Опубликовано 3 Сентябрь, 2021 - 12:51

Путь творца тернист и зыбок

Я отшельник и изгой

От своих устал ошибок

Вечный спор с самим собой

Чувства странные тревожат

Мысли мрачные гнетут

Ночь хмельная не поможет

Вырваться из тяжких пут!

Боль терзает,

Затуманив взгляд

Затуманив взгляд

Время тает Нет пути назад!

Нет пути назад…

Перед тем, как я приступлю к анализу произведения, хочу сделать важное уточнение - это первая книга знаменитого автора, которую я осилил. До этого были кратковременные набеги на его прозу коротких рассказов или менее внушительные романы, но все воспоминания растворились в пелене прошлого, которой порой ускользает их пальцев. Эта присказка сделана для того, чтобы определить мое отношение к творчеству писателя - я не являюсь его безумным поклонником, но и критиком меня сложно назвать.

Добрые вести дают о себе знать тихо.

К этому роману я подошел с максимально нейтральной точкой зрения. Ничего не ожидая, и не выстраивая воздушных замков. Я был готов ко всему - к возношению восточного гения или кропотливого разноса в пух и прах очередной пустышки, которую публика вознесла так высоко, восхваляя современного творца словесных миров. После прочтения я остался немного озадаченным, но склонен ближе к тем, кто считает Мураками хорошим писателем.

Откуда всё пришло, туда всё и уйдет. А я — лишь путь для самого себя, дорога, которую мне надо пройти.

Хотя более правильным будет сказать немного иначе - я считаю "хроники заводной птицы" замечательным и интересным произведением, которое позволило мне заинтересовано посмотреть на творчество создателя книги. Я уверен в том, что в ближайшее время я постараюсь найти еще несколько произведений этого человека. И вот уже тогда я смогу делать определенные выводы о его творчестве и месте этих историй в моей жизни. Так как судить о творчестве человеке в целом по одному талмуду немного неправильно.

Память и мысли стареют также, как и люди.

Даже у моих любимых авторов были провальные романы, от которых я до сих пор плююсь. Что не мешает мне любить другие истории и другие миры этих гениев, которые просто пробовали себя в новой нише, и потом даже сами отреклись от некоторых произведений, которые были написаны в силу нужды денег или как эксперимент, который действительно не удался.

Способен ли один человек до конца понять другого?
Мы можем потратить массу времени и усилий, пытаясь узнать другого человека, а как близко удается нам в результате подобраться к его сущности? Мы убеждаем себя, что разбираемся в людях, но известно ли нам о них что-нибудь поистине важное?

"Хроники Заводной Птицы" - в первую очередь произведение про чувства, здесь не нужно искать логику. Это произведение о совершенных иных измерениях, и если вы попытаетесь читать роман исключительно с рациональной точки зрения, то потерпите сокрушительное поражение, и скорее всего книга вам не понравится. Я и сам чуть было не купился на эту ловушку на первых страницах, так как все начиналось достаточно невинно, и как вполне обыденный роман про разлом между семейной парой.

Деньги надо тратить, не думая при этом, приобретаешь ты или теряешь. А энергию — беречь на то, чего нельзя купить за деньги.

Но я вовремя заметил то, что произведение начинает обрастать странными образами и аллегориями, и переключился с логики на эмоции, что позволило мне безопасно продолжить путешествие по страницам "хроник заводной птицы". Кстати говоря, и история так названа не просто так - есть легенда про эту птицу, которая каждое утро заводит мир, благодаря чему он существует и двигается. Интересная легенда, она не лишена определенного шарма.

Мне понравилось : )

Двигаться с высокой эффективностью в неверном направлении ещё хуже, чем вообще никуда не двигаться.

Возвращаясь же непосредственно к самому произведению, могу заверить вас в том, что несмотря на объем этого внушительного "талмуда", он читается достаточно быстро. Я осилил книгу примерно за два дня неспешного чтения с параллельным переключением на другие произведения, и остался доволен. Интересная сказка для взрослых с максимальным приближением к реальности, чтобы читатель не отрывался от реальности. но в тоже время помнил о том, что речь идет все-таки не совсем про реальный мир.

Похоже, когда о себе не думаешь, все ближе к себе становишься.

И что многие вещи происходят в ином царстве. О котором в свое время писал еще Платон, утверждая о том, что там существуют абсолютно все идеи, которые терпеливо ждут своего воплощения в мире тварном, материальном. Но как это все связано с нашей историей? Давайте разбираться вместе, друзья. Но перед этим сделаю последнее и важное уточнение. Книга скорее всего не понравится тем, что не любит играть в игры с подсознанием, и кто предпочитает голую логику и факты, с которыми можно работать.

... часто случается, что именно с пустяка начинаются самые важные в мире вещи.

Здесь все происходит по немного иным правилам, и если вы не готовы к погружению в немного сюрреалистичный мир, в котором не сразу становится понятно когда книга переключается на внутренние переживания героя, и когда реальность размывается с его сновидениями, то скорее всего "хроники" не придутся по вкусу. А то и покажутся странными и даже абсурдными.

Так что я вас предупредил : )

Удивительно, как легкая смена настроения влияет на оттенки человеческого голоса.

А тем, кто не боится такого погружения, я хочу пожелать приятного чтения.

Серия: Мастера современной прозы

Издательство: Эксмо

Год выпуска: 2003

Тип обложки: Твердый переплет

Формат издания: 84x108/32

Вес с упаковкой, г: 720.00

Количество страниц: 816

Оригинальное название: Nejimaki-dori kuronikuri

Переводчик: Логачев Сергей, Логачев Иван

Роман `Хроники Заводной Птицы` (1994-1995) одного из самых популярных писателей мира Харуки Мураками - произведение поистине джойсовского масштаба. Ужас Второй мировой войны и судьба нашего современника в Японии, письма, мистические сны, воспоминания, журнальные статьи, закодированные файлы - цельное полотно, сотканное из невероятных событий, тонкой иронии и неподражаемой интонации Харуки Мураками, который сам сказал о своей работе: `Хроники Заводной Птицы` - это попытка абсолютного романа... это книга исцеления`.

Главный герой повествования - зрелый мужчина. Женатый, в меру счастливый в своем браке. Искренне привязан к супруге, и даже не помышляет об изменах, а искренне любит эту женщину. Но в их отношениях пропала некая искра, которая ранее наполняла их дом смыслом совместного существования. История начинается с того, что он становится безработным, так как ему надоела его предыдущая профессия, и он разочаровался полностью в этой сфере.

...Я тоже с детства мечтала завести кошку или кота. Но мне не разрешали. Мать их не выносит. Я вообще ни разу в жизни не получала того, что очень хотелось. Ни разу. Не веришь? Тебе не понять, что это значит. У тебя не будет того, что тебе хочется... Ты свыкаешься с этой мыслью и постепенно перестаешь даже понимать, что же тебе нужно.

Решив сделать некую передышку, он меланхолично продолжает плыть по течению, не слишком торопясь с тем, что ему делать дальше. К счастью или нет, но их финансовое положение позволяет существовать такому раскладу дел достаточно долгое время. Да и его жена вроде как не против того, чтобы муж некоторое время был безработным дома. Ей хватает денег, а работа доставляет искреннее удовольствие, потому не к чему торопить супруга к тому, чтобы вновь ломать самого себя и заниматься нелюбимым делом.

Так ведь?

В мире полно непонятного, и кто-то должен заполнить этот вакуум. Пусть уж лучше этим занимаются те, с кем не скучно.

Началом (не могу назвать это причиной) странной трещины между этими двумя становится пропажа их кота, которого они подобрали во время начала своих отношений. Кот просто пропадает, и не возвращается домой. Несмотря на все поиски, им не удается ничего узнать про судьбу домашнего питомца. Пропажу которого жена воспринимает как некий удар судьбы. И что-то очень личное, что становится катализатором для целого ряда событий, о которых и рассказывает нам книга.

Есть такие вещи, которые как дым: лезут людям в голову и в глаза независимо от того, нравится им это или нет.

Не успев даже оглянуться, главный герой оказывается без жены, которая покидает дом, и оставляет записку с просьбой не преследовать её и дать разрешение на развод, так как у неё уже несколько месяцев есть другой мужчина, которого она любит, и без которого не хочет жить. На первый взгляд вполне естественная и даже банальная драма для нашего общества. Когда люди просто перестали любить друг друга.

Воля человека ничего не значит <__>. Люди - как заводные куклы на столе - не имеют выбора. Повернешь ключик на спине, заведешь пружинку - и они будут двигаться как положено, пойдут куда надо.

Такое бывает сплошь и рядом, и к сожалению, никто не защищен от подобного расклада.

Вот только я не просто так упоминал мистику и подсознательное сновидение, которые иногда будут выходить на первый план повествования. И то, что вначале будет казаться странными грезами героя на самое деле окажется нечто более размытым, но в тоже время существующим и реальным. Пускай и за гранью привычного понимания, Будь то его походы в пересохший колодец, после чего у него открываются двери в странную и покрытую мраком комнату.

Мир существует в двух состояниях: когда идет дождь и когда нет. Где-то между ними пролегает граница.

Можете мне поверить, в первый раз при чтении этой сцены я вообще не понимал что происходит, и что автор пытал показать нам этой главой. Понимание происходящего и принятие правил игры пришло немного позже, примерно через несколько глав с другими, не менее странными и непонятными сценами. Я не говорю, что я смог понять всю гениальность произведения. Я лишь подразумеваю, что со временем пришло понимание разделение мира реального, и иного.

А я — лишь путь для самого себя, дорога, которую мне надо пройти.

А так я уверен, что каждый читатель увидит свои собственные архетипы, которые всколыхнутся в его подсознании во время чтения.

Человек, который не испытывал настоящей боли, не в состоянии понять, что это такое.

Чем автор наполняет свою историю? Здесь будут рассуждения про жизнь и смерть. Некоторые второстепенные персонажи, которые напрямую влияют на главного героя, будут выполнять роль проводников его в иное состояние реальности. Некоторые будут выступать в образах некого искушения или смирения его собственных амбиций. Звучит немного странно, я понимаю. Но мне не хочется раскидывать спойлерами направо и налево, и потому прошу понять и простить за вынужденное косноязычие.

Ненависть — она как вытянутая темная тень, и даже тот, на кого она упала, обычно не знает, откуда эта тень наплыла. Это как обоюдоострый меч. Опускаешь его на противника — и себя рубишь. И чем сильнее достанется ему, тем сильнее — тебе самому.

Если абстрагироваться от многочисленных приемов Мураками, и попытаться обрисовать сюжет в глобальном плане, то я бы сказал, что это роман про поиск человека самого. Вначале пытаясь вернуть жену обратно и разобраться в причинах её ухода, мужчина все сильнее погружается в самого себя. и начинает блуждание по лабиринту собственной души. Много привязок, много различных отвлетвлений, и его сложных взаимоотношений с родственниками супруги.

Странное создание человек: стоит минут десять посидеть с закрытыми глазами, и открывается поразительное многоцветие.

Но все сводится к нему самому. Он - начало и конец истории. И именно на нем зиждется сюжет повествования.

Временами одиночество накатывало на меня и резало по сердцу. Казалось, даже вода, которую я пил, и воздух, которым дышал, наполнены длинными острыми иголками; страницы книг в моих руках, словно лезвия бритв, угрожающе отливали металлическим блеском. В четыре часа утра в окружающем безмолвии было слышно, как одиночество все глубже пускает в меня свои корни.

Это понимаю другие второстепенные персонажи, которые периодически появляются в периферии его жизни, пишут ему письма, и никак не могут полностью отпустить этого человека . Он как фонарь для мотыльков, которые слетаются на его свет. Пускай и невидимый для остальных людей.

Смерть - это что-то яркое и огромное, и чем оно ярче и больше, тем сильнее у народа крыша едет от всех этих мыслей.

Немало разных идей было намешано в этот общий котел трапезы, но получилось на удивление вкусно. Я даже не ожидал, что "хроники заводной птицы" настолько сильно затянут меня в эти бесконечные блуждания по тропам текста. Роман написан настолько выверенно и качественно, что здесь пожалуй нет лишних сцен или диалогов. Все находится на своем месте, и каждая деталь, каждая реплика необходимы для глубины и колорита истории.

Есть еще время до смерти — значит есть и возможность выжить.

Это тот редкий случай, когда я не хотел приближаться к финалу, мне был интересен сам маршрут.

Но таковы правила любой истории или сказки - все должно заканчиваться. И приключения героя также приходят к неожиданному концу, который может вызвать немало вопросов. Хотя я уверяю вас, друзья, что все необходимые ответы на вопросы скрыты непосредственно в самой книге. Нужно только позволить их увидеть сердцем, чтобы доводы разума и логики не мешали этому прекрасному и чарующему путешествию.

– Вот если бы люди жили вечно и никогда не умирали… ну, не теряли сил, не старели, не болели и могли жить на этом свете всегда, стали бы они так же серьезно ко всему относиться, как мы сейчас? Ведь мы все – кто больше, кто меньше – о чем только не думаем! Философия, психология, логика… Религия какая-нибудь, литература… Не было бы этой самой смерти, может, не расплодилась бы вся эта заумь – мысли, идеи? То есть…
То есть… мне кажется, люди знают, что когда-нибудь умрут, и потому не могут не задумываться всерьез, зачем живут на этом свете. Ведь так? Какой смысл размышлять о жизни, когда знаешь, что будешь существовать вечно? Какая в этом необходимость? Да если б и была такая нужда, все бы как рассуждали? «Времени еще навалом, потом как-нибудь подумаю». Но «потом» может быть поздно. Думать надо прямо сейчас, сию минуту. Может, завтра вечером меня грузовик переедет, а ты, Заводная Птица, денька через три уже будешь лежать в колодце мертвый от голода. Понятно? Никто не знает, что может случиться. Поэтому смерть совершенно необходима для нашей эволюции. Вот так! Смерть – это что-то яркое и огромное, и чем оно ярче и больше, тем сильнее у народа крыша едет от всех этих мыслей.

Моя оценка?

Я покорен и раздавлен. То, что я ждал от "Улисса" из-за его многочисленных од восхваления и признаний в любви, я нашел именно здесь. У заводной птицы, которая оказалась приятным собеседником. Я не утверждаю, что все доберутся до финала. Я не утверждаю, что роман понравится прямо всем. Он странный, своеобразный, и погружающий в странное созерцание своей жизни и поступков на дне того самого колодца, который я уже упоминал.

Ходить на работу – занятие не из легких, не то что сорвать в саду самую красивую розу и доставить ее за два квартала от своего дома к постели схватившей насморк бабушки.

Честно?

Пробуйте. друзья. И только тогда вы сможете понять понравится вам этот романа или нет.

††Ищущи醆рекомендует
Читать все отзывы 25
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
03.09.2021
Возьму на заметку 👍
05.09.2021
После прочтения я остался немного озадаченным, но склонен ближе к тем, кто считает Мураками хорошим писателем.

Я тоже сейчас только знакомлюсь с автором. Читаю "Конец света, или Страна Чудес без тормозов". Склоняюсь к Вашей версии 😂
Но понимаю, что если бы мне эту книгу и лет этак пятнадцать назад... Думаю, Мураками стал тогда моим кумиром.
А там что? Тоже мистика, смешанная с реальностью? : )
05.09.2021
Да 😊 И тоже тема двойственности сознания и познание себя в себе.
Охо-хо. Буду искать значит. Спасибо за наводку ))
Я в этом романе сразу раскусила мистику. И меня тоже увлекло. Хотя я и не понимала, зачем рассказывать по телефону какой-то странной даме, что ты варишь спагетти. Закончить разговор и всех делов. Мне не понравились только две вещи. Во-первых, злобный русский офицер, безжалостно сдирающий (не сам, конечно же) с пленного японца кожу. Да? Мы были звери? А ваше племя прямо ангелы! И второе: озабоченная Мэй, озабоченная Мускатный Орех, проститутка Крита Кано и извращения, связанные с ней. По этой книге, прошу прощения, можно хентай снимать. Кровь, извращения, проституция, мистика, чьи-то комплексы... Полный набор ))) Мураками в этом плане гений. Он опередил свою эпоху. Он писал о том, что в наше время снимают японские аниме-студии.
Здравствуйте! Спасибо, что заглянули в отзыв!

Ну, а зачем судить по всей нации по одному представителю ? : ) Харуки прямо показал путь одного конкретного человека, а не всей страны в целом. Я не увидел тут у него параллель со всем русским миром. Да и офицер получился очень колоритным : ) Такой советский маньяк в погонах.

О да, мне иногда кажется, что некоторые студии черпают свои идеи у него : )
Другие отзывы
Читать все отзывы 25
Смотрите также