Роман Эдмонда Гамильтона «Звёздные короли» я прочёл в молодости, в 1988 году, благодаря публикации в журнале «Техника-молодёжи». Книга произвела на меня сильное впечатление. До того момента звёздные оперы практически не издавались в СССР по идеологическим соображениям, и этот роман стал для меня первым знакомством с классикой жанра. Особенно поразительно то, что в США он был опубликован ещё в 1947 году.
Известно, что роман высоко ценил Иван Ефремов, который даже пытался добиться его публикации в Советском Союзе, надеясь на открытую полемику с его идеями. Однако этого не произошло. И всё же, несмотря на прошедшие годы, яркие впечатления, оставленные этим произведением, до сих пор свежи в памяти. Это была моя первая встреча с очень ярким будущим, свободным от коммунистических идеалов.
Фантастика мой любимый жанр с детства – с момента знакомства с «Девочкой с Земли» Кира Булычёва – я был очарован его миром «Прекрасного далёка». Но в «Звездных королях» это далёкое выглядело совершенно иначе, однако оно было не менее притягательным и захватывающим.
Галактическая империя, описанная Гамильтоном, действительно поражает воображение. Роман полон ярких художественных деталей и неожиданных находок. Например, светящиеся цветы с радиоактивных планет, выращиваемых в безопасных вариантах в оранжереях, или хрустальные горы на одной из планет, которые под лучами восходящего солнца начинают «петь» – издавать завораживающие звуки.
Но в романе есть и темная сторона. Впечатляют пугающие сцены, например, на планете, где люди, изуродованные радиацией, превратились в агрессивную протоплазму.
Не менее грандиозна и картина масштабной космической войны с применением сверхсекретного оружия империи – «Разрушителя».
Очень интересны и персонажи романа. Принцесса Лианна настолько реалистична, что кажется более настоящей, чем многие настоящие люди. Её любовь к главному герою, Джону Гордону – человеку 1940-х годов ХХ века, – выглядит искренней и трогательной.
Главный антагонист главного героя, диктатор Шорр Кан, также выписан мастерски. Он настолько харизматичен в своем коварстве и цинизме, что вызывает даже невольное восхищение. Неудивительно, что между ним и Джоном Гордоном возникает своеобразная симпатия, которая получает интересное развитие в продолжении романа – «Возвращении к звёздам».
Особое впечатление вызывают и образы инопланетян, причем не только человекоподобные, но и тех, чья форма жизни совершенно отличается от человеческой. Этот аспект, кстати, был одним из поводов для полемики Ивана Ефремова, который считал, что разум может развиться только в человекоподобных формах. У Гамильтона же инопланетяне выписаны психологически достоверно, несмотря на свою непохожесть на людей.
Мне кажется, что столь яркая и масштабная космическая опера ещё долго не получит достойного продолжения. Так же ясно, что нужна её экранизация. Конечно, экранизировать настолько грандиозную космическую феерию будет непросто, и ясно, что она потребует серьёзного бюджета, но, думаю, при достаточно талантливом режиссёре все расходы окупятся.