Раз картошка, два картошка, она здесь жила немножко,
Три картошка, вот и зверь: запирай скорее дверь
Здравствуйте!Я - самый преданный фанат триллеров, какого можно себе представить: читаю абсолютно все новинки, хоть немного привлекающие меня аннотацией (или даже, чего греха таить, яркой обложкой и завлекаловом типа
«Стивен Кинг потерял сознание от ужаса!»;). При этом предпочитаю те из них, авторами которых являются женщины - не по принципу choose woman, просто такой у меня вкус.
Однако я старательно обхожу стороной книги, где жанр триллера совмещен с жанрами «любовный роман» и «фантастика, ужасы» - мне совершенно не по вкусу, когда вместо интересных описаний расследований вдруг идёт рассказ о внезапно вспыхнувшей любви главных героев или, не приведи Господи, появляется бледный призрак убитой и указывает трясущимся перстом на своего убийцу. Мне нравится, когда триллер построен по основным канонам написания детективных историй, а один из них -
Запрещены любые проявления сверхъестественного.
Поэтому эту книгу я брала в руки с ооочень большой долей скепсиса - банальная история, исчезновение ребёнка, да ещё и с элементами мистики - я была уверена, что мне произведение не понравится. Но автор смогла удивить меня, бывалого триллероманьяка!
СюжетВ таких книгах сюжет обычно не слишком лихо закручен, да и не он тут в центре, главное -
атмосфера, переживания и восприятие главной героини, погружение в прошлое и воспоминание. Сюжетная линия
Кейт Сайфер идёт в двух направлениях: прошлом, где она вспоминает о школе, своей семье и отношениях с
Дел Гризуолд и другими действующими лицами и настоящем, где она, уже будучи взрослой женщиной, вернулась в родной город.
Ничто не сравнится с запахом смерти. Его ни с чем не перепутаешь.
Сказать, что такой сюжет - банальщина, набившая оскомину, значит не сказать ничего. Я встречала этот приём с трагическим событием в прошлом и возвращением в родной город через много лет в куче книг этого жанра. Но стоит признать - автор очень здорово, живо и ярко описывает атмосферу маленького городка, коммуны хиппи, неблагополучной семьи Гризуолд. Я как будто сама оказалась там, среди полей, свиноферм и вечного запаха картофельного погреба, почувствовала дуновение горячего летнего воздуха.
У всех в этом городе есть секреты, спрятанные внутри других секретов, словно русские матрешки.
Жители города и комунны прописаны замечательно - у каждого из них свой характер, судьба, внешность, при этом автор не впадает в крайности и не заполняет «лишнее» место в книге отвлеченными рассказами о жизни второстепенных персонажей.
Кейт Сайфер, от лица которой ведётся повествование, только кажется главной героиней - в этой книге она такой же второстепенный персонаж, немой статист, лишь немного подтолкнувший события к трагедии. Мы узнаем достаточно много о ее детстве, семье, но практически ничего о характере и взглядах на жизнь. В детстве она была конформна и виктимна, подстраивалась под окружающих - такой она, на мой взгляд, и осталась. Симпатии к этой героине у меня за всю книгу так и не появилось - мне кажется, она нужна в сюжете только для того, чтобы рассказать историю Дел. Историю, которую сама Дел рассказать уже не может.
– Да, вернулась из мертвых, словно зомби. Это как с картофелиной. Разрежь ее на части и закопай любую, – даже кусок кожуры с глазками, – и вырастет новая картошка. – Райан с треском сломал палку и бросил ее в костер.
Дел Гризуолд - центральный персонаж книги, Картофельная девочка. Она понравилась мне с первых страниц - свободолюбивая, смелая, ни к кому не привязанная, живущая своей жизнью, независимая. Трогательный, никем не любимый ребенок, жертва насмешек в школе - Дел, несмотря на неряшливость, взбалмошность и непостоянство - совершенно очаровательный персонаж, вызывающий и жалость, и восхищение силой ее духа и, неожиданно, умением любить и быть верной. Цельный, отлично прописанный образ.
Ещё один персонаж -
Опал, смелая, открытая девушка-подросток, увлекающаяся трюками и страдающая легкой клептоманией, не вызывает особой симпатии (хотя персонаж однозначно положительный), ее влияние на сюжет в итоге ключевое, но сам образ мне не понравился.
Что понравилось1.
Атмосфера. Маленький город, наполненный странными жителями, на котором лежит тень давней грязной истории - погружаешься с первой страницы, не отпускает до самого конца.
2.
Повествование в двух временных отрезках. Как я уже писала в отзыве на книгу
Лоры Липпман «О чем молчат мертвые», этот приём поменяют в доброй половине триллеров - но от этого он не менее хорош. Лично я даже с бОльшим интересом читаю «отрывки из прошлого» - есть в них что-то захватывающее, как будто перемещаешься в машине времени.
3.
Дел Гризуолд. История этого несчастного, потерянного ребёнка прямо запала мне в душу. Я и восхищалась ею, и жалела ее. Редко в триллерах встретишь настолько цельный, яркий хорошо прописанный образ.
Что не понравилосьОдно слово -
мистика. Я знала это, я готовилась, но когда началась вся эта сверхъестественная кутерьма, у меня просто рука к лицу приросла. Хорошо, что на сюжет эта составляющая особого влияния не оказала, иначе в книге (и в писательнице) я бы разочаровалась.
Спасибо за внимание!Другие мои отзывы о триллерах:Лора Липпман. «О чем молчат мертвые»Ларс Кеплер. «Гипнотизёр»