Вам наверняка знакомо стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Но знали ли вы, что данное стихотворение поэт написал буквально по соседству с Красноармейском? Дача, о которой говорит Маяковский, располагается в городе Пушкино, на Акуловой горе. Недавно, благодаря трудам отца Андрея Дударева, дача была восстановлена после пожара в 90-х годах и вновь открыта для посетителей.
Мы с одной любительницей творчества Маяковского прибыли на место во вторник. Вышли у станции, поспрашивали у прохожих дорогу и, разумеется, заблудились. Классика жанра: одни говорили идти в сторону какой-то запретной зоны, другие отправляли с совершенно противоположном направлении, третьи советовали сесть на маршрутку, которая, как мы позже выяснили, отвезла бы нас не к Акуловой, а к Легковской горе. Спустя два часа блуждания по Мамонтовке мы поняли, что Маяковский, должно быть, любил уединение. Путь к его даче лежит через гаражный кооператив по Акулову шоссе, до которого полчаса пешком от станции. Конечно, досадно, что никаких указателей не предусмотрено, и несчастные посетители вынуждены блуждать по Акулово в поисках музея. Но, поверьте, оно того стоит!
«В сто сорок солнц закат пылал…»
На территории дачи-музея, у самого входа, располагается памятник Маяковскому в полный рост. Горделиво возвышающийся на своём пьедестале поэт словно наблюдает за всеми входящими на его территорию людьми, уже готовясь проскандировать: «Светить всегда,светить везде, до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца!». Чуть дальше на нас смотрят две головы. Одна из них, та, что поменьше – бюст Маяковскому, другая – дедушки Ленина. Видимо, поставив эти скульптуры рядом, создатели музея хотели показать, насколько не отделен Владимир Маяковский от советского времени, а советское время – от творчества поэта. На месте этих бюстов больше всего красного цвета, что ещё раз символизирует СССР для Маяковского. В остальном на территории дачи доминирует белый цвет, нейтральный.
«Белей чем облака стада...»
Сам дом представляет собой небольшое двухэтажное сооружение, которому на вид не больше пяти лет. «Восстав из пепла», дача Маяковского обрела вид современного загородного дома с пластиковыми окнами и железными дверями. Не думаю, что пролетарский поэт поставил бы пластиковые окна (он бы, скорее, начеркал пару строк об их бесполезности, обозвав буржуями тех, кто заменил дерево на пластик), но не будем придираться к мелочам. Дом отреставрирован хорошо, даже очень хорошо. Внутри он выглядит крайне необычно: 100 квадратных метров пустоты, белые стены и непонятные скульптуры авторства Александра Кутового, художника-оформителя. Что за скульптуры? Неизвестно. Мы вначале даже решили, что Маяковский кроме поэзии ещё и скульптурой баловался, ибо эти непонятные белые двухметровые гиганты показались нам очень в его стиле.
На веранде расставлены советские пропагандистские плакаты и афиши в рамках, которые составляют определенный визуальный ряд, так или иначе напоминающий Маяковского с его коммунистическими и футуристическими наклонностями. И вообще, Маяковский – это главный представитель футуризма в России. Поэтому я склонна думать, что белый цвет, свойственный минимализму в современном искусстве, призван напоминать здесь, в первую очередь, о футуризме. Затем уже, как заявляют организаторы музея, белый цвет символизирует новое прочтение Маяковского.
Так же в экспозиции музея располагается небрежно выкрашенный белой краской гардероб, собранный у порога чемодан и токарный станок. Маяковский считал, что посредствам написания стихов он выполняет труднейшую работу, сродни физической, а токарный станок является символом тяжелой, голодной, едва не круглосуточной работы на заводе на благо пролетариата. Вот строки из одной его поэмы: «Столбовой отец мой дворянин, кожа на моих руках тонка. Может, я стихами выхлебаю дни, и не увидав токарного станка». Решайте сами, чьи труды важнее: возвышенных поэтов или простых рабочих. А труды Маяковского «Я хочу быть понят моей страной…» и «Люблю» теперь красуются на стенах в его музее, красиво выведенные черной краской по белоснежным стенам.
«Мой стих трудом громаду лет прорвёт…»
В целом, дача-музей Маяковского оказалась очень вдохновленным местечком. Там приятно просто погулять, провести время с друзьями и поиграть с местным котёнком. Я уверенна, что в будущем данный музей станет превосходной творческой площадкой и крупной туристической меккой, которую будут стремиться посетить не только ценители творчества Маяковского, но и простые гости и коренные жители города Пушкино.19 июля, к 121-летию Маяковского, пушкинцы впервые отпраздновали День рождения поэта на его даче, а ныне – даче-музее. Приветствовались гости в белом в знак того, настало время воспринимать творчество великого поэта советского времени с чистого листа.
К сожалению, мне не удалось побывать на этом событии, окрещенном Маяковским фестивалем, но одна посетительница музея поделилась впечатлениями. Жительница девятиэтажки по соседству с музеем Татьяна, интеллегентная женщина и любительница русской поэзии, рассказала, что на фестивале выступали такие знаменитые поэты современности и малоизвестные начинающие рифмоплеты, что её крайне порадовало. Кроме того, на специально возведенной сцене народ развлекали такие пушкинские коллективы, как молодежный театр «РозыгрышЬ», фольклорный ансамбль «Веснянка», хор «Московия» и другие.
В ближайшее время на территории музея планируется очередное мероприятие – фотофестиваль «Хмельные поля». 30 и 31 августа, в последние летние деньки, посетителей Акуловой горы будет ожидать фотосушка, где они смогут показать свои лучшие фотографии. Я, как фотограф-любитель, просто обязана посетить данное мероприятие. А как огромный поклонник творчества Маяковского, обязуюсь посещать его дачу-музей как можно чаще!