Bodies need their rest, We all need our rest. Sleep an easy sleep, Rest, rest, rest, rest...
Alice Cooper, «Black Juju»
У Йона Линдквиста я до недавнего времени знала только вампирский роман «Впусти меня» - дебютное творение писателя, изданное в 2004 году. Несколько дней назад собралась перечитать эту книгу, дабы освежить в памяти подзабытый сюжет, но вначале решила полюбопытствовать, сколько ещё произведений имеется у автора. И заинтересовалась аннотацией ко второму роману Линдквиста - реально захотелось узнать, как он обыграл такую, казалось бы, банальную тему.
Название: Блаженны мёртвые | Handling the Undead | Hanteringen av odöda
Автор: Йон Айвиде Линдквист
Жанр: готика, ужасы, современная проза
Год первого издания: 2005
Язык оригинала: шведский
Аннотация: «Стокгольм, середина августа. Небывалая жара в сочетании с магнитной бурей влечёт за собой необъяснимый феномен - тысячи усопших неожиданно возвращаются к жизни. Их единственное стремление - вернуться домой, к родным и близким, на которых внезапно обрушивается непосильная ноша - необходимость принять решение. Психологический роман, сочетающий классические элементы жанра ужасов с тонкой эмоциональной подоплекой, «Блаженны мёртвые» - в первую очередь книга о любви и человеческих отношениях, подвергающихся жестоким испытаниям перед лицом иррационального»
Где приобрести: подозреваю, что где угодно - «Блаженны мёртвые» считаются бестселлером, по идее, их должно быть несложно найти в книжных магазинах. А уж раздобыть в электронном варианте и вовсе минутное дело.
Сколько заплатить: около 300 р за печатную версию.
♦ Сюжет и персонажи ♦
События, описанные в романе, разворачиваются в 2002 году в столице Швеции - Стокгольме. Поздним вечером 13 августа в городе начинает твориться какая-то непонятная ерунда с электричеством, а люди повально жалуются на невыносимую головную боль. Впрочем, последнее объяснимо - жарища адская, да ещё бури магнитные, у кого угодно голова разболится.
Странно другое: в службу спасения поступает ряд сообщений о том, что недавно умершие граждане вдруг начали покидать морги и места своего захоронения. Усопшие возвращаются к своим близким, к чему те, понятное дело, совсем не готовы. Так-то недолго и рассудком повредиться, увидев на пороге своего дома воскресшего мертвеца, да ещё посреди ночи. И хорошо, если он хоть выглядеть будет более-менее похожим на самого себя при жизни - как ни крути, а трупные явления никто не отменял.
Сложившаяся ситуация играет в произведении ключевую роль - можно даже сказать, что именно она и выступает главным героем книги, как бы абсурдно это ни звучало. Персонажей же автор использует в качестве иллюстраций - показывает на их примере, насколько по-разному могут отреагировать люди на подобные необычные обстоятельства.
Вот, например, есть некий Малер - журналист, два месяца назад потерявший маленького внука Элиаса. Для деда ребёнок был смыслом всей жизни, и мужчина до сих пор не оправился от горя, а уж о матери Элиаса, Анне, даже говорить нечего. Конечно, оба мечтают вернуть малыша, но насколько они готовы к его возвращению?..
Или набожная старушка Эльви, недавно отправившая в морг супруга Туре. Пара прожила вместе сорок три года, а это немалый срок. У Эльви есть внучка Флора - проблемный подросток, совсем не ладящий с родителями. Девочка видит мир в тёмных красках, увлекается творчеством Мэрилина Мэнсона удивительно, что не Никласа Оллсона и категорически не разделяет бабушкиной веры в Господа, но при этом очень любит её саму. Интересно знать, как они отнесутся к внезапному воскрешению мужа и деда?..
А вот молодой комик Давид. Его мир рухнул после смерти горячо любимой Евы. Давид даже не успел толком осознать произошедшее, сообразить, что скажет сыну Магнусу, когда тот задаст вопрос о матери. Хотя, может, и говорить ничего не придётся, коль скоро с усопшими свершаются чудеса?.. К слову, у меня сложилось впечатление, что образ комика Линдквист писал с самого себя, а в отношении Давида к Еве отразил собственную любовь к супруге Мие.
Завершается произведение небольшим послесловием - Йон (эта транскрипция имени мне привычнее, чем Юн) выражает глубокую благодарность всем тем, кто помог ему в написании «Мёртвых».
Жизнь - то, что сам из неё сотворишь.
♦ Впечатления от прочтения ♦
Пробежав глазами аннотацию, я настроилась на то, что ближайшее время будет посвящено очередной истории о зомби. Ну неплохо, в принципе. Тем более, место действия оригинальное - не припоминаю зомби-хорроров, в которых фигурировал бы Стокгольм. Вот детективные сюжеты там годные разворачиваются. Это я ещё с подросткового возраста знаю, по «Смеющемуся полицейскому» Май Шёвалль и Пера Валё.
И автор тоже всячески подчёркивает (не без иронии, между прочим) тот факт, что в столице его родной страны никто не готов к восстанию мертвецов - как простые обыватели, так и органы власти пребывают от сложившейся ситуации в полном замешательстве.
Люди воспринимают оживших совсем иначе, чем положено по канонам жанра, порой совершая абсолютно нелогичные поступки. Хотя, справедливости ради, само положение дел тоже не особо соответствует классической картине зомби-апокалипсиса - ведут себя мертвецы вроде бы прилично, агрессии не выказывают, на мозги (и другие органы) живых не покушаются. Выходит, с ними даже можно вполне мирно сосуществовать. В теории. Наверное.
Радует и то, что из могил встают далеко не все - чем бы ни был вызван странный феномен, затронул он только определённую категорию усопших. Это доказывает ряд мероприятий, проведённых властями на Skogskyrkogården - «Лесном кладбище», расположенном на юге Стокгольма (кстати, мне интересно, почему Линдквист выбрал основным местом действия именно его, а не, скажем, Norra begravningsplatsen или Österhaninge Kyrkogård). А потому оснований рассматривать происходящее как предвестье грядущего Судного дня тоже вроде бы нет. Но как же тогда всё это объяснить?
Читатели, ожидающие получить на этот вопрос однозначный ответ, вероятнее всего, будут разочарованы - автор ничего не раскладывает по полочкам. По-хорошему, Йон просто описывает события, происходившие в Стокгольме в течение четырёх августовских дней, не более. А уж люди, решившие ознакомиться с «Мёртвыми», могут сколько угодно рассуждать о причинах и скрытом смысле случившегося. Своего рода головоломка для любителей поразмышлять и пофилософствовать получается, да.
Хотя мне лично кажется, что цель Линдквиста была в первую очередь в том, чтобы полностью погрузить читателей в происходящее, заставить их спроецировать на себя описанные в книге ситуации. Ну и задуматься о некоторых важных понятиях - морали, например, человечности, сострадании. И любви, разумеется. В конце концов, весь этот мир держится именно на ней.
Да, в конечном итоге всё сводится к любви.
В романе очень интересно описана Смерть - я уже встречала подобное, но не помню, чтобы где-нибудь видела ту деталь, которой дополнил образ Йон. Изображение души тоже необычное. Впрочем, как и сама история - восставшие из мёртвых вроде подходят под определение зомби, но вроде и не совсем. Можно сказать, что у них есть души, но в то же время и нет. Они как бы не опасны, но это не точно. Неоднозначно всё, в общем, очень неоднозначно.
«Блаженны мёртвые» заявлены как ужасы, но мне эта книга показалась не столько страшной, сколько печальной. Особенно ближе к концовке. Хотя от одного из диалогов всё-таки стало дискомфортно - возможно, если бы я читала книгу среди ночи, этот эпизод мог бы даже испугать. Что-что, а мрачные описания удаются Линдквисту прекрасно - представить происходящее можно во всех деталях. И да, я очень не советую «Мёртвых» впечатлительным людям, ибо кровавых и жестоких сцен в романе предостаточно, а прописаны они так, что имеют шанс запомниться надолго. И эпизод с участием животного здесь тоже есть. Я не люблю подобные вещи, тяжело на них реагирую, но в конкретном случае не могу не признать, что сцена вписана в книгу органично - это не жестокость ради жестокости, а один из важных сюжетных ходов. Причём автор заранее даёт читателю понять, что зверьку может грозить опасность. Странно только, что персонажи пропускают предостережения мимо ушей...
Послевкусие от произведения осталось довольно горькое. В первую очередь потому, что развязка истории выглядит правдоподобно, и от этого факта становится грустно. Особенно если представить себя на месте кого-то из оживших.
Об обществе можно судить по его отношению к слабейшим.
Не могу точно сказать, сколько заняло ознакомление с книгой, ибо засесть за неё как следует не получилось - приходилось постоянно на что-то отвлекаться, и в итоге такое эпизодическое чтение растянулось дня на два. Однако всё равно было увлекательным - написаны «Мёртвые» простым, понятным слогом, читаются легко и быстро. Правда, опечатки в электронной версии попадаются, но в целом не критично.
И краткий итог:
➕ необычный сюжет;
➕ интересные изображения души и Смерти;
➕ хороший слог;
➕ легко читается;
➕ много поводов для раздумий.
«Блаженны мёртвые» оправдали и даже превзошли мои ожидания, оказавшись вовсе не очередной зомби-историей, а нетривиальным произведением, подталкивающим к рассуждениям самого разного рода. А я такое люблю. Пять из пяти, к ознакомлению рекомендую.
Это в этом произведении он вначале упоминал советскую подводную лодку? Или то другое было. Нормальный такой зомби апокалипсис, мне кажется его выводы насчет поведения мертвых очень похожи на реальность.
Не, советская подлодка - это «Впусти меня». И его выводы насчёт поведения живых тоже очень реалистичными кажутся - думается мне, в действительности как раз что-то такое было бы. И в итоге поступили бы с мёртвыми, скорее всего, так же. К сожалению
После сериала "мост", одного из лучших детективов, что я видела - полюбила скандинавов всей душой 😊 вот именно за эту нетриальность и люблю - умеют они создавать оригинальные произведения даже на такие, казалось бы, заезженные темы - например, о зомби. Почему-то по описанию возникла ассоциация с "lost in the echo" - чувствую, очень грустное произведение. Наверное, попробую почитать, а сейчас, кстати - надо же, какое совпадение - тоже скандинавское читаю, "визит лейб-медика" - история реального исторического лица, датского короля Кристиана 7, который страдал психическим расстройством, тоже очень интересная книга.
Детективы у них очень классные, это точно) Надо сериал погуглить, спасибо за наводку, кстати 😊 Вот не знаю, каждый по-разному воспринимает, наверное, но мне очень было грустно в некоторых эпизодах. И оживших этих жалко, и живых некоторых - могу представить, какой они спектр эмоций испытывали...
О, не у одной меня скандинавский август выдался 😁 Будешь о книге отзыв писать потом?)
Рекомендую, мне очень понравился - там 4 сезона, первые 2 неимоверно крутые, остальные слабее; нет, они тоже очень добротно сделаны, но в сравнении с первыми все-таки не то. А ещё детективы из серии "мистериум" - тоже скандинавские и тоже классные. Вот умеют они, как ни крути, классные вещи создавать. Возможно и напишу отзыв, но тут уже целая очередь объектов интересных для отзывов накопилось - 2 фильма, исторические места.
Девочка видит мир в тёмных красках, увлекается творчеством Мэрилина Мэнсона удивительно, что не Никласа Оллсона
вот тут до меня дошло, что произведение про наш век, хотя поначалу думалось, что как классика вампирская про древность) А мне в контексте еще один коллективчик как раз вот вспомнился, только сегодня ознакомилась, там про кровушку девственниц, гробы и все такое тож тематика, сатану)
Очень заинтриговало, что за деталь там такая автором Смерти добавлена, однако) Да и вообще по описанию и скринам очень заинтересовало произведение, слог душевный и сама идея.. блин у меня голова, чую, ушатается от нового и интересного сегодня 😁
Не, Линдквист - писатель современный)) Я у него ещё несколько вещей почитать хочу, нравится его слог. Чувствуется, что творчество Лукьяненко любит 😊 Интрига, однако - что там за коллективчик у тебя интересный, может, и мне надо?)
Сцена с животными - крайне нежелательный для меня элемент. Очень. А так, заинтересована книгой, хотя сюжет звучит очень знакомо. Напоминает аниме "Усопшие демоны", правда, там оно в какой-то момент превратилось в вампирскую сагу, но тем не менее... Тоже такая кровавая драма, кстати, советую. Автор оригинала вдохновлялся творчеством Стивена Кинга
И для меня тоже. Не люблю такие вещи, очень и очень. Но у него реально как-то оно уместно вписано, не так, как, скажем, в одной из книг Варго... О, спасибо за рекомендацию - сейчас погуглила, по описанию предполагаю, что это аниме должно мне понравиться 😊
Не, жути хватает реально - описаний травм, разлагающихся трупов и прочего подобного. Вообще я бы экранизацию посмотрела - не пойму, что ж её собираются-собираются снимать, и всё никак не снимут
восставшие из мёртвых вроде подходят под определение зомби, но вроде и не совсем. Можно сказать, что у них есть души, но в то же время и нет. Они как бы не опасны, но это не точно. Неоднозначно всё, в общем, очень неоднозначно.
Я года три назад смотрела сериал про то, как люди придумали лечить зомби. Сериал очень сильный и этот отзыв напомнил мне, сесть и пересмотреть. Или хотя бы вспомнить его название для начала)))
в службу спасения поступает ряд сообщений о том, что недавно умершие граждане вдруг начали покидать морги и места своего захоронения. Усопшие возвращаются к своим близким, к чему те, понятное дело, совсем не готовы.
Звучит все это как модный недавно на ютубе канал "мистика". Интригует и в то же время "ничего нового", но интересно же)))