Начнем издалека: Вы знаете значение слова "шаффлинг"? Нет? Тогда данное произведение Вам сможет наглядно объяснить значение этого слова. Точнее модель повествования романа. Данное произведение Харуки Мураками, по-моему мнению, является самым лучшим примером шаффлинга в литературе (я встречал похожее у Стивена Кинга в одном из произведений, но там был только элемент).
Когда только начинаешь читать этот роман, тебе кажется, что ты читаешь какую-то белиберду, в которую смешали все жанры литературы, какие только можно было смешать в одно произведение. Здесь есть и элементы мелодрамы, и боевика, и романа, и притчи, и ужасов, и фантастики, и реализма. Но не смотря на это, с продвижением по сюжетной линии, всё это выстраивается в гармоничное повествование, которое захватывает читателя с ног и до головы.
Герой романа - мужчина 35 лет, как всегда холостой (во всем мною прочитанных произведениях данного автора мужчины всегда были холостыми или разведенными), мысленно потративший уже свою пенсию. Главный герой получает необычный заказ, который и будет в основе первой сюжетной линии. На пути ему встретятся и единороги, и катакомбы с монстриками. Но не буду же я перечислять всё))) Прочитаете и узнаете всё сами.
По-моему мнению, через все метафоры, которыми изобилует произведение, Мураками пытается обличить проблемы настоящего и будущего: этика ученого (границы допустимого), возможность непоправимых последствий в ходе научных открытий по управлению разумом и сознанием людей, вседозволенность государственных структур, для которых жизнь простого человека как на ладони; а самая главная проблема - это сам человек.
Сюжет в начале и в конце повествования меняется: в начале данного произведения, он выглядит как две параллельные линии, которые ну никак не смогут сойтись воедино; однако к концу произведения, всё-таки, пересекаются. Одна сюжетная линия описывает внутренний мир при помощи воображаемого мира, а вторая - мир реальный, с его реальными проблемами. Мне кажется, что автор пытался показать поиски внутреннего "Я" в себе, а также в современном мире (поиск своего места в нем).
Также мою гипотезу подкрепляет и существование некоего таинственного города, которому характерная трагичность и напряженность. Поневоле начнешь сопереживать герою, который потерял свою тень и хочет её вновь обрести. Это - метафора потери себя, а также попытка вновь себя найти с целью внутреннего и внешнего единодушия.
Финал этого романа, в принципе как и финалы всех произведений Харуки Мураками, который казался на первый взгляд предсказуемым, оказался же в итоге неожиданным. Это еще раз доказывает теорию о том, что за кажущейся легкостью скрывается огромное невидимое.