Мюзикл "Пиковая дама" театр Стаса Намина
Премьерные спектакли в театре Стаса Намина это всегда событие в театральной жизни Москвы. Особенно, когда заявлена "русская готика": жанр очень не типичный для постановки в нашей стране.
Мюзикл "Пиковая дама" - первый опыт и эксперимент создания спектакля труппой театра независимо от ее руководителя - Стаса Намина. И эта интерпретация - самая необычная, неожиданная, но тем не менее самая яркая и фееричная версия повести А.С. Пушкина, которую мне доводилось видеть.
Пиковая дама от театра Стаса Намина это экспрессивный, незаурядный, эффектный рок-мюзикл с элементами бурлеска, пикантный, наполненный эстетикой готического стиля, сочетающий мистицизм и страсть. Это и потрясающая игра цвета и света как в образах актёров, так и в оформлении пространства: с начала спектакля, где противопоставляется чёрное и белое и до его финальных аккордов, как символы жизни и смерти.
Рефреном мюзикла звучит православная молитва, с неё начинается постановка, ею же и заканчивается, она невероятно органично встроена в общую музыкальную концепцию радикальной эклектики, где также присутствует и рок, и рэп, и элементы электронной музыки.
Уже потом, находясь в зале, я поняла, что спектакль начался в момент, когда зрители вошли в театр. В гардеробе был очень плохо одетый дедушка-уборщик, со шваброй и цинковым ведерком. Весь увешанный какими-то верёвочками и с жестяной кружкой, как у нищего. И так этого дедушку было жалко, такой он был трогательный и в то же время было удивительно, как такой персонаж попал в театр. Каково же было моё удивление, когда я увидела его на сцене в роли внутреннего голоса Германа, голоса его совести: сперва увещевающего не тратить деньги на карты, не испытывать судьбу; а в дальнейшем в роли доктора в больнице для душевнобольных.
Вообще, нестандартное воплощение героев Пушкина в этом мюзикле является его особенностью, той самой перчинкой, которая придает эффект остроты и раскрывает многогранность произведения.
Старуха графиня и раскрытие ее образа в мюзикле просто гениальная идея режиссера Веры Зудиной. Перевоплощение из трясущейся ветхой старухи в роковую горячую красотку одномоментно, метаморфоза происходит буквально за одну секунду, и это просто переворачивает всё твое представление об этом персонаже и о его роли в повести. Актриса Ольга Терехун совершила просто невероятное, начисто сломав сложившиеся годами стереотипы о Графине.
Зеркало и помещенная в него душа графа Сен-Жермена - это почти детективный сюжетный поворот, о котором Пушкин хоть и не упоминает, но глядя на происходящее на сцене не остаётся сомнений, что именно так всё и должно быть, настолько органично этот момент вписан в сценарий.
Роль Германа просто великолепно воплотил актёр Иван Федоров. Его персонаж получился ярким, эффектным, выразительным, очень эмоциональным. Сцена безумия - это достойное Оскара зрелище, настолько экспрессивно он сыграл и показал резкий контраст между светским персонажем и жалким сумасшедшим. В какой-то момент создаётся впечатление, что действительно безумие поразило только что игравшего на сцене актера.
Очень органична была в роли Лизы актриса Олеся Левина: нежная, трепетная, лирическая, но вместе с тем по стилистике мюзикла очень пленительная,чувственная, обольстительная.
Намного ярче и глубже был образ племянника старухи-графини, Томского, нежели у Пушкина. Эту роль блестяще сыграл сам композитор и автор песен мюзикла Рустим Бахтияров.
Отдельно хотелось бы отметить актеров второго плана, потому что непосредственно они создали атмосферу и подчеркнули характер и стилистику спектакля, их зажигательные танцы, готические образы в бархате и кружевах, великолепная слаженная хореография. Особенно впечатлила сцена борьбы за шкатулку графини, когда все сбросили маски и показали свои истинные лица.
Два с половиной часа, в течение которых идёт мюзикл, пролетели как одно мгновение. Ты оказываешься настолько вовлечённым в происходящее на сцене, что не хочется расставаться с героями и я неоднократно слышала от зрителей, что они обязательно повторно посетят эту постановку. Этот спектакль, хоть и заявлен, как эксперимент, действительно надолго войдёт в репертуар театра Стаса Намина, потому что его хочется пересматривать, он уникален, исключителен, подобных ему сейчас попросту нет ни на одной площадке Москвы.
Хочется выразить огромную благодарность всем, кто создал мюзикл "Пиковая дама": от режиссера и композитора, до актёров и работников сцены. Они проделали просто грандиозную работу, благодаря которой спектакль смотрится на одном дыхании и заслуженно получил о
вации зрителей.