Опубликовано 21 Май, 2019 - 18:20

Здравствуйте!

Я не могу назвать себя большим фанатом железнодорожной техники, скорее меня больше интересуют самолёты, но этот музей нам очень советовала хозяйка квартиры, в которой мы останавливались в Бресте. В целом, мне понравилось.

Музей железнодорожной техники Брест отзывы

 

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Музей расположен в Бресте по адресу ул. Машерова, 2. Это через дорогу от мемориала "Брестская крепость-герой". Конечно, удобнее всего посмотреть обе достопримечательности за один раз, но у меня после посещения военных мемориалов обычно нет никакого настроения ещё что-либо в этот день делать. Время в Бресте было ограничено, поэтому пошли в итоге в тот же день, но экспозиция не могла меня уже так увлечь. Я прониклась Музеем железнодорожной техники тогда, когда села пересматривать фотографии и видео дома. В общем, ориентируйтесь на свою эмоциональную восприимчивость.

 

ВРЕМЯ РАБОТЫ И ЦЕНА ЗА БИЛЕТЫ

Как часто бывает в Беларуси, здесь выходной в понедельник. В остальные дни музей работает с 10 до 18, кассы закрываются на полчаса раньше. Также на территории есть выставочный комплекс (не проходите мимо!), у него такие же часы работы. Там есть бесплатный туалет. Имеется здесь и кафетерий, у которого выходной по понедельникам и вторникам. Он очень маленький, но попить чай там можно.

Музей железнодорожной техники Брест отзывы

Билеты продаются по 3 белорусских рубля за 1 взрослого (примерно 90-95 рублей российскими). Для сравнения: вход в аналогичный музей в Санкт-Петербурге на Балтийской стоит 300 рублей. Сейчас там вроде расширили экспозицию и стало поинтереснее, но раньше было достаточно уныло и дорого для того, что они предлагали. Так что 3 рубля в Бресте - это смешно. Музей, как я понимаю, находится в ведении Брестского отделения Белорусской железной дороги, а потому скорее всего финансируется за счёт БЧ и с такой стоимостью вряд ли покрывает все свои расходы самостоятельно. При этом музей не дерёт деньги с посетителей, оставляя вход доступным. Очень уважаю такую позицию!

 

КРЫТЫЙ ПАВИЛЬОН

Павильон находится не прямо у входа, так что вы можете ещё что-то успеть посмотреть до него, но я советую начать осмотр музея именно отсюда.

Музей железнодорожной техники Брест отзывы
Здание выглядит новым, экспозиция - замечательная! Можно спокойно гулять без каких-либо гидов, всё будет понятно. Все экспонаты сопровождаются табличками и подробным описанием. Вот таким должен быть музей, а не как то недоразумение в Беловежской пуще. Но здесь есть одна проблема и связана она с языками. Почему-то весь комплекс предлагает таблички только на русском языке, тогда как только при нас здесь были, кажется, поляки, точно немцы и точно итальянцы. Можно посмотреть на экспонаты и интуитивно что-то про них понять, но таблички хотя бы на английском необходимы. Это, пожалуй, единственное, к чему я могу придраться в павильоне.

Музей железнодорожной техники Брест отзывы

Крытая экспозиция не очень большая, но информативная. Здесь у посетителей есть возможно узнать всю историю развития железной дороги с акцентом на Белорусскую железную дорогу. Осмотре рекомендую начать по порядку: слева от входа.

Музей железнодорожной техники Брест отзывы
Экспозиция построена следующим образом:

  • на среднем уровне расположены плакаты с ключевыми датами истории развития железнодорожного транспорта;
  • под ними за стеклом - экспонаты, схемы, планы и графики;
  • ближе к потолку - макеты железнодорожных вокзалов в Беларуси (пояснения к ним даны на среднем уровне на бордовом фоне).

Я только к середине экспозиции заметила то, что сверху есть вокзалы Smile Мне понравилось то, что и их историю рассказывают подробно. Например, вот вокзал самого Бреста, где находится музей. Фото я сделала утром, когда мы сошли с поезда:

Музей железнодорожной техники Брест отзывы
Типичный такой сталинский ампир, верно? Я люблю такие шпили в архитектуре. И ведь можно предположить, что вокзал этот построили уже во время СССР, но нет. В экспозиции павильона макет выглядит очень похоже на фасад реального здания.

Музей железнодорожной техники Брест отзывы

А описание даёт понять то, что прежде вокзал выглядел совсем по-другому. К сожалению, я не сделала фото внутри вокзала, когда была там, но это один из красивейших вокзалов, где я когда-либо была. После реконструкции он соответствует всем современным требованиям. Там не только потрясающий интерьер, но также удобная система указателей на белорусском и английском языках, есть обычная камера хранения и ячейки, все двери автоматические, есть бесплатный Wi-Fi и многое другое. На мой взгляд, этот вокзал куда красивее современного минского, который около 20 лет назад отстроили заново.

Музей железнодорожной техники Брест отзывы
Но давайте вернёмся к нашим "синим уровням", которые рассказывают о технических моментах. Мне понравилось то, что многие вещи здесь показаны очень наглядно и по сути не оставляют вопросов. Вот, например, здесь кусочек информации о Верхнем строении пути. На фото изображён балластный слой, который представляет собой гравий и выполняет важную функцию для поддержания состояния пути. Как видите, всё достаточно понятно из текста на стенде.

Музей железнодорожной техники Брест отзывы
Есть здесь и подробная схема паровоза, где наглядно показана циркуляция воды и пара. Вроде бы элементарная схема, но прежде я на подобные не натыкалась и о том, как именно происходит процесс паровой тяги, даже не догадывалась. К слову... эта схема вам ещё встретится дальше на открытой экспозиции Smile

Музей железнодорожной техники Брест отзывы

К слову, мне нравится то, что многие вещи здесь объясняются на технике, которую потом вы увидите на открытой платформе. Например, на фото ниже грузовой паровоз серии ЭР-771-14 50-го года! Сделан он в Чехословакии, имеет 1500 лошадиных сил и конструкционную скорость всего 65 км/ч: по нынешним меркам ерунда, а тогда это была та ещё махина. На данном стенде на его примере показывают различное паровозное оборудование, которое помогает паровозу функционировать.

Музей железнодорожной техники Брест отзывы

Есть здесь и экспонаты, которые показывают не только работу поездов, но и функционирование железнодорожной системы в общем. Вот, например, с помощью этого хорошо знакомого всем "девайса" осуществлялась раньше связь между различными станциями и ключевыми предприятиями:

Музей железнодорожной техники Брест отзывы
Музей железнодорожной техники Брест отзывы

Уделили внимание и влиянию железнодорожного транспорта на другие сферы жизни. Вот, например, коллекция марок на железнодорожную тематику из разных стран. Почтовые вагоны - всё ещё необходимость и в наше время.

Музей железнодорожной техники Брест отзывы

Ещё есть отдельные витрины с костюмами работников железнодорожного транспорта разного времени, но у меня не удалось их чётко сфотографировать. Там рассказано о том, как пришли к такой форме, как она видоизменялась, как появился символ железной дороги.

А вот макеты с грузовыми вагонами снять получилось. Железная дорога изначально появилась для транспортировки полезных ископаемых, а не людей. И в то время, как многие в первую очередь считают основной функцией железной дороги перевозку людей, это всё ещё ключевой перевозчик различных грузов. На фото как раз показаны макеты платформы для перевозки автомобилей и железнодорожная цистерна для жидких грузов.

Музей железнодорожной техники Брест отзывы

Кстати, при входе в павильон есть небольшой детский уголок, где можно посидеть и порисовать. В этом же здании расположен бесплатный туалет.

МИНИАТЮРНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Отдельно хочу рассказать про миниатюрную железную дорогу, которая присутствует в павильоне. Мне кажется, что она тянется примерно на 10 метров, но может быть больше или меньше. Сделан маршрут достаточно реалистично. Здесь есть возможность взглянуть на устройство станции, а также на одни из самых живописных маршрутов мира.

Музей железнодорожной техники Брест отзывы

Вот, например, как раз фрагмент станции. Здания подписаны. Этот локомотив находится "на ремонте", но здесь есть 2 состава, которые в теории могут ходить: это пассажирский поезд и грузовой. Они стоят у светофоров. Когда горит красный - поезд стоит. Загорается зелёный - начинается движение. При нас ходил только пассажирский поезд.

Музей железнодорожной техники Брест отзывы

Железная дорога проложена по двум витринам: чтобы посмотреть весь маршрут, надо пройти по кругу. Так вот, с одной из сторон макет показывает известные маршруты мира. Вот на фото ниже Дарджилинг-Гималайская железная дорога, по которой будет проходить наш поезд. Я о её существования не знала. Мне лишь известно, что Дарджилинг - это отдельный регион, в котором выращивают определённый сорт чая с одноимённым названием. Его ферментируют не до конца, хотя он и относится к чёрным чаям. Регион небольшой, но тем не менее прославился. Теперь я знаю, что и железная дорога здесь есть Smile

Музей железнодорожной техники Брест отзывы

Все участки симпатичные. Жаль только, что поезд идёт достаточно быстро, чтобы это всё красиво заснять. Но хоть так можно полюбоваться.

Музей железнодорожной техники Брест отзывы
Поезд ходит каждые 10 минут, у него установлен автоматический таймер. Делает он 2-3 круга, точно не помню. Потом останавливается на светофоре у "вокзала" и ждёт положенное время. Мы попытались снять весь его круг:

 

ОТКРЫТАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

Открытую экспозицию я считаю достаточно большой. Не знаю, сколько здесь всего экспонатов, но только по улице можно час ходить точно. У входа есть несколько информационных стендов с базовой информацией из истории железнодорожной техники. Один стенд посвящён съёмкам экспонатов в кино Smile Особенность этого музея в том, что техника здесь работающая и периодически кого-то забирают сниматься. Для того, чтобы создать исторически достоверную картинку, часто нужны паровозы и вагоны конкретной эпохи. В этом музее есть техника даже 20-х годов прошлого века!

Музей железнодорожной техники Брест отзывы

Но начинается, конечно, всё с образцов колеи, строительства, ремонта и поддержания работы. У всех экспонатов здесь есть информационная табличка на русском языке. Повторюсь, что как и в павильоне, я бы хотела видеть здесь ещё и английский. Брест из-за своего приграничного положения, богатой истории и нового права безвизового въезда на территорию Республики для жителей очень многих стран, полон туристов со всего мира. Очень жаль, что музей к ним не готов.

Музей железнодорожной техники Брест отзывы

Какие-то предметы можно увидеть не только здесь вживую, но и позже прочитать про них в павильоне подробнее. К сожалению, мне не хватило у табличек не только названия объекта, но и краткой информационной сводки о том, например, когда использовалось, когда выведен из эксплуатации, какие-то интересные факты и прочее. Если в павильоне всё достаточно исчерпывающе, то вот на выставке техники пригодился бы гид. У некоторых объектов есть дополнительная информация, но её очень мало.

Музей железнодорожной техники Брест отзывы

Но давайте начнём наш осмотр. Я далеко не все экспонаты буду публиковать, надеюсь на понимание Smile Я заметила, что особой популярностью здесь пользуются старые паровозы, которые выпускали по 50-е годы включительно, а также те, куда можно попасть внутрь или заглянуть в окошко.

Важно: если у экспоната нет специальной лестницы, то залезать никуда нельзя! Если есть лестница - вы можете подняться в кабину/салон. Если дверь закрыта, то вы можете только заглянуть внутрь через окошко. Пожалуйста, уважайте правила посещения, не ломайте экспонаты ради фотографий и из любопытства.

Музей железнодорожной техники Брест отзывы
Это пассажирский вагон, в который нельзя зайти, но можно заглянуть через окно: для этого и приставлена лестница. Если правильно помню, то это так называемый "жёсткий" пассажирский вагон. Всего на территории музея их, кажется, 4 разных. Конечно, от современных отличаются кардинально. Всё-таки далеко ушёл прогресс. Самый старый пассажирский вагон в экспозиции музея 1926-го года.

Музей железнодорожной техники Брест отзывы

На этом фото слева виден снегоуборочный поезд 65-го года выпуска. С правильной стороны выглядит он очень странно. К сожалению, фото не сделала. А справа со звездой стоит ТЭ-8026. Это немецкий паровоз, который стал военным трофеем после окончания Второй Мировой. Многих почему-то "бомбит" из-за того, что на немецких паровозах советские звёзды, да ещё и в отчасти историческом музее, но что поделать - советское прошлое тоже часть их истории. ТЭ - это военные паровозы, но в СССР использовались далеко не в военных целях. В основном все подверглись переделке из-за того, что в СССР была другая ширина колеи, чуть больше, чем в Европе.

Музей железнодорожной техники Брест отзывы
А это локомотив серии П36 a.k.a. "Генерал" Smile Он был построен в Коломне в 1955 году и служил верой и правдой несколько десятилетий. Если правильно помню, то в этом музее должно быть 2 таких.

Музей железнодорожной техники Брест отзывы

А это пассажирский тепловоз 77-го года "Курсант Дмитрий Гвишиани", ТЭП 60-774.

В 99 году на тепловозе ТЭП 60-0427 произошёл пожар, в котором курсант Военной академия РБ Гвишиани ехал со своими сокурсниками. Он пытался потушить пожар, но сильно обгорел и из-за ожёгов умер. В 2006 году этому локомотиву было присвоено имя "Курсант Дмитрий Гвишиани", а в 2012-м году он был передан в этот музей. Дмитрий родился и вырос в Бресте.

Музей железнодорожной техники Брест отзывы
Грузовая платформа для размещения грузов 53-го года постройки. Я её неудачно сфотографировала, на самом деле она очень длинная, порядка 40 метров. Мне нравится то, что в этом музее внимание уделяют не только локомотивам, но и прочей технике.

Музей железнодорожной техники Брест отзывы

Это тепловоз 49-го года постройки! Вышел он с Харьковского завода и послужил свою службу. Помните, выше в павильоне я писала о грузовом паровозе, конструкторская скорость которого 65 км/ч? Так вот, этот зелёный товарищ будучи тепловозом имеет конструкторскую скорость 93 км/ч. Пожалуй, это очень наглядный показатель разницы между паровозами и тепловозами.

Музей железнодорожной техники Брест отзывы
Эр-771-14 - грузовой паровоз 50-го года выпуска, который выпущен в городе Брно (ныне Чехия, прежде Чехословакия). Именно его мы уже ранее видели в крытом павильоне на одном из изображений.

Музей железнодорожной техники Брест отзывы

А этот демонстрационный локомотив тоже был в павильоне. Здесь он стоит прямо на улице и уже в реальную величину демонстрирует свою "начинку". Рядом с ним есть подробная схема, чтобы сверяться. Трубы, которые выделены разным цветом, показывают то, что именно по ним проходит: вода в жидком состоянии, перегретый, насыщенный или отработанный пар.

Музей железнодорожной техники Брест отзывы

Мы в кассе купили набор тематических сувенирных открыток, и там на развороте упаковки нашли эту самую схему Smile

Музей железнодорожной техники Брест отзывы

А это задняя часть грузового паровоза серии Л-0009, который был выпущен в 1946-м году на Коломенском паровозостроительном заводе. В экспозиции есть три паровоза "Л". Для своего времени считался одним из лучших грузовых паровозов, широко эксплуатировался по всему СССР. Разработчики получили Сталинскую премию за его создание, что в то время являлось, пожалуй, самой высокой наградой для "гражданских".

Музей железнодорожной техники Брест отзывы

В целом, территория очень ухоженная и чистая. Несмотря на то, что некоторые объекты в прямом смысле слова поросли паутиной, находиться здесь приятно. На платформе с техникой даже встречаются лавочки, есть мусорки. Погреться можно без проблем в павильоне.

Музей железнодорожной техники Брест отзывы

Но мы давайте вернёмся к экспозиции, осталось чуть-чуть. Грузовой паровоз 43-го года выпуска Эр17-750-01, сюда можно попасть внутрь, так как к нему как раз приставлена лестница для посетителей и открыта кабина. Можно даже посидеть на облезлой сидушке и посмотреть в окно, представляя себя машинистом Smile Я сделала вертикальную панораму внутри, чтобы показать то, как эта махина управляется.

Музей железнодорожной техники Брест отзывы

И провожает нас ЛВ-0202 вот такой надписью. Выпущен грузовой паровоз был в 1956-м году в Ворошиловграде (ныне Луганск). Не знаю, в каком году появилась эта надпись, была ли она сделана уже в музее или ещё раньше, но вписывается сюда отлично!

Музей железнодорожной техники Брест отзывы

В кассе музея можно на память купить набор открыток из 15 штук за 4 рубля. Там представлены фотографии некоторых экспонатов этого музея с кратким описанием основных характеристик. Жаль, что не указаны подробности.

Музей железнодорожной техники Брест отзывы

ИТОГ

Музей хороший и современный. Ухоженная территория, много единиц техники (самый старый локомотив 29-го года, а пассажирский вагон 26-го!), есть таблички. В некоторые вагоны и локомотивы можно заглянуть или даже попасть внутрь. Павильон заслуживает отдельного внимания, так как это полноценный музей истории железной дороги. Разве что, повторюсь, не хватает табличек на английском языке, а у подвижного состава больше интересных фактов. Но и так хорошо, особенно за 3 рубля. Впрочем, если есть возможность, то я бы порекомендовала оплатить услуги гида и походить по экспозиции с техникой с ним.

Мы провели здесь около 2 часов или даже чуть больше. К посещению рекомендую.

Best Regardsрекомендует
Читать все отзывы 6
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
21.05.2019
Великолепный на мой взгляд музей, нужно поехать в Белоруссию
Другие отзывы
Читать все отзывы 6
Смотрите также