Опубликовано 9 Сентябрь, 2024 - 12:45

С самых юных лет меня мучил вопрос о том, как вроде бы культурная немецкая нация в одночасье превратилась в зверей, истребивших 28 миллионов советских граждан в годы Великой Отечественной войны. Как водится, ответ на этот вопрос складывается из множества частей, образующий весьма сложную мозаику. Один из осколков этой мозаики нам предлагает изучить французский режиссер Жан-Пьер Мельвиль, который в годы Второй мировой войны был одним из бойцов Движения Сопротивления.

Вообще, Мельвиль — это даже не фамилия, а как сейчас принято говорить «позывной», который режиссер носил в годы войны и предпочел оставить в качестве псевдонима. Символично, что свою первую художественную картину - «Молчание моря» - он снял по напечатанному в подполье одноименному роману, автором которого является французский писатель Жан Марсель Брюллер. Сам писатель до самого последнего момента не был уверен в том, что ему бы хотелось, чтобы его труд экранизировали, а к работе Мельвиля он относился весьма неоднозначно.

 

Впрочем, это еще был не тот Мельвиль, который снял пустого и нелепого «Самурая», а человек с творческими амбициями, которому важно было продемонстрировать миру, почему немецкое общество не смогло найти противоядие против стремительного распространения «коричневой чумы» в своих рядах. Кстати, эта тема сегодня особенно актуальна на фоне тяжелого поражения общества украинского тем же недугом.

 

Картина повествует о немецком лейтенанте, которого подселили жить в деревенский дом к ярым французским патриотам: к дядюшке-писателю и его племяннице. Не имея других средств к оказания сопротивления, французы предпочитают сохранять полное молчание в присутствии нежеланного постояльца, который оказывается человеком исключительно чутким и интеллигентным.

 

Вернер фон Эбреннак не просто подчеркнуто вежлив и почтителен, он обладает природным магнетизмом, а еще он сочиняет музыку и без конца признается в любви к Франции и всему французскому. А что самое ужасное во всей этой истории, так это то, что Эбреннак совершенно искренен в своих реляциях, он истово верит в возможность «священного союза» Франции и Германии. Более того, в ходе одной из вечерних встреч с хозяевами дома офицер признается, что он начал боятся немецких девушек после того, как один из объектов его романтических увлечений захотел лишить насекомое всех конечностей лишь за то, что оно имело несчастье этот самый объект укусить.

 

В общем, дядюшка и племянница постепенно тают перед мягким обаянием немецкого офицера, однако вскоре они к своему ужасу узнают, что Эбреннак не собирается никак препятствовать бесчеловечным планам своих хозяев.

Стоит отметить, что успех весьма камерной картины целиком и полностью покоится на плечах блестящего швейцарского актера Говарда Вернона, который дарит зрителю целую палитру эмоций и порывов своего персонажа. Впрочем, французская актриса и продюсер Николь Стефан все равно умудряется оставаться центральным лицом в повествовании, хотя племянница, роль которой она исполняет, и пары слов не произносит. Хотя чего можно ожидать от французов, которые всегда славились не только особым отношениям к женщине, но и способностью её понимать. Это я к тому, что весь фильм племянница писателя молчит по-разному и о разном.

Достоинства
  • Позволяет понять историю
  • Прекрасные актеры
  • Создает ощущение присутствия
  • Шокирует
AngryLibrarianрекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
09.09.2024
Интересно посмотреть
09.09.2024
Говард Вернон - это просто бомба!
13.09.2024
Смотрела с таким же названием но другого года фильм. Сюжет очень понравился.
Смотрите также