Я уже несколько лет веду учёт семейных финансов, и с каждым годом квест всё усложняется. Здорово начинать, когда ты, например, беззаботный студент, не обременённый излишними доходами/расходами и фактором неопределенности в виде второй половинки, тратящей кровно заработанные без разбора по своему усмотрению. Но начинать надо в любом возрасте и при любых обстоятельствах, если конечно вас не устраивает жить от зарплаты до зарплаты, и вы хотите планировать крупные покупки/обучение/отпуск, и быть может даже копить на безбедную старость. Поделюсь своим опытом.
Вначале была тетрадка. Первые заработанные деньги раскладывались по "конвертам" в соответствии с категориями расходов, плюс откладывались в "копилки мечты" (спасибо, Бодо Шеффер), и даже часть шла в какие-никакие накопления. Всё это скурпулезно фиксировалось в тетрадке, благо хватало и энтузиазма и времени. Мечты, кстати, сбылись, и схема была хороша, но она себя изжила. Хотя... Если вы добытчик и растратчик в одном лице, про карты с кешбеком ещё не слышали, и вам не стремно ходить по торговому комплексу с кучей конвертов, то можете взять себе на заметку. ?
С таблицей Excel я не сдружилась, хотя многие этот способ хвалят. Думаю, здесь решающим является вопрос дисциплины. Если вы каждый день работаете за компьютером, и табличка у вас будет перед глазами, то попробуйте. Несомненный плюс - это точная настройка алгоритмов расчёта "под себя".
У меня комп чаще всего выключен. Зато всегда под рукой телефон. А на Play Маркете полно разнообразных приложений для ведения бюджета. Перепробовав несколько, я остановилась на приложении 'Мой бумажник", объясню почему:
1. Простое. Без кучи лишних наворотов. Интуитивно понятное.
2. Есть все необходимые для меня функции.
3. Симпатичный интерфейс с наглядными диаграммами.
4. Мало весит (20,56 Мб плюс ваши данные).
Есть и минусы:
1. Это реклама с платным отключением (как и в принципе у большинства бесплатных приложений).
2. Кое-где кривой перевод на русский (до сих пор нахожусь в счастливом неведении относительно раздела "Законопроекты", видимо что-то связанное с регулярными денежными поступлениями/отчислениями).
3. Нет синхронизации с другими мобильными устройствами и личными кабинетами банков.
4. И приложение давно не обновляется (для меня это даже плюс).
На третьем пункте остановлюсь поподробнее. Наличие синхронизации несомненно упрощает ведение бюджета, но я не хочу отдавать пароли от своих интернет-банков стороннему приложению. Да и выгружаемая из них статистика доходов/расходов не всегда отражает реальное положение вещей, так что корректировать придётся вручную. Например, как альтернативу "бумажнику" я сейчас рассматриваю кошелёк "Дзен Мани". Там, судя по отзывам, очень крутой функционал, в т.ч. есть вышеописанная синхронизация, а также сканирование чеков и распознавание СМС, но доступ ко многим функциям платный.
Я на самом деле уже несколько раз забрасывала учёт семейных финансов, потом давала себе клятвенное обещание не сворачивать с пути истинного, и всё начинала сначала. Сейчас веду бюджет уже почти два года без перебоев, полёт нормальный ?. Поделюсь несколькими фишками, упрощающими мне это нелегкое дело:
1. Цель сего действа? Если учёт ради учёта, то это путь в никуда. Обозначьте чёткую цель - например изыскать средства на отпуск в Греции, или покупку авто, нового платьишка, бриллиантового колье, что там вам ближе и нужнее. И ради этой цели ведите свой учёт доходов/расходов, скурпулезно и непрерывно.
2. Все расходы, оплаченные банковскими картами, я вношу в приложение в конце месяца. Для этого просто переписываю суммы по категориям из личного кабинета банка, с небольшими поправками, например вычленяю из категории супермаркетов расходы на продукты и хозяйственные расходы. Занимает не более часа.
3. Расходы, оплаченные наличными, вношу в приложение сразу, или, на край, вечером того же дня.
4. "Синхронизация" с расходами мужа происходит за семейным ужином, главное сначала его покормить, и не слишком усердствовать, вопрошая, тратил ли он сегодня деньги? Сколько? Каким образом? И куда? Далее по старой схеме - наличные траты сразу записать, расходы по карте отражаются в личном кабинете и учитываются в конце месяца. Кстати, может быть ваша вторая половинка сама загорится идеей ведения семейного бюджета, и справится лучше вас. Попробуйте, у меня к сожалению не получилось.
5. Чеки, по которым нет гарантии, я проверяю не отходя от кассы, и выкидываю. Чеки мужа просматриваю не чаще раза в неделю, для этого он их каждый вечер скидывает в специально отведённую коробочку. Так не теряются наличные траты и некоторые категории безналичных.
6. Доходы записываю сразу, это, пожалуй, самая приятная часть ?.
7. В конце месяца обязательный анализ полученных данных по доходам и расходам, с оптимистичным планированием увеличения первых и сокращения последних.
Отдельно хочу написать про систему "конвертов", она действительно очень дисциплинирует. Суть в том, что вы не просто фиксируете траты по факту их возникновения, а в начале месяца распределяете средства по категориям расходов, и если, например, у вас кончились деньги из конверта "развлечения", то в конверт "трусы и носки" вы даже не думаете залезать, а подтягиваете потуже пояса до следующего месяца. Средства же сэкономленные в какой-либо категории, перекладываете в конверт "отпуск", например. По факту, вы конечно же держите все эти "конверты" в уме, но есть вариант распределения денег по различным банковским картам. Не знаю, насколько эта система будет жизнеспособна, я её только тестирую.
Если у вас есть интересные идеи по ведению бюджета, хотелось бы их услышать в комментариях. А то по поисковому запросу "Семейный бюджет" на айреке вылезает лишь тушёнка и сгущенка одноимённой марки ?.
Если у вас есть интересные идеи по ведению бюджета, хотелось бы их услышать в комментариях. А то по поисковому запросу "Семейный бюджет" на айреке вылезает лишь тушёнка и сгущенка одноимённой марки ?.
Смешно)) Я жду карту "Польза",буду радоваться,надесюь)) и бюджет улучшать))