"Бронзовая птица" — кино из детства. Из тех времен, когда я была даже младше, чем герои, деревья были выше, солнце ярче, трава зеленее, а летние каникулы — длинными и беззаботными. Именно во время них обычно фильм и показывали. "Бронзовая птица" снят как мини-сериал, но по факту это скорее длинное кино: три серии по часу с крошечным хвостиком. Третья часть "Властелина колец" дольше идет ))
Последний раз я этот фильм видела, по-моему, еще в средних классах школы. Поэтому начинала пересматривать с небольшой опаской: вдруг сейчас история покажется мне наивной и скучной, игра детей-актеров — неестественной, а сам фильм — чересчур идеологизированным.
Но опасения оказались напрасными. Конечно, во взрослом возрасте история о приключениях трех друзей-пионеров воспринимается иначе. Но она по-прежнему глядится с интересом, а какие-то моменты мне понравились даже больше, чем в детстве.
"Бронзовая птица" — вторая часть известной трилогии Рыбакова. Трое друзей — Миша Поляков, Генка Петров и Слава Эльдаров — снова ищут клад и расследуют преступление. Или, точнее, в первую очередь расследуют преступление: пытаются доказать невиновность крестьянского парня, обвиненного в убийстве. И лишь затем узнают, что здесь может быть замешана старая полумифическая история про зарытый в здешнем лесу клад.
Основное действие происходит в пионерском лагере, разбитом в парке бывшей усадьбы графа Карагаева. Поэтому есть в фильме и красивые пейзажи, и страшилки у костра,и даже небольшое путешествие по реке на лодке.
Но главное, конечно, это разгадка тайн, которых полно кругом. Кто на самом деле убил Кузьмина? Что за подозрительные парни с мешками околачиваются поблизости? Почему так странно ведет себя лодочник? Куда уезжает графиня и для кого оставляет послания в тайнике?
В концовке не обошлось без сюжетного твиста: в какой-то момент герои узнают, что найденная ими разгадка на самом деле секрет Полишинеля, известный любому жителю деревни. Но это не сбивает их с толку, а наоборот, помогает найти настоящую разгадку и разоблачить преступника.
Книгу я читала очень давно и всего один раз, поэтому не помню, насколько фильм близок к первоисточнику. Но так как автором сценария стал сам Рыбаков, можно предположить, что каких-то значимых отступлений от книги не было. Не знаю, можно ли считать таковым "откат" героев из комсомольцев (по книге) обратно в пионеры (в фильме), так как эти организации всё же различались. Но для зрителей моложе сорока отличие точно не принципиальное.
Главные герои те же, что и в "Кортике".
Миша Поляков. Честный, решительный, целеустремленный. Прирожденный лидер, умеющий быстро принимать решения и брать на себя ответственность. Прямолинейный, но когда надо, может быть дипломатичным.
Генка Петров. Хвастунишка и болтун, который сначала делает, а потом думает. Легкомысленный, не любит признавать свои ошибки.
Слава Эльдаров. Уравновешенный, рассудительный, тактичный. В нем нет ни Мишиной жесткости, ни Генкиной порывистости, поэтому на контрасте с друзьями он иногда кажется мягким и нерешительным. Но это впечатление обманчиво: Славка не трус и не паникер. Если он убежден в своей правоте, то отстаивает свою позицию до конца, но даже при этом старается избегать прямых конфликтов. С возрастом именно этот герой стал мне импонировать больше остальных.
Некоторые моменты в фильме в наше время выглядят почти фантастикой. Например, летний пионерский лагерь, в котором живут герои. Живут совершенно одни, без взрослых — время от времени туда наведываются старшие товарищи, но большую часть времени ребята сами организуют свой быт: готовят еду, убирают территорию, проводят культурно-просветительскую работу с крестьянскими ребятишками, спокойно и без суеты решают текущие проблемы.
И даже произошедшее в деревне убийство не вызывает у взрослых тревоги и желания как минимум перенести лагерь на другое место, а как максимум — сразу же забрать детей по домам, от греха подальше. А ведь речь про подростков 13-14 лет. Сейчас такое представить практически невозможно. Даже если допустить, что детям ничего не угрожает и родители решатся отпустить их в лагерь одних, современным подросткам, скорее всего, просто не хватит навыков для такой жизни. Да что там дети — далеко не все взрослые способны банально развести костер и приготовить на нем еду.
Также немного дикой для меня выглядела сцена, где пионеры на общем собрании публично обсуждают друг друга, во всеуслышание называя человеку его недостатки. Всё же мы живем в век установки "хвали при всех, критикуй наедине", а тут вот так, не стесняясь в выражениях, лепят в глаза правду-матку. Еще более удивительно, что после этого никто ни с кем вусмерть не ругается и отношения не выясняет. Высказались, приняли к сведению чтобы исправиться (на самом деле, конечно, вряд ли, но предполагается, что да), поехали дальше.
В фильме очень хороший саундтрек. В нем две музыкальные темы: тема птицы и графини — мрачная, тревожная, — и песня про костер — задорная, воодушевляющая, чистая. И они очень удачно сочетаются, подчеркивая сплетение двух миров: мира взрослеющих героев, искренне верящих в светлое будущее и в коммунистические идеалы, и темного прошлого, мрачных тайн, интриг.
В фильме очень колоритные взрослые персонажи, но я бы хотела выделить двоих:
"Графиня" Софья Павловна, которая на самом деле была экономкой графов Карагаевых.
Не помню точно, но кажется, в детстве она меня пугала. Считаю, что заставка, где графиня стоит на балконе рядом со статуей птицы, — одна из самых удачных находок. Они действительно похожи — старая женщина в черном и птица.
Статная, несмотря на преклонный возраст, фигура, породистое лицо, высокомерное хладнокровие и немногословность — образ получился ярким и запоминающимся. Даже жаль, что этот персонаж так мало раскрыт.
Художник-анархист Кондратий Степанович.
Его диалог с пионерами в начале фильма прекрасен своей тонкой иронией. В детстве я не понимала, какой же этот герой классный тролль. Впрочем, в моем детстве и значения-то такого у слова "тролль" не было.
Остальные герои — Ерофеев, лодочник, мать Рыбалиных, граф Карагаев, доктор и другие — тоже хороши, но графиня и анархист просто вне конкуренции.
Что касается детей-актеров, то они играют очень достойно. Есть несколько моментов, где они выглядят чуть неестественно, но впечатление это не портит. К тому же здесь, на мой взгляд, вина не столько ребят, сколько озвучивавших их актрис (мои претензии касаются в основном интонаций). Кстати, интересно, что Мишу и графиню озвучивала одна и та же актриса, Ярослава Турылёва. Но я узнала об этом из Википедии только при написании отзыва. Во время просмотра сходство голосов вообще не заметно.
К условным недостаткам фильма можно отнести не очень хорошее качество изображения (все-таки почти полвека прошло с момента съемок) и немного устаревшую режиссуру. Также в концовке события развиваются, на мой взгляд, слишком стремительно, особенно на контрасте с предыдущим плавным (иногда даже слишком) течением сюжета. Вообще, динамические сцены в фильме слегка подкачали. Видимо, отчасти причина кроется в возрастной категории (детское кино), отчасти в том, что фильм достаточно старый и снимался по другим канонам.
Что касается идеологии, то здесь ее на удивление немного и она не выглядит топорно. Встреча с иностранными коммунистами вызывает скорее теплую улыбку, работа с деревенскими ребятишками не столько про пропаганду идеологии, сколько про какие-то общие ценности (говорить правду, быть хорошим другом, не бояться наглецов). Ну а на последние полторы минуты третьей серии можно закрыть глаза ))
Я не знаю, будет ли интересна "Бронзовая птица" современным детям. К сожалению, мне кажется, что скорее нет, чем да. Но не поставить ей высшую оценку и не порекомендовать я не могу.
Мне в детстве третья часть трилогии казалась скучной. Фильм, правда, пока ещё не пересматривала, а вот книга, когда ее в универе прочитала, понравилась.
С огромным удовольствием пересмотрела этот с детства любимый фильм. Отличная режиссерская и актерская работа! Такие маленькие мальчишки и так классно играют. Молодцы!