Как часто я встречаю людей, которые сторонятся печальных книг, фильмов или спектаклей, отговариваясь тем, что "жить и так сложно, а сейчас еще страшно". А может не было бы так страшно, если бы меньше отворачивались, если бы вспоминали не только 9 мая, если бы помнили всегда...
Театр на Юго-Западе помнит, и поэтому в особый для каждого русского человека день, 22 июня, представил зрителям премьеру спектакля "В списках не значился". Режиссер Максим Лакомкин перед показом очень волновался, и его можно понять, ведь тема невероятно сложная, глубокая и трагическая. Показать на сцене в одном, чуть более чем полуторачасовом, акте объемную картину первых дней Великой Отечественной войны, глубину ее боли, трагедию ее участников - задача грандиозная. Но вполне реальная, судя по тому, что зрители увидели в тот вечер. А вот художественный руководитель Театра Олег Леушин не переживал, он точно знал - все получилось!
Уверена, что роман Бориса Васильева "В списках не значился" многим знаком хотя бы по фильму "Я - русский солдат". И спектакль этот стороной тоже обходить стороной не следует, напротив необходимо посмотреть его самим, и детям обязательно показать. Великая Отечественная война погубила около двадцати шести миллионов людей. Двадцать шесть миллионов жизней, двадцать шесть миллионов историй, двадцать шесть миллионов загубленных судеб, - это не просто огромное число, это цена, которая заплачена за нашу Родину, за нас и нашу свободу. История Николая Плужникова одна из этих двадцати шести миллионов. Совсем еще юный, сразу после окончания военного училища, приехав на новое место службы, он сразу попадает под первое наступление вражеской армии. Беспощадная бойня из испуганного мальчика делает решительного, храброго, жесткого человека, способного на принятие ответственных решений и на подвиги. Он продержался сколько смог, потеряв всех боевых товарищей и девушку, в которую то ли влюбился, то ли пожалел в ответ на ее заботу и поддержку тут, на войне, в темноте и сырости подземелий Брестской крепости. С первых дней он верил в силу русских войск, в нашу победу, и, казалось, хотел продержаться хотя бы до весточки, что немецкие войска терпят поражение. Его невероятная стойкость русского солдата вызвала уважение даже у безжалостного врага. "Крепость не пала: она просто истекла кровью", и он стал ее последней каплей...
Постановка "В списках не значился" буквально сконструирована из множества очень тонких деталей, складывающихся в одну удивительную конструкцию. Первое, что видит зритель, заходящий в зал, это множество сложенных из бумаги в технике оригами журавлей, символизирующих мир. Правда, в спектакле герои неоднократно будут обращаться к ним, вспоминая аистов, по тексту. Очень важной и запоминающейся частью постановки является музыкальное сопровождение. С первых и до последних минут прослеживаются две основных темы, они волнуют и натягивают нерв как струну. Это мелодии "To death we dance" (Танцуем до смерти) Peter Gundry и "Damage fatale" (Фатальный ущерб) Zbigniew Preisner. Отдельным произведением искусства в спектакле является свет, я бы даже сказала - световая композиция, за сто спасибо художнику по свету Анатолию Докину. Без участия декораций превращающая небольшую сцену в огромное мистическое пространство, соединяющее в себе одновременно и приветливую Москву, и руины подземелья Брестской крепости, и с легкостью переносящее зрителей из одного места и времени в другое.
В первые минут десять непривычно, кажется слишком напыщенная игра, но действие затягивает очень быстро, а театральная напыщенность сменяется все большими естественностью и спокойствием. К героям же привыкать не нужно - образы подобраны настолько идеально, что сразу принимаешь их такими, узнаешь, будто знаком давно. Молодых ребят я видела в этом Театре впервые, видимо, "новое поступление", но сыграли превосходно, это уже уровень не просто большой сцены, а одного из лучших театров Столицы - Театра на Юго-Западе. Спустя неделю все еще не могу отпустить образы Коли Плужникова в исполнении Игоря Степашина и Мирры, которую сыграла Анна Рыкова, и каждый раз замирает сердце, словно я стала свидетелем реальной истории. Великолепны были в своих ролях мечтательницы Верки и скромницы Вали очаровательные Елена Лунцова и Алина Лакомкина. Все ребята молодцы, справились великолепно. Что уж говорить о старожилах Театра, превращающих каждый спектакль в неповторимое и незабываемое путешествие в другую реальность. Это Татьяна Городецкая в роли мамы Коли, Андрей Санников в роли Рувима Свицкого, АлександрШатохин в роли старшего сержанта Федорчука, Константин Курочкин в роли старшины Степана Матвеевича, Алексей Матошин в роли денщика Володьки, Сергей Бородинов в роли немца, Галина Галкина в роли тети Христи. Кстати, на спектакле со мной была приятельница, которая когда-то знала Галину Галкину, всей компанией они вместе бегали на спектакли. Интересный момент - в программке каждый персонаж записан с комментарием, который позволяет проще его идентифицировать, например: "Старший сержант Федорчук, который хотел жить. Жить, а не воевать". Очень интересная находка.
После спектакля, говорить было невозможно, где-то внутри ужасно била дрожь, в горле стоял ком. Я все еще думаю об увиденном, все это плотно засело в груди. Очень мощно. И говорить об этой постановке можно долго и много. Но лучше посмотреть. Браво!!!