«Левиафан» третья книга Б. Акунина о приключениях Эраста Фандорина, и написана она тоже третей. Дальше, кстати, в книгах об Эрасте Фандорине у него крупная лакуна. «Левиафан» был издан в 1998 г., действие его происходит в 1878 г. Дальше Б. Акунин написал роман «Смерть Ахилесса», этот роман так же был издан в 1998 г. но его действие происходит уже в 1882 г. Четыре года выпали. Годы пребывания Фандорина в Японии, и его знакомства с удивительной тайной организацией «Алмазная колесница». И я отлично понимаю Акунина, почему ему пришлось сделать такой перерыв, книга «Алмазная колесница» удивительное и уникальное для русской литературы произведение, и Акунин правильно сделал, что проработал его так тщательно, но о ней мы поговорим позже.
В «Левиафане» Акунин вновь отходит от конспирологической линии, но это единственное его произведение о Фандорине которое меня по этой причине не разочаровало. В «Левиафане» ему удалось создать удивительный отрицательный, точнее, сверхотрицательный женский образ, образ очередной роковой женщины – Ренаты Клебер, настоящее имя Мари Санфон. И я считаю этот образ самым удачным отрицательным и вообще женским образом созданным Акуниным. Мне она понравилась даже больше, чем женщина-ниндзя в «Алмазной колеснице» – Мидори. Хотя, Мидори, безусловно, сильнее, умнее и коварнее, чем Мари, но лично мне, почему-то, Мари нравится больше. Здесь вообще вопрос, какие женщины нравятся мужчинам больше, хорошие или плохие?! И это вопрос, на который, похоже вообще нет ответа. Мидори, у Акунина, положительный персонаж.
И Мари и Мидори убийцы, и настоящие мастера своего дела, очень умело совершающие не только индивидуальные, но и массовые убийства. И Мидори, безусловно, куда более искусная убийца, чем Мари. Но, повторяю, мне Мари, почему-то нравится больше. У Акунина, кстати, есть ещё одна роковая женщина – Эшлин Каллиган, в повести «Долина мечты», вновь из сборника «Нефритовые чётки», и мне она тоже нравится больше, чем Мидори, отличительная черта Эшлин, про неё нельзя сказать, положительный она персонаж, или отрицательный, она, скорее, нейтральна. Возможно, это тоже имеет значение.
Мне особо интересно в «Левиафане» было именно читать о Мари, и изучать её образ, а я ради этого перечитал «Левиафан» несколько раз. И самым интересным для меня было наблюдать, как она влюбляет в себя мужчин. Нужно сказать, что Акунин в «Левиафане» применил довольно нетривиальный приём, формально там нет главного героя, повествование идёт, от лица всех персонажей сразу. Точка зрения скачет, в одной главе события описываются от лица одного персонажа, в другой от лица другого. И есть главы, в которых события описываются и от лица Мари Санфон. И, понятно, события описаны от её лица, когда она пытается влюбить в себя Фандорина.
Ещё интересно, что именно образ Мари Санфон и получился главным в «Левиафане», а не образ Фандорина. Между делом, пока идёт расследование, вскрывается всё больше фактов из жизни Мари, фактов, раскрывающих какая она искусная и совершенно бессовестная мошенница. И, кстати, и бесстыжая тоже, того же Фандорина она пытается влюбить в себя совершенно бесстыже. Равно как и из вскрытых фактов становится ясно, что и людей, она на каждом шагу обманывает, не только совершенно бессовестно, но и совершенно бесстыже. И момент стыда и совести, кстати, великолепно раскрыт в этом романе, через противопоставление европейской культуры – «культуры совести» и японской – «культуры стыда». Не знаю, случайно это получилось у Акунина, или это ещё один пример его литературного мастерства, но если случайно, то это очень удачная случайность. И, кстати, это первый роман о Фандорине в котором раскрыта культура Японии.
В целом роман, безусловно, очень глубокий, и очень о многом заставляющий задуматься, и я, безусловно, рекомендую его к прочтению.