Вот такое издание лежит у меня дома, в него входят три романа Гастона Леру: "Призрак оперы", "Тайна желтой комнаты" и "Дама в черном".
Впервые я прочитала эту книгу в 15 лет. Я как раз приехала в гости к своему отцу в другой город и не знала, чем себя занять. Просматривая полки с книгами, мой взгляд сразу зацепился за название: "Призрак Оперы". Оно уже было мне знакомо, ведь кто не слышал об одноименном мюзикле Эндрю Ллойда Уэббера! Но я и понятия не имела, что у него был первоисточник в виде небольшого романа.
Произведение попало мне прямо в сердце. Будучи подростком, идеализирующим любовные отношения, я просто голову потеряла от сюжета. Таинственный Ангел Музыки, поющий на кладбище, юная певица Кристина, неравнодушная к своему таинственному покровителю, и молодой горячий Рауль, который готов биться за свою любовь до конца! Да, в романе присутствует любовный треугольник, что делает его безумно интересным, ведь до самого конца неясно, с кем же останется Кристина. Мы проживаем сюжет вместе с героиней, сочувствуем Призраку, сомневаемся в выборе. Плюс еще для разрядки напряжения в роман вставлены веселые ситуации, связанные с директорами Оперы.
На мое восприятие романа так же повлиял и тот факт, что в том возрасте я как раз была влюблена в одного знаменитого рок-музыканта сомнительной репутации, он был моим Ангелом Музыки, и я полностью ассоциировала себя с Кристиной. Особенно мне в душу запала одна фраза, сказанная Раулем:
"Все ясно! Ничего больше не говорите. Вы его любите! Ваш страх и ваш ужас — все это любовь, любовь извращенная, такая, в которой обычно не признаются даже самим себе! Такая любовь бросает в дрожь, когда о ней думают…"
И я растворялась в этом романе, я забрала его домой и много раз перечитывала... Потом отец попросил вернуть книгу обратно, что мне и пришлось сделать.
Но приятные воспоминания от "Призрака Оперы" грели мою душу более десяти лет. Все это время он был в списке моих любимых произведений. А потом на сайте [ссылка] я нашла сборник Гастона Леру именно того издания, которое было у отца. Я подумала, это отличная возможность вновь перечитать великий роман и еще раз насладиться утонченной атмосферой театральных кулуаров, таинственностью Призрака, преданностью Рауля и запутанными чувствами Кристины. Но я понятия не имела, чем для меня это обернется.
Откровенно говоря, я увлекаюсь психологией. Мной было прочитано множество художественных книг о людях с наклонностями маньяка, да и научно-популярные книги по схожей теме не обошли меня стороной. И вот при недавнем прочтении "Призрака Оперы" у меня волосы встали дыбом. "Кристина, бедняжка ты моя, у тебя же стокгольмский синдром!" - готова была закричать я. Призрак думал только о собственном благополучии, а Кристина, оказывается, совсем не любила его, а всего лишь боялась... Беззащитная наивная девушка, которая доверилась незнакомцу, а в итоге стала его заложницей. Все мои подростковые иллюзии рассыпались в прах. Хотя в конце концов Призрак совершает один-единственный благородный поступок... Происходит изменение и развитие персонажа. Спасибо хоть на этом.
"Призрак Оперы" - не красивая любовная история, увы. И полбеды, но на хороший триллер о токсичных отношениях он тоже не тянет. Да и утонченная атмосфера, в которой существовали люди искусства, наполовину была только в моем воображении. Само повествование достаточно скомкано. Мы не видим чувства Кристины изнутри, можем только о них догадываться вместе с Раулем. Поэтому-то я и не осознала ее страх при первом прочтении, я видела только то, что сама хотела видеть. Призрака она опасалась и вместе с тем жалела, что часто происходит с заложниками. А любила ли она Рауля? Нет никакого яркого момента, который бы это подтверждал. Да, она боялась за его жизнь, но это был вполне обоснованный страх.
Самым интересным персонажем мог бы быть, да и должен быть Призрак. Но его история тоже весьма странная. В начале он окружен ореолом мистики, как будто бы Призрак - сам дьявол, и это обычный прием Леру - представить сюжет невероятным с точки зрения здравого смысла, а потом с помощью логики разложить все по полочкам. Мы действительно узнаем имя, происхождение и получаем объяснение насчет необычных способностей Призрака, но вопросы все равно остаются. Как это возможно в реальной жизни? Например, чревовещание. Да, можно четко проговаривать слова, не открывая рта, но как заставить голос звучать в другом конце комнаты? Рассказ о жизни Призрака не выдерживает никакой критики.
Гастон Леру придумал замечательный сюжет, но реализовать его должным образом на бумаге, к сожалению, не смог. А так обидно, правда! Впрочем, я рекомендую прочесть роман "Призрак Оперы" романтичным подросткам, при определенных обстоятельствах можно даже получить удовольствие, проверено на себе!