Многосерийный художественный фильм, или как сейчас модно - минисериал, "Война и мир", позиционируется как экранизация одноименного романа. Действительно, этот фильм снят не просто по мотивам, но сюжетная линия почти точно следует за книгой. Некоторые сцены сокращены или переосмыслены, некоторые герои убраны из повествования - этого требует формат. Например, знаменитой сцены у окна - " Ну как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! " - жалко, насколько сильно ее изменили. Теперь она вместо создания трепетного образа Наташи стала обычным подслушанным признанием.
Начиная просмотр, я ожидала развесистую клюкву, как это часто бывает в подобных проектах, но на удивление, авторы довольно бережно обошлись с книгой, хотя без клюквы и не обошлось. Чего стоят эти Наташины цыганские танцы под цыганскую песню, задний двор со свиньями и графов Ростовых.
Я не считаю, что BBC полностью удалось передать характеры героев, их душевные метания и духовный рост. Но они честно старались.
Лучше всех, на мой взгляд, удался образ Пьера.
Но Наташа - полное непопадание.
Из фильма совершенно непонятно, чем же она так пленяет мужчин, что они готовы в штабеля у ног складываться - некрасивая, неумная, взбалмошная, запросто подглядывающая за поцелуями Николая с Соней
и тут же целующая Бориса (предварительно и ему предложив полюбоваться на чужое свидание) - мне кажется, у Толстого все-таки был более чистый образ.
Не говоря уж о том, что черноволосая и черноглазая Наташа стала крашеной блондинкой.
Режет слух, обращение "Таша" - я даже взяла пролистала книгу, думая, что забыла, но не нашла ни одного такого обращения.
Князь Андрей получился более живым, чем в российском фильме Бондарчука. Может быть, даже более живым и человечным, чем у Толстого 😊
Но если в толстовского Андрея очень просто влюбиться - то ту совсем непонятно, что в нем нашла Наташа. Хотя Наташа по фильму вообще готова любить кого угодно. Но в князя Андрея влюблялись все дамы, ведь он был начитанным, эрудированным, был прекрасным рассказчиком, умел хорошо танцевать чего в фильме не показано. И это понятно втиснуть в визуальный ряд столько смыслов почти невозможно.
Дань современности - постельные сцены. То, что у Толстого только подразумевается, выдается небольшими тонкими намеками - в фильме показано как само собой разумеющееся, спасибо, что не стали очень уж смаковать похождения Элен - все таки. Кровавые сцены после родов жены князя Андрея Лизы и смерти Элен также призваны осовременить ленту.
В целом это не самая худшая экранизация, и ее можно рекомендовать к просмотру. Снято красиво и качественно, смотреть приятно. Романа для изучающих литературу фильм, конечно, не заменит, но для остальных - может составить представление и, возможно, подтолкнуть к прочтению этого произведения.