Маркетинговая кампания «Собирателя душ» сделала своё дело: если бы не она, фильм вряд ли вызвал бы столько ажиотажа. Смелое сравнение с «Молчанием ягнят» оказалось преувеличением, но трейлеры и промо-материалы обещали зрелище увлекательное и атмосферное. Увы, реальность оказалась куда менее впечатляющей. Вместо брутального процедурала нас ждал скорее странноватый «Молчание утят» — интересный, но не без изъянов.
Кейдж в роли маньяка
Главная ставка фильма — Николас Кейдж, исполняющий роль серийного убийцы. Это сразу перестаёт быть спойлером, ведь его образ раскрыли ещё в первом тизере. Однако до финального акта лицо маньяка оставалось загадкой, а маркетологи разжигали интерес: мол, такой жуткий злодей, что захватывает дух. И вот, Кейдж появляется в кадре... но зачем было утяжелять его харизматичное лицо странным гримом? Накладной подбородок и пудра явно лишние: актёр с его опытом мог создать зловещий образ и без этих ухищрений. Тем не менее Кейдж справляется блестяще, вызывая у зрителя гнетущее чувство тревоги. Его джокеровский смех и зловещие стихи создают напряжение, хотя в целом маньяк действует без крайностей — он не бегает с мачете и не устраивает кровавые оргии.
Сценарий и структура
Фильм начинается как атмосферный процедурал, но постепенно превращается в нечто иное. Детективная линия, на которую был сделан акцент в первой половине, уступает место сатанинской паранойе. Структура фильма напоминает микс из «Варвара» (Barbarian) и «Солнцестояния», который в финале выливается в пугающий, но не особо динамичный слоуберн. Хотя поворот неожиданный и работает на атмосферу, многие зрители, настроенные на классический детектив, могут почувствовать себя обманутыми.
Жанровые реверансы
Осгуд Перкинс явно черпал вдохновение из классики хоррора: «Ужас Амитивилля», «Аннабель», «Молчание ягнят». Сюжет фильма представляет собой паззл из уже знакомых элементов, которые работают как чеховские ружья. Несмотря на отсутствие оригинальности, эти элементы поданы грамотно и органично.
Название и локализация
Оригинальное название фильма «Longlegs» несёт в себе больше интриги, чем русская адаптация «Собиратель душ». В процессе просмотра становится интересно, откуда взялось прозвище маньяка. Один из эпизодов намекает, что это связано с восприятием ребёнка, видящего убийцу как гиганта. Однако дополнительные детали дают понять, что всё сложнее. Локализация, к сожалению, лишает зрителей этого слоя загадочности.
О чём фильм на самом деле
На первый взгляд, «Собиратель душ» — это ужастик с элементами детектива. Но на деле перед нами рефлексия Осгуда Перкинса, завуалированная под жанровое кино. Личную драму режиссёра, связанную с его семьёй, можно почувствовать в подтексте фильма. Как и Ари Астер, Перкинс использует жанр, чтобы переосмыслить свои внутренние конфликты.
Итог
«Собиратель душ» — это не хоррор и уж тем более не детектив. Это авторское кино с элементами психологической драмы, слоуберна и реверансами в сторону классики жанра. Николас Кейдж здесь на высоте, визуал радует глаз, а техническая сторона заслуживает похвалы. Если вы любите неспешные, атмосферные фильмы с элементами хоррора, этот фильм может вам понравиться. Но если вы ожидаете захватывающего детектива в духе «Молчания ягнят», лучше выбрать что-то другое.