евпатия из эпоса в переводе Лихачёва:
Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых победил, одних на-полы рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин.
Долгое время считалось, что Евпатий Коловрат реально жил в 13 веке и совершал свои подвиги, но исследователи последних лет опровергают эту точку зрения, полагая, что это вымышленный герой, в котором выразились надежды и чаяния народа, так что можно поставить некий знак равенства между Евпатием Коловратом и былинными богатырями. На экране фильма "Легенда о Коловрате" мы видим образ западного супергероя фэнтези. Режиссёры вполне могли назвать этот персонаж "Ведьмак", ну или "Ведьмачонок", исходя из его габаритов, но зачем было называть его Евпатием Коловратом - лично мне не понятно.
Есть у киношного Евпатия жена Настя (актриса Полина Чернышова), которая много лет борется с постоянной амнезией мужа, заматывая его верёвками. Впрочем, как мы видим на экране, эта амнезия заметно оживляет их супружескую жизнь.
Из верных помощников Евпатия дружинник Каркун (актёр Александр Ильин-младший). К моему удивлению, Семён Лобанов из "Интернов" довольно органично смотрелся в этой роли, да и актёрская игра Ильина мне понравилась.
Также в группе поддержки девушка по имени Лада (актриса Юлия Хлынина). По мнению режиссёров, вообще норм, что она сопровождает мужчин в поездке к монголам. Персонаж Лады максимально странный и ненужный, она, в основном, стоит с открытым от ужаса ртом или пытается охмурить главного героя, и ни суровая русская зима, ни кровавая резня с монголами не может остановить эту даму в её порывах срочного охомутания мужичка - с такими делами нельзя терять ни минуты!
В противоположном лагере - монголы. Самый главный злодей среди них, разумеется хан Батый (актёр Александр Цой), он же профи в вечернем макияже, ах эти смоки-айс!
Монголы вообще в фильме показаны супер-размалёванными, будто всё время их жизни уходит на нанесение макияжа.
Батый в фильме в общем-то никакой, как и большинство персонажей, он только щеголяет нарядами и зыркает на людей.
Визуал.
"Легенда о Коловрате" - образец компьютерной графики. Здесь нет ни одной сцены прекрасной русской природы. Режиссёры вообще не думали о натуралистичности происходящего, поэтому во время многочисленных поединков суровой зимой вы никогда не увидите красных рук или щёк у актёров,
а некоторые монголы и вовсе воюют с голым торсом. Конечно, комфорт актёров немаловажен, и в этом фильме, скорее всего, актёры не испытывали трудностей с погодными условиями, ведь кинолента снималась в московских павильонах, а не на улице.
Для съёмок фильма возвели самые большие в Европе хромакейные павильоны, общий метраж которых составлял более 4 000 кв.м.
Поэтому все-все прекрасные пейзажи в киноленте - это компьютерная графика.
И это очень заметно - снег не выглядит натурально, пепел также не похож сам на себя,
да и люди напоминают многие компьютерные игры.
Впечатления от фильма.
Самая большая ошибка многих режиссёров в том, что они держат зрителей за дураков. Мне не нравятся многие российские фильмы потому, что режиссёры делают их не от души, а следуя каким-то штампам. В случае с "Легендой о Коловрате" надо было снять очередное ура-патриотичное кино, чтобы зрители упали в обморок от спецэффектов и крутизны происходящего, но вот беда, есть немало фильмов совсем без спецэффектов, даже с никакой картинкой, но от них невозможно оторваться, их пересматриваешь, а есть такие, что смотришь и думаешь, что режиссёр, по-видимому, не воспринимает зрителя как человека, умеющего рассуждать и анализировать. Вот и обращают такие режиссёры на простые животные инстинкты. В фильмах о героях появляются голые задницы, да и во время опасных для жизни моментов некоторые герои заняты грязными мыслишками.
Вроде фильм "Легенда о Коловрате" позиционирует православие, и храмы там показаны, и монах Нестор имеется,
но вот героиня молится Богородице перед битвой, чтобы избавила Русь от монгол, чтобы Евпатий победил и чтобы полюбил её.
кадры из трейлера
Я, к счастью, в таких ситуация не бывала, но, думается мне, когда у тебя за спиной смертельная опасность, мысли амурного характера едва ли посещают людей. К тому же, эта героиня-молитвенница замечательно умеет врать и не упускает возможности продемонстрировать свои умения.
Когда я смотрела фильм "Легенда о Коловрате", он у меня ассоциировался скорее с языческим настроением, чем с православным, не зря здесь столько персонажей названо языческими именами - Каркун, Лада, да и самого Евпатия зовут часто Коловратом.
Фильм имеет слоган
Героем может стать каждый -
и он уже значительно принижает личность легендарного богатыря Евпатия, который, если судить по литературному наследию, был отнюдь не каждым.
Образ же киношного Евпатия смешон, он совершенно не ассоциируется с могучими богатырями, да и если судить по комплекции актёра, едва ли он мог бы выдержать изнуряющие поединки и тяжелое оружие.
Поэтому когда мы видим голливудские ракурсы в стиле "Гладиатора", это не вызывает какого-то приподнятого настроения, волны патриотизма или пожелания победы герою. Это выглядит просто нелепо.
Как и нелепа придуманная предыстория о том, что Евпатий после сна теряет память. Да и фишка с двумя мечами (эти мечи даже вынесены на заставку фильма) -
чистой воды глупость. Я даже не буду писать о том, сколько весили в то время мечи и как именно ими сражались, потому что режиссёров этот вопрос совершенно не заботил.
Если сравнивать фильм и первоисточник, можно увидеть много несоответствий о деятельности Евпатия и местах его пребывания.
Сюжет киноленты хотя и пытается следовать первоисточнику, но постоянно косится на Голливуд, концовка вообще является почти копией фильма "300 спартанцев". Не забыли российские режиссёры, что сюжет разруливается благодаря "богу из машины". В этой роли выступает компьютерный медведь.
Образ оказался совершенно непродуманным, а ведь можно было его обыграть как духа-хранителя (но тогда упс, фильм-то совсем скатился бы в язычество, хотя образ стал бы оправданным).
Смотреть фильм оказалось сложно. Вроде русские и совершали много действий и показали чудеса изобретательности, но всё равно было скучно. Может, от неправдоподобности происходящего - это как раз тот случай, когда не веришь ни единому кадру. Нет в "Легенде о Коловрате" ни изюминки, ни глубины мысли, ни интересных персонажей - только штампы, жёны режиссёров и много глупости.
Что касается достоинств фильма, мне сложно их назвать, но из всего списка достоинств, что, как я вижу, перечислили другие, мне больше всего нравится