У меня было уже несколько отзывов о художественном угле, поэтому я сомневалась, смогу ли быть ещё более полезной. Но как оказалось, у меня в черновиках сохранились все фотографии из скетчбука, который я заполняла этим самим карандашом. Показываю и рассказываю. Речь о карандаше от Кохинор.
Угольный карандаш из коллекции "Gioconda" от чешской компании "Koh-I-Noor". Предназначен для создания рисунков, набросков, эскизов и т.п.
Портрет Бан Чана
Бренд: KOH-I-NOOR Hardtmuth
Серия: "GIOCONDA"
Цена везде разная. Например, в Леонардо 155 рублей, но я вроде бы заказывала на ВБ, точно не помню. Но не думаю, что цены на такие бюджетные мелочи сильно разнятся.
Оформление
К сожалению, первые фотки я сделала уже спустя какое-то время, поэтому нет фото абсолютно нового карандаша. Но если я не путаю, мне прислали его с покоцанным кончиком. Он был заточен, и я помню, что пакетик от него внутри был грязным, а карандаш пришлось подтачивать. Те, кто рисуют, знают, что точить угольный карандаш особенно жалко, ведь каждый сточенный миллиметр - материал, потраченный впустую.
Выглядит он как любой другой карандаш. Корпус из деревянного материала, покрыт краской. На боковушке название бренда и линейки, указана мягкость. У меня карандаш мягкий.
Угольный карандаш KOH-I-NOOR Hardtmuth "GIOCONDA"
На пакетике вообще была этикетка. Мало что понятно, конечно. Ясно только, что это оригинал (если это применимо к канцтоварам), и может это поможет кому-то с выбором. Тут даже артикул есть.
Угольный карандаш KOH-I-NOOR Hardtmuth "GIOCONDA"
На карандаше также указано, что это уголь. Так что можно не ошибиться и при покупке его в физических магазинах, где нет описания товаров.
Угольный карандаш KOH-I-NOOR Hardtmuth "GIOCONDA"
И есть штрихкод (или как это называется). Хотя я вообще не понимаю, зачем он тут нужен.
Угольный карандаш KOH-I-NOOR Hardtmuth "GIOCONDA"
Грифель такого же диаметра, как и у других карандашей. У меня остались фото сравнения его с белым углём. И вот на простой фотке видно, как отличается мягкий кончик черного угля от белого карандаша. На последнем ведь даже следы заточки видны, а у черного карандаша аж бок грифеля блестит.
Угольный карандаш KOH-I-NOOR Hardtmuth "GIOCONDA"
Точилкой точить такую штуку я не советую. Во-первых, мягкий уголь в принципе сложно точить, ведь грифель залипает иногда даже на тонких лезвиях. А во-вторых, с непривычки можно вообще потратить полкарандаша на заточку, а это - трата материала. По своему опыту скажу, что точить его лучше канцелярским ножом или простым бритвенным лезвием. Осторожно, надавливая на лезвие пальцем, контролируя нажим и т.д.
Но и не советую делать 5-сантиметровые пики, как у художников. При первом же наброске карандаш сломается. Лучше всего (ну, мне так кажется) заточить как простой карандаш - до сантиметра. Этого достаточно для удобства и экономии.
Угольный карандаш KOH-I-NOOR Hardtmuth "GIOCONDA"
Угольный карандаш KOH-I-NOOR Hardtmuth "GIOCONDA"
Свойства карандаша
Начнём с того, что есть обещания производителя:
Удобен для проработки контуров и мелких деталей. Грифель - ударопрочный, мягко идет по бумаге.
У меня не осталось свотчей, не знаю, почему я их не сделала в самом начале. Но попробую рассказать всё простыми словами:
Чернота острейшая, конечно. То есть, мягкость этого угля позволяет делать самые тёмные акценты. И так как в консистенции материала есть какая-то "пластилиновость", то сверху можно добавлять ещё что-то (например, угольный порошок).
Укрывистость потрясающая. НА акварельной бумаге этого не будет видно, но вот на ровной плотной бумаге можно сделать монолитный чернейший участок без пробелов.
Не скажу, что при осторожном обращении карандаш будет крошиться, но если речь идёт о плотном заполнении поля, то потери в виде пыли будут. Я такую пыль или сдуваю, или смахиваю кисточкой. Но можно и собрать клячкой (просто моих навыков для этого недостаточно).
Стирается клячкой или простым ластиком, если бумага позволит такой натиск.
Если заточить очень остро и пользоваться очень аккуратно, то подойдёт для прорисовки тонких деталей или контуров.
Может смазываться, так что для очень важных рисунков может пригодиться лак. Я таким не пользуюсь пока, поэтому стараюсь фотографировать даже неудачные рисунки, потому что знаю себя - смажу.
Тест-драйв
Моя любимая рубрика: "Покажи рисунки - читатели сами оценят объект отзыва". Но и комментировать я, конечно, буду.
Больше всего я люблю рисовать портреты. Я могу их рисовать даже донышком грязной кофейной кружки (не факт, что качественно, но могу). Так что большинство скетчей - лица.
Вот, например, потрет, в котором основную функцию выполнил этот самый карандаш.
Понятно, что черный - это уголь. Но вот относительная равномерность фона - это заслуга не только карандаша, но ещё и кисточки, которой я растушёвываю. Конечно, это всё бы вылезло за рамки, но границу я защищаю малярной лентой, а если не удаётся, то подчищаю ластиком.
Волосы, спадающие на глаза и сами глаза - это тоже карандаш.. Стрелку растушёвывала вроде простым карандашом (так тоже можно, но цвет с чёрного меняется на глянцевый тёмно-серый).
Тут, по-моему, только майка, а фон делала соусом. Ну, вот можно оценить черноту. Чокер по-любому обвела линером, и это реально черный. Так что майка на фоне чокера кажется не такой уж и черной.
Bang Chan
Тут много угля, даже тени на торсе. Но всё растушёвано, конечно. Этот рисунок я переклеивала в скетчбук для портфолио. И он не смазала. Делаю выводы, что стойкость угольной пыли зависит от качества растушёвки.
А, вот интересный факт. Поверх растушёванного угольного карандаша можно накладывать другие слои. Например, ручки или линеры, он позволяет. Только сухие или фетровые фактуры могут им забиться.
И ещё интересный факт. Несколько рисунков я делала в акварельном альбоме. И оказалось, что на такой фактурной бумаге уголь ложится недостаточно укрывисто. Например, серые тени на лице - результат растушёвки, а вот чернота на фоне и пиджаке - это отдельный маркер, потраченный на затемнение рябого чёрного угля. Он просто забился в зерно бумаги и получилась неясная рябь. И это был заказ. Логично, что я его переделывала потом на другой бумаге.
Бан Чан
Вот тут тоже самое. Слева внизу даже видно, как линер перекрыл слой угля. Но тут я даже заморачиваться с переделкой не стала, всё равно мне лицо не понравилось.
А вот тут это же лицо понравилось. Считаю этот рисунок одним из лучших в том альбоме. Правда, много тут простым карандашом, но самые тёмные участки и пушистость свитера сделала этим угольным карандашом. Однако растушёвывала ватным диском, вроде бы.
Lee Minho
Тёмные волоски - углём.
Самые черные участки в глазах - углём без растушёвки.
Тоже неудачный скетч. Нет, ну уголь тут со своей задачей справился, подвела бумага. Она была тонкая, обычная из альбома для рисования. А в качестве подложки я использовала старую коробку. И вот итоге - какие-то полоски. Но зато здесь уголь я не перекрывала, его хорошо видно на одежде.
Портрет Ли Минхо
На нормальном листе бумаги:
Ли Минхо
Тут я не знаю, как нормально объяснить, но попробую. Короче, рисуем просто тонкие контуры тонким карандашиком. Обводим их углём, дорабатывая остальные тени и детали. Растушёвываем всё большой пушистой кисточкой (я использую старую кисточку для тоналки). А потом убираем ластиком всё ненужное, доделывая блики. В финале добавляем оставшуюся нужную черноту и подчёркиваем оставшиеся акценты.
Мне очень понравилась эта техника. Фон (здесь фон, цвет капюшона и лица) получился достаточно серым, чтобы и утемнить его, и осветлить.
Hwang Hyunjin
Тот же способ:
Kim Seungmin
И ещё, но здесь фон я делала соусом, а уголь как-то странно с ним сочетался, поэтому скетч не удался.
Ким Сынмин
Тут волосы и глаза углём:
Lee Felix
Тут почти всё углём. Рисунок на самом деле ещё темнее, чем на фото, но если бы я принялась его осветлять, я бы смазала все эти плавные переходы. Правда, я его и так смазала: подбородок и часть скулы смазана, но я побоялась исправлять.
Yang Jeongin
А вот тут ещё один опыт на акварельной бумаге. Хотела именно фактурности, хотела потом покрыть лаком для волос и т.д. НО несколько скетчей я так и испортила, этот самый удачный (темнота выполнена угольным карандашом, но большая часть простым карандашом).
Ян Чонин
Вот так выглядит растушёванный угольный карандаш на акварельке:
На гладкой бумаге для скетчей:
Хан Джисон
Ещё один любимый рисунок (тут волосы дорабатывала чем-то ещё, но при приближении можно рассмотреть широкие линии угля):
Han Jisung
Чернота и рыжина: уголь и сангина.
Со Чанбин
Вот этот сложный рисунок без комментариев (очень люблю этот портрет):
Seo Changbin
По сути, портреты знаменитостей - перерисовки. Потому что скриншоты из видео или фотки - это не натура. Мне ведь уже задают референсы и настроения. Но есть и особое творчество. Творческое
Например:
Рисунок углём
Это я так училась в гиперреализм. Конечно, свои навыки до совершенства я так и не довела, но угольный карандаш для этого мне очень хорошо послужил. Даже без приближения фото видны штрихи и тени. Тут много простого карандаша и белого угля, а что-то и вовсе добавлено ручкой, но всё же.
Даже вот эта слезинка в уголке глаза - это уголь, его растушёвка и ластик.
Линии на радужке выполнены им же.
Более сложная работа, хоть и в той же технике:
Рисунок углём
Тут хуже видно, потому что растушёвка дичайшая, почти до размытия, но при сильном приближении штрихи всё равно видно.
Ещё более сложные работы - губы в гиперреализме. Уголь тут очень растушёван, выглядит глянцевым, но поверьте, рисунок абсолютно матовый, это просто такая техника, блеск реалистичный.
Рисунок углём
Ещё один вариант:
Рисунок углём
Та же техника, но уже руки:
Рисунок углём
На верхнем рисунке больше угля, на нижнем - простого карандаша (но сам вот этот серый фон - это уголь):
Рисунок углём
То же самое:
Рисунок углём
Ещё более сложное, как мне кажется:
Рисунок углём
И ещё более сложное, но испорченное. Поры я должна была сделать мелкими точками, но при детальном рассмотрении понятно, что вместо точек там какие-то запятые как будто.
Рисунок углём
Более абстрактное видение:
Рисунок углём
Сложное сочетание угля и сангины в портретах. Очень интересно, но совсем не просто это изобразить так, как я вижу. Я сделала сотни попыток, и эти 2 портрета самые близкие к тому, чего я хотела добиться (если не считать допущенных ошибок в осветлении):
Хван Хёнджин
Феликс Ли
Ещё один интересный опыт, полученный с этим угольным карандашом. Эффект металла. На многих портретах, которые я рисую, есть украшения. И обычно я не уделяю им нужной детализации, потому что знаю, что это сложно, у меня не получится, я распсихуюсь и плюну на весь рисунок. Так что попробовала, и тут черный уголь - хороший помощник. Мягко растушевался и дал с себя стереть нужные линии.
Сложный размытый скетч, который сделался за пару минут. Вся чернота угольным карандашом. И прям истинное удовольствие от процесса, но результат нужно залачить, ибо он выглядит идеально только до первого касания.
Рисунок углём
Видео-листалка:
Выводы об угольном карандаше
В отзыве я постаралась упомянуть все свойства карандаша, показала это в своих рисунках. Но повторим ещё раз в виде тезисов.
Достоинства данного карандаша:
дешёвый и доступный
классная укрывистость
легко точить
грифель внутри корпуса не ломается
легко растушёвывается
дружит с линерами и ручками
при тонкой заточке можно рисовать тонкие детали
Недостатки:
такая мягкость не позволяет накладывать сверху аналогичные материалы (типа соуса или сангины, а наконечники маркеров забиваются)
Так называемую пыльность я не буду считать за недостаток, ведь все подобные материалы должны пылить. В принципе, так и должно быть. И все красивые результаты и восторги с лихвой перекрывают эту особенность. Но бесценный опыт меня очень радует. Поэтому я смело ставлю пятёрку, буду покупать ещё.
Преклоняюсь перед Вами и всеми остальными кто умеет рисовать. Господи, это моя страсть. Но знали бы вы как я рисую, у меня племяшка лучше рисует😂 ей 7 мне 26. Но какое я чувство удовлетворения получаю когда держу карандаш, краски и т.д. Но рисовать не умею от слова совсем. Сколько бы не училась, даже пошагово 😅