...Чтобы в 1982 году снять сцену катастрофы, нужно было по-настоящему столкнуть электровоз с вагоном!!!
Фильм Магистраль - это кино, которое не утратит актуальность и будет интересно абсолютно разным людям. Особенно понравится фильм причастным к железным дорогам. Я бы назвала "Магистраль" производственной драмой, поскольку на первый план в фильме выходит хронология катастрофы на ж/д путях, без лишних соплей. Конечно, герои фильма живые люди, испытывающие чувства, но здесь их эмоции искусно вплетены в сюжет и показаны с точки зрения психологии.
События "Магистрали" происходят одним днем, что дает ощущение правдоподобности и некой документальности происходящего (хотя, история вымышлена). В фильме нет правых и виноватых, события показаны с точки зрения разных людей - от простого пассажира, чье место в купе занял безбилетник, до начальника железной дороги, перед которым поставили невыполнимую задачу - пропустить через транспортный узел вагоны в количестве, превышающем пропускную способность станции.
Сюжет реален тем, что всех героев можно понять (хоть и не всех можно простить). Фильм
про отношения начальства с подчиненными, а также
про влияние личной жизни на работу (и наоборот).
Прекрасно воссоздана рабочая обстановка с учетом того, что это было непросто и для советского времени, и вприницпе для съемок на технических объектах. Чего только стоят диалоги - на производственном языке.
... Порожняк до карьера, он сейчас подойдет к тебе. Поставь под обгон 35-й пассажирский...
Железная дорога - та еще головоломка. Пассажирским поездам нельзя отклоняться от расписания (часто ли Вы сталкивались с тем, что Ваш поезд прибывал на станцию с опозданием?), а грузовые поезда насчитывают огромное количество тяжелых вагонов с соотвествующей инерцией.
На железной дороге без порядка и выверенных расписаний не обойтись, но, как водится, форс-мажоры случаются. В "Магистрали" на станции скопилось очень много грузовых поездов, которые
скорее нужно отправить по стране, ведь
советская промышленность находилась на стадии буйного цветения, требовала приемки сырья и отправки готовой продукции (много!)
Контроль за правильным следованием поездов через транспортный узел возложен на диспетчера. Герой этой истории Евгений Бойчук показался мне
самым интересным и драматическим персонажем. Евгений, очевидно, имеет
многолетний опыт и является первоклассным диспетчером, поэтому
большое количество поездов, требующих внимания, в ступор его не вводит.Но
в роковой день в работу Евгения
вмешивается личная составляющая - его постоянно
дергает телефонными звонками жена. Она требует, чтобы сегодня Евгений решил их
жилищный вопрос. Что в Советском Союзе было хорошо - это возможность получения бесплатной квартиры (предприятия вкладывались в строительство многоэтажек для сотрудников, работник имел возможность встать в очередь и в один прекрасный день получить квартиру). Звучит маняще. Но у Евгения с квартирой дела обстояли плохо,
жена на грани истерики требовала разобраться. А
начальник Евгения
отнесся к острой проблеме своего сотрудника равнодушно и в штыки воспринял его просьбу посодействовать. - Меня опять выбросили из списка, сколько же можно?
- Зачем Вы ко мне пришли?...
В тот и без того напряженный день
бедный диспетчер терпел унижения жены и начальника совершенно незаслуженно.
(Странно, что Евгений вообще покидал диспетчерскую во время смены, чтобы поговорить с начальником по личному вопросу, ведь в таком случае, в диспетчерской какое-то время никого не было. А Евгений в смене один - об этом можно судить из того, что даже на обед отлучиться он не мог, еду ему приносили на рабочее место...) Все эти
скандалы на смене к хорошему не ведут. Евгений не может найти себе места и случается страшное...
несущийся на огромной скорости пассажирский поезд врезается в цистерну, по велению злого рока
отцепившуюся от предыдущего состава...В пассажирском поезде ехали обычные люди, воспринимающие поездку как должное. Они занимались своими пассажирскими делами - распивали алкоголь с попутчиками, играли на гитаре, устраивали забеги за мороженым во время стоянок поезда и, конечно же, держали проводников в тонусе постоянными жалобами и просьбами.
Проводница Люда - еще одна главная героиня фильма. Для своего второго в жизни рейса девушка держится отлично - она сосредоточена и спокойна.
А еще Люда красива и остроумна, чем выделяется и ненароком обращает на себя внимание мужчин.
- Ну что уставился? Не картина!
- Ух ты какая!
- Какая?
- Сердитая. И красивая.
Помощник машиниста Санька, перень энергичный и амбициозный, при первой же встрече обращает внимание на Люду.
Любовная линия в фильме
принадлежит этим прекрасным героям, Люде и Саньку. Они влюбляются друг в друга с первого взгляда, но
страшная катастрофа ставит крест их счастье.Катастрофа на путях сыграла роковую роль в жизнях рядовых работников железной дороги. Но как поступят с новостями об аварии высшие чины? В фильме показаны моменты работы дорожного начальства, их взаимодействие с директорами заводов (заказчиками) и с руководством по линии партии (политиками).
В этом показана
система, беспощадно затягивающая гайки и грозящаяся заэксплуатировать до смерти и технику, и персонал.Вот там в Вашей папке цифры, в которых Вы упираете на завышение норм простоя вагонов. А у меня тоже папка, и в ней тоже цифры...
Бездушные цифры, тонны щебенки и листовой стали, хвосты штрафов и долговых обязательств. Но нет места здравой оценке происходящего...
Проблемы палочной системы руководства очевидны - главное
найти и наказать человека,
на которого можно перевести стрелки. А
разбираться в истинных причинах аварии некогда и незачем, ведь горят новые и новые задачи... Финал фильма показался мне оборванным. Возможно потому, что
нет конца несовершенствам большой бюрократии. Причины трагедии раскрыты в фильме полностью - это ошибки простых людей, вызванные стрессом и привыканием к рутине, на фоне уязвимости системы из-за ложных ценностей на уровне руководства. "Магистраль" - это фильм про жизнь, про то, как важно оставаться людьми и относиться к другим с пониманием без оглядки на чины и дедлайны.