СОБИБОР
Хабенский - одновременно актер и режиссер? Нет. Хабенский - актер, гениальный, поэтому дебютант-режиссер ему явно проигрывает, актер обыграл, обскакал режиссёра, но и смог вытянуть при этом своей игрой всю режиссерскую работу - при помощи сильной команды. Дебютировать все-так надо вчистую, не мешать две ипостаси, не раздваиваться, не распыляться, не смотреть изнутри на целое, потому что совмещать актерство и режиссуру под силу только очень опытным мастерам.
Фильм - сильный реалистичностью сцен, натуралистичностью, осознанием того, что это всё было на самом деле и даже было страшнее. От того трясутся руки, слезы на глазах и выливается кипящая ненависть к фашистам. Но достичь этого довольно просто - снимая и показывая зрителю насилие, мучение, издевательства, унижение, некрасивое умирание, смерть и месть.
В художественном фильме должна все же быть художественность: будто читаешь роман, будто становишься героем, ты понимаешь и принимаешь главного героя, ты - это он, знаешь его прошлое и настоящее, живешь его жизнью. Такого героя в Собиборе почти нет. Мы - наблюдатели. Почти нет отношений, развития отношений, эволюции идеи побега, темы про то, а как, почему, с какой стати Печерский стал лидером, и как это ему поверили те, кто никому уже не верит, так как везде предательство и расстрелы. Что он вообще там думает, какой он? Откуда он выпал к нам и куда пропал.
Фильм «Собибор» - это когда приходит человек и пересказывает тебе жуткую, страшную историю, свидетелем которой он только что стал. Захлебываясь от ужаса, без предисловий, объяснений, логики, просто кричит с большими глазами, переживает, плачет и рассказывает, сбиваясь. Такая мозаика увиденных им картинок, которая, наконец, приводит к завершению-высвобождению. И вы с ним вдвоем выдыхаете, что всё закончилось. Немного молчите, чтоб отпустило, чтоб прийти в себя. Но для тебя, слушателя и зрителя, история так и осталась неумело переданной, некоторые и даже многие моменты не проговорены, непонятны, и ты не можешь спросить, потому что рассказчик, тяжело дыша и размахивая руками, уже ушел. В фильме какие-то сцены вообще ненужны, какие-то возникают внезапно и тут же исчезают (эй, подождите, стойте, хотела уточнить...), какие-то скучны или неприлично растянуты настолько (день рождения офицера), что превращаются в гротеск с неуместной усмехающейся комичностью, издевательски просачивающейся сквозь кадры страданий и насилия. В какой-то момент насилия и садизма уже столько, что сознание перестает сопереживать и почти уже становится все равно. Что там еще? Подожгли живого человека? А, ну да, давайте дальше.
Отличный оператор, красивые сцены, живые лица, чудесные актеры, игра, эмоции и мимика, музыка, звуки - звук порки как набат, сирена как человеческий крик, красивый высокий немец с безобразной душой, дыхание - замученного и освободившегося человека (очень схожее и очень разное). Прекрасный, оранжевый финал с бегущим по свободному полю молодым человеком, счастливым от возможности быть счастливым, от возможности на мгновения представить, что вырвался из ада и, может быть, будет жить. И радуешься за него, за них, за нас и за себя.
Конечно, такие фильмы снимать надо. Чтобы не только помнить, что было, но и помнить, что люди и сейчас могут и получают удовольствие от уничтожения себе подобных только потому, что считают себя лучшими по рождению, принадлежности к иному социальному слою, нации, другой стране, «более правильной» власти. Убивать как звери, хуже чем звери, превращая жертв тоже в зверей. Выводов много можно сделать, и они врываются из прошлого в настоящее, да они уже были сделаны много раз, просто нельзя забывать. Ну и, конечно, надо знать - нам, старым и молодым, о том, что был в истории Собибор и был побег, организованный советским офицером. За это спасибо создателям ленты, потом открываешь историю и читаешь.
А фильм... Выходишь с просмотра размятым, раздавленным, уставшим. Хабенский, выступая по окончании сеанса, предложил зрителю думать и делать выводы, а не задавать ему вопросы. Но вопросов осталось много. В том числе, была ли целью раздавленность зрителя.
Ну и да, спасибо, что не стали развивать детскую тему, самый запрещенный из всех запрещенных приемов. Покажите в кадре, как ребенка убивают на глазах матери. Минут пять убивают в кадре. А мать смотрит и не в силах помочь. Ее лицо крупным планом. И крики «мамочка, мамочка, родная, любимая, помоги!» И будут плакать камни, матерые мужчины, женщины захлебнуться в слезах, это будет сильный фильм, это будет сильно. Это будет сильно?