Посмотрела в кинотеатре новый фильм «1812. Уланская баллада». Не могу сказать, что он мне понравился, но смотреть всё-таки можно. Это не историческое повествование, а лёгкое приключенческое кино, не заставляющее ни думать, ни переживать, ни волноваться. За душу оно не берёт и слезу не вышибает, как старые советские киноленты «Гусарская баллада» или «Эскадрон гусар летучих». Но, наверное, можно было бы познакомиться с этим фильмом участникам клубов исторического фехтования: весь фильм герои только и делают, что виртуозно и с азартом дерутся на саблях, так что дух захватывает. Фехтовальные сцены, действительно, поставлены красиво! Впечатляют и батальные съёмки конной атаки улан в день Бородина. Вспоминается Лермонтов: «Смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой».
При этом очень контрастировала форма улан – чистенькая, нарядная, великолепной красоты - и подчёркнуто кровавые сцены боя, без которых не обходится ни один современный фильм. В настоящем бою такой нарядности и таких акробатических этюдов в конном строю просто быть не может!
Сюжет, однако, был стар, как мир. Он казался позаимствованным из двух источников, а именно: из фильма «Эскадрон гусар летучих», так как герои всё время ловили Наполеона Бонапарта, а также из фильма (и романа) «Три мушкетёра». Мы познакомились с тремя исключительно лихими русскими офицерами-рубаками, которые по характерам и повадкам явно соответствовали Атосу, Портосу и Арамису. А в роли юного д Артаньяна выступил дворянский недоросль, такой же отчаянно храбрый и бесшабашный, как и его французский прототип. И вот четвёрка удалых вояк отправляется по заданию государя императора Александра Первого отнимать у французов (нет, не алмазные подвески) - похищенную из горящей Москвы корону Российской империи (как будто бы её могли забыть впопыхах отходившие русские войска!).
Мне показалось странным и прямое заимствование из фильма «Эскадрон гусар летучих» стихов и песен Дениса Давыдова, например, «Я люблю кровавый бой», только в другой аранжировке. А когда уланы читают наизусть стихи Давыдова в каком-то сарае, я немедленно вспоминаю артиста Андрея Ростоцкого и его замечательную декламацию и исполнение романсов. Хоть бы стихи-то в новом фильме взяли другие! А то – плагиат!
Приключения сыплются на голову героев, как из рога изобилия. Реализмом и исторической правдой здесь и не пахнет. Всенепременнейшая драка на саблях в кабаке не поражает особой выдумкой, но смотреть на удаль героев бывает занятно, тем более, что знаешь: ничего с ними не случится. Ведь они и в огне не горят, и в воде не тонут, и разорвавшиеся снаряды им вреда не причиняют, и дирижабль они покоряют. Ну прямо сказка!
Любовь юного героя и хорошенькой полячки тоже присутствует в фильме, и вот здесь есть несколько удачных, оригинальных ходов. Например, я искренне смеялась, когда юноша, переодетый в женское платье, на балу танцевал мазурку (партию дамы). Даже сердце замирало: а ну как сейчас собьётся!
Понравилась также сцена, когда главные противники сражались на высокой колокольне. Такой вид потрясающий открывался, и на фоне этой красоты, широты, простора, дали неоглядной шла смертельная схватка. Здесь как бы встретились жизнь и смерть. Символично…
Короче, всё закончилось хорошо – и любовные, и батальные линии подошли к ожидаемому завершению. Но этот фильм никоим образом нельзя назвать историческим кино о реальной войне 1812 года. Фантастический боевик – и только!