Сходила и я на нашумевшую премьеру фильма «Пророк. История Александра Пушкина» с Юрием Борисовым в главной роли. Долго собиралась с мыслями, чтобы написать рецензию, и вот, наконец, решилась. Дело в том, что фильм мне настолько не понравился, что я даже не знаю, как писать на него отзыв, чтобы не задеть чувства ни создателей этого «киношедевра», ни тех, кому фильм пришелся по душе. На мой взгляд, в этом фильме плохо примерно всё. Впрочем, есть и некоторые небольшие плюсы. Но обо всем по порядку.
Фото из кинотеатра. На премьере.
1. Невнятный сценарий
Хорошей, красивой истории о жизни Пушкина не получилось. А ведь его биография полна разных интересных событий – у него было столько друзей, столько женщин! На одной только любовной линии можно было вытянуть фильм или на истории противостояния Пушкина властям. Но в этом фильме, как в винегрете, намешано много всего, а в итоге получилось обо всем сразу и ни о чем. Александр Сергеевич в фильме пьет, гуляет. В перерывах пишет стихи. Немного дерзит властям, но как-то несерьезно, а больше от баловства.
Скриншот из трейлера. Юра Борисов не похож на Пушкина, но кого это смущает?
Очень многие важные эпизоды из жизни великого поэта опущены, зато во всех подробностях рассказывается про суеверия Пушкина. Посещение поэтом гадалки Кирхгоф – это вообще одно из самых слабых мест в фильме, несмотря на мою симпатию к актрисе Полине Кутеповой, которая честно пыталась сыграть роль таинственной предсказательницы. Было ощущение, что она и сама еле сдерживается от смеха.
Полина Кутепова в роли предсказательницы
Некоторые сцены сильно затянуты (Пушкин и Гончарова лежат/стоят/смотрят друг на друга/обнимаются/и т.д.). Всё это так медленно и без развития сюжета.
Скриншот из трейлера. Пушкин и Гончарова.
Другие же сцены, наоборот, скачут со скоростью галопа, создавая ощущение мельтешения. И еще эта пестрота на экране, аж глаза резало.
Скриншот из трейлера. Да, это тоже Пушкин. Здесь он со своей любовницей графиней Воронцовой.
2. Ох, уж этот рэп!
Сразу скажу – рэп я в принципе как музыкальный жанр воспринимаю не очень, но иногда (крайне редко) отдельные рэп-композиции мне могут даже нравиться. В данном фильме это был кринж-рэп. Это было так плохо, что хотелось закрыть лицо рукой с ощущением испанского стыда.
То ли режиссер так заигрывал с подростковой аудиторией, то ли он пытался совместить рэп-мюзикл с байопиком, но получилось очень скверно. Я знаю, что есть люди, которым этот фильм понравился. Простите, дорогие, если задеваю ваши чувства. Но слушать этот рэп было почти невозможно – особенно учитывая, что во многих местах были не подлинные стихи Пушкина, а кринжовый новодел.
Совершенно невыносимой была первоначальная сцена, где лицеист Пушкин как бы в браваду своим учителям начинает читать свои стихи рэпом. Это было самое начало, но несколько человек не выдержали на этом месте, встали и ушли из кинотеатра (видимо, их нервы сдали от такой концентрации кринжа на единицу экранного времени). Но мы дамы устойчивые, и не такое видели. Поэтому досидели до конца :))
Та самая сцена, после которой несколько зрителей покинули зал.
3. Невероятное упрощение
Понятно, что никто не ждет от игрового фильма, что в нем будет полностью изложена биография Пушкина во всех ее подробностях. Но фильм создает ложное ощущение, что Пушкин был «рубаха-парень», простой такой, свой в «доску», наивный, суеверный, поверхностный.
В Гончарову он влюбился, когда она искала на балу спрятанный бокал «с шампусиком». С императором Николаем I они мило беседуют, играя в теннис (что?). И даже вся история его противостояния с шефом жандармов Бенкендорфом передана поверхностно и карикатурно.
Для баланса приведу несколько плюсов:
1) Многие актеры играют неплохо. Все вот восхищаются Юрой Борисовым, а я бы отметила интересную актерскую игру Евгения Шварца. Созданный им образ Николая I совершенно не похож на привычный нам хрестоматийный портрет этого императора. Но в любом случае за ним было наблюдать любопытно.
Евгений Шварц в роли императора Николая I
Также мне понравился Флориан Десбьендра в роли Дантеса. Это одно из немногих хотя бы относительных визуальных попаданий в образ. И вообще, пригласить француза на роль Дантеса – это отличная идея, мне понравился этот ход.
Красавчик Флориан Десбьендра был очень хорош в роли Дантеса
2) Довольно впечатляющими были панорамные виды Петербурга и природы (пролеты камерой сверху).
Виды Петербурга в фильме
3) Есть некоторые интересные сценарные ходы (например, закольцовывание сюжета в виде передачи «эстафеты» от Пушкина Лермонтову).
Итог
Пересматривать я это точно не буду. Во время просмотра фильма я часто испытывала чувство неловкости и досады. Конечно, у каждого свой взгляд на этого гения, но созданный на экране Юрой Борисовым образ – это точно не мой Пушкин. Возможно, этот фильм ориентирован сугубо на подростковую аудиторию, отсюда все эти упрощения, кривляния и странная рэп-подача стихов. Чуть ли не единственное достоинство фильма для себя я вижу в том, что после его просмотра мне захотелось взять в руки томик Пушкина и перечитать его стихи в оригинале. Возможно, это и был главный посыл авторов.
Многовато видимо добавили от себя, а идея сама по себе интересная, но вот не очень, что кто-то может смотреть и думать, что так вот все это и было, хотя у кого-то возможно вызовет интерес к личности поэту