Итак, сегодня мой отзыв будет посвящен фильму "Клетка", 2002 года выпуска. Данный фильм смотрела в интернете, он-лайн, в разделе триллеры/фильмы ужасов. Я бы не стала так однозначно называть данный фильм ужасом, скорее триллер и пожалуй, психологический, но с уклоном в фантастическую и даже сюрреалистическую психологическую составляющую.
Не смотря на то, что фильм вышел давно, посмотрела его до конца совсем недавно и мне данная кинолента понравилась своей нетипичностью, необычным подходом к классическому сюжетному трюку - про маньяков и о том как их ловили. Здесь показан очень интересный и эстетически красивый подход (но на фоне этого расследования будут далеко не красивые убийства).
Плюсы:
Очень красивая картинка - да, съемки, сочетания цветов и общего визуального ряда - на высоте.
Атмосфера и контраст - тот самый цветовой и не только, контраст, который, видимо, сделан специально, чтобы разделить путешествие в разум преступника и реальность. Очень интересный, необычный и сильный ход. Такой трюк точно держит в напряжении и пробуждает дальнейший интерес, ну и конечно, эстетически фильм выглядит очень здорово (особенно впечатляюще все это выглядит на большом качественном экране).
Костюмы и декорации - тоже видно сразу, не поскупились и не жадничали - все выполнено на высшем (я бы даже сказала на высшем художественном) уровне. Параллели и аллегории отлично выписаны при помощи цветовых и световых решений. Такой фильм создает впечатление настоящего погружения и именно того самого блуждания по разуму/мыслям/прошлому и настоящему другого человека (в данном случае - серийного маньяка).
Хороший захватывающий сюжет - не смотря на то, что именно эстетической и аллерогической части уделяется немало времени, динамика и разворот сюжет есть.
Хорошее звуковое сопровождение.
Очень необычные, интересные и небанальные образы (тот случай, когда обычное сделали не совсем обычным, совершенно другим).
Актерская игра.
Минусы:
Фильм не для всех - это не совсем (а точнее совсем) не классический триллер, не классическая пугалка-страшилка, здесь будет много аллегорий, сюрреализма и символом (не все такое любят). Мне понравился такой нестандартный подход к традиционному триллеру про маньяка. Но не все зрители хотят искать символы и аллегории, проводить параллели и выстраивать нити взаимодействий. Так что, может и поймут не все.
Конец не такой интересный как сам фильм и довольно предсказуемый.
Данный фильм можно рассматривать не только как просто триллер с классическим сюжетом, с маньяком, с его жертвами и расследованием, но и как необычную сюрреалистическую картину. да, как настоящее художественное полотно. Фильм также немного фантастический, заставляющий зрителя задуматься и проводить невольные параллель между жизнью ГГ реальной и жизнью ГГ в его собственном разуме.
Конечно, помимо аллегорий, сюрреализма, здесь выявлены настоящие фрейдовские символы, а также Эдипов комплекс и прочие известные проблемы, которые тянутся из далекого детства маньяка и это предстоит раскрыть ГГ (ее роль играет Джей Ло, да та самая). И вот этим путешествия ГГ в разум (в мозг буквально) злодея выглядят очень здорово и необычно. Да, именно такой подход к расследованию преступлений обрисован в этом кино.
Идея фильма - проникнуть в голову/мозг и сознание маньяка очень интересная, особенно сцены его воображения и понимания реальности, его прошлое. Да, все мы родом из детства и это страшно, что жестокое воспитание и невеселое детство выдало вот такой очередной продукт агрессии, комплексов и самое ужасное - череды тяжких преступлений.
И вот этот момент с классическим (этот элемент очень распространен и часто демонстрируемый в фильмах про маньяков) трудным детством стал некоторым клише. Он утащил фильм в банальность (это после аллегорий и символизма), да еще и упростил общий сюжет. То есть, затащив зрителя в "дебри" интересной подачи идеи фильма, тут раз и просто было такое как бы детство несчастное, вот поэтому все так вышло. Мда. Так и вышло, что слишком упростило фильм этим стандартным клише.
Герой Вона тоже достаточно клишированный и не несет слишком большой смысловой нагрузки, так как все сцена отдана маньяку и ГГ (и их бродилкам по его маньяческому сознанию). Ну, как бы такое вспомогательное звено не всегда помогает, а опять упрощает то, что в общем-то и не надо бы делать. Но, сценаристы вот так решили.
И концовка как-то не порадовала. То есть она могла бы быть очень впечатляющей и главным финальным аккордом, но не случилось. Все сошло на затихающей и тоже довольно банальной нотке. Еще раз клише. Впечатление такое, что реально вопрос решился очень легко и просто, тогда как путешествия в темных и не очень лабиринтах чужого разума были куда лучше и выглядели захватывающе. Так что, заключение выглядит гораздо более блеклым на общем фоне фильма. Да, детали и цветовые аллегории-символы проработали отлично, но вот заключение куда-то ушло, точнее, сошло на нет.
Выводы: данный фильм конечно же, выделяется из общего ряда заявленной жанровой категории - триллера (и сюжета с маньяком), очень красивый визуальный ряд, интересный общий сюжет, не лишенный динамики и развития событий, необычных подход к раскрытию преступлений, а также хороший трюк с проникновением в разум и сознание маньяка. Необычно, не стандартно и красочно, качественно, но вот концовка подвела, слишком упростили (особенно, когда зрители уже погрузились в лабиринту сознания преступника и ГГ). В общем и целом - фильм стоит смотерть, даже просто наслаждаясь как художественным полотном. Рекомендую