Опубликовано 29 Июль, 2023 - 17:23

Всем привет, друзья! С вами Ищущий, и мы ищем хорошие книги : )

Сегодня я хотел бы поделиться с вами впечатлениями после прочтения произведения "проклятое дитя", которое является прямым продолжением книг Роулинг, и рассказывает нам про приключения детей главных героев и антигероев (не думаю, что кто-то попытается всерьез оспорить мое мнение, что Драко сложно назвать героем. Впрочем, уверен, что найдут и такие поклонники персонажа, хд) в полюбившейся миллионам читателей вселенной.

В каждом светлом моменте радости есть капля яда: осознание, что боль придет снова. Страдание для людей — это как дыхание.

Мне повезло - я не являюсь преданным поклонником этого мира, и к самому Гарри Поттеру я отношусь равнодушно. Да, в студенческие годы периодически перечитывал книги, но никогда не кричал о том, что это шедевр, и что Роулинг подарила миру нечто уникальное. Интересно, местами самобытно, но не более того : ) К тому же жанр магических школ был популярен и до английской писательницы, которая просто напомнила о нем тем, кому понравилась история про магов, живущих среди муглов (обыкновенных людей, которые не обладают никакими волшебными способностями).

ДРАКО: Держись там, старичок.

ГАРРИ: Мы одного возраста, Драко.

ДРАКО: Я лучше сохранился.

Мне повезло вдвойне - я крайне спокойно отношусь к печально известному переводу Спивак на нашем рынке, который успел пережить несколько шквалов критики, оскорблений и других, не менее интересных выплесков в сторону переводчика. Не то, чтобы я защищал Марию, но в свое время мне стало интересно изучить этот вопрос поглубже, и я не поленился сравнивать и посмотреть статьи и интервью разных версий перевода. В итоге пришел к интересному выводу о том, что косячными являются ОБА - и знаменитый "правильный" от "Росмэна", и печально известный среди наших читателей вариант от "Махаона".

Малфои. Семья, на которую вы всегда можете положиться, если нужно сделать мир ещё боле мрачным местом.

Кто прав или нет судить не буду. Каждый выбирает ту адаптацию, которая приятнее лично ему. Вообще, если так рассуждать, то нужно покупать книги в оригинальной версии, и читать на языке автора. Вот тогда тогда никаких проблем с ужасным переводом ни у кого не будет : ) К чему я сослался на переводы и сделал на этом акцент? Да все очень просто, друзья - так как я читал эту книгу в переводе от "Махаон", то и буду использовать именно их названия и локализацию.

Гарри, никогда не будет правильных ответов в этом эмоциональном, запутанном мире. Человечество никогда не достигнет идеала, даже при помощи магии.

Так что если кому-то может показаться, что я "неправильно" пишу названия, то прошу понять и простить - я использую именно ту версию перевода, в которой познакомился с историей. Другой версии у меня нет. Да и сложности с погружением в мир также не было. Единственно, от чего мне хотелось действительно плеваться дальше чем я вижу - это сама история. Точнее, её сюжетная составляющая. Но это уже совершенно другая история, и мы к ней плавно подходим.

Правда красивая и страшная вещь, поэтому следует относиться к ней с большой осторожностью.

Наконец, найдя возможность (а главное время и силы) для того, чтобы познакомиться поближе с пьесой, я смог понять причину такого холодного отношения к истории как со стороны западного комьюнити, так и со стороны нашего. Я не объективен (сложно использовать такие категории в вопросе вкуса и предпочтений), но мне не понравилось то, что мне предложили. И да, я понимаю разницу между пьесой и художественным произведением. То есть "проклятое дитя" не понравилось мне не потому, что это пьеса, а не полновесный роман.

Проблема истории в том, что это ПЛОХАЯ пьеса.

... Люди думают, что знают о тебе все, что можно узнать, но лучшее, что в тебе есть, всегда кажется совсем незначительным...

И да, я действительно рад, что есть читатели, которые остались в восторге от предложенного, и которые смогли увидеть продолжение вживую, в театре (как это первоначально и планировалось). Я себе такой роскоши позволить не смог, и потому у меня есть только бумажный вариант того, что поклонники столько лет ждал и просили у Роулинг. Как же хорошо, что я не отношусь к армии разочаровавшихся поклонников, которые ожидали чего угодно, но только не настолько плохой книги.

- Чем же ты хотел заниматься?

- Квиддич. Но я не был достаточно хорош. В основном, я хотел быть счастливым.

Тут невольно возникает вопрос о том, приложила ли сама писательница к этой истории хоть что-нибудь кроме своей фамилии и права назвать пьесу продолжением оригинальных романов? Потому что я ОЧЕНЬ сомневаюсь, что "мать" персонажей могла сама настолько сильно изменить и "исправить" то, что нам предложили на страницах произведения. Да, мне могут возразить, что прошло МНОГО лет, за которые люди закономерно меняются. Что, собственно, и произошло с героями прошлых частей.

я ничего не боюсь. Кроме мамы.

Но просто когда твои персонажи меняются настолько сильно и радикально. Что ты не можешь их узнать, то, наверное, тут есть "маленькая" проблемка. Которую явно не стоит скидывать на читателей с фразой "кому не нравится, тот зажрался". Дело совершенно не в этом. А в том, что "авторы" продолжения настолько сильно забили на канон предыстории, и решили изменить все, что им потребуется для своей собственной истории. Но так как я не Роулинг (которая, как мне казалось, должна первой бороться за канон своего же мира), то выражаю свои фи исключительно как читатель, которому вместо интересного и продуманного продолжения подсунули какой-то посредственный фанфик.

Мир меняется, и мы меняем его.

Который почему-то был выбран как официальное продолжение и выпущен в свет. Дело хозяйское, никто не спорит. Но выпуская подобную низкокачественную пьесу будьте готовы к вполне ожидаемой критике и недовольству со стороны людей. И это я еще не покупал этот томик, а взял его в библиотеке. Не представляю насколько сильным было разочарование тех, кто терпеливо ждал, потому купил книгу, чтобы прочитать вот это. Как говорится, мое искреннее соболезнование пострадавшим. Хочется пожелать, чтобы это было самое большое разочарование в их жизни.

И последнее.

храбрость не прощает глупость

Тем, кому история понравилась, мне сказать особо и нечего. Ну, просто а смысл? Я действительно рад, что кому-то произведение понравилось. Значит книга вышла не зря. В конце концов, это всего-лишь художественное произведение, а не научная работа или специализированный учебник, по которому студенты учатся спасать людей. За попытку сделать что-то новое в рамках вселенной спасибо. Жаль только, что получилось очень посредственно.

пришло время чтобы оставить путешествия в прошлое — в прошлом

С другой стороны, не ошибается лишь тот, кто вообще не пробует, верно? И, может быть, другие проекты в рамках Гарри Поттера могут оказаться более интересными и колоритными. Но "проклятое дитя" мое разочарование года.

Автор: Роулинг Джоан Кэтлин, Торн Джек, Тиффани Джон

Переводчик: Спивак Маша

Издательство: Махаон, 2022 г.

Серия: Гарри Поттер

Страниц: 480 (Офсет)

Масса: 480 г

 

Аннотация:

Пьеса Джека Торна "Гарри Поттер и проклятое дитя" создана на основе оригинальной истории от Дж.К. Роулинг, Джона Тиффани и Джека Торна. Это восьмая книга о Гарри Поттере и первая официальная сценическая постановка. Настоящая версия сценария является финальной и включает дополнительные материалы: генеалогическое древо семьи Гарри Поттера, хронологию важнейших событий в жизни Гарри Поттера и беседу Джона Тиффани и Джека Торна о сценарии.
Для детей среднего школьного возраста.

Сюжет пьесы построен на событиях, которые происходят спустя энное количество лет. Все начинается с того момента, когда младший сын Гарри и Джинни отправляется в самое "безопасное" на Земле место - в Хогварц. Мальчику некомфортно, он чувствует себя неуверенно, и тут звучит та самая знаменитая фраза, которая была в конце последней книги оригинальной саги - Гарри рассказывает о том, что некогда и ему распределительная шляпа предлагала пойти в Слизерин.

Мой отец доказал всем,что не обязательно быть взрослым,чтобы изменить мир.

Но он отказался, так как хотел оказаться рядом со своим другом Роном в Гриффиндор. Поэтому, если Альбус ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не хочет оказаться в каком-то конкретном факультете, то магическая вещь обязательно "услышит" его сокровенные мысли, и отправит его туда, куда мальчика направит сердце. Немного успокоенный малыш отправляется вместе с Розой (дочь) Рона и Гермионы на поезд, который должен довести их до магической школы, где и начнется их новая жизнь.

Трудно жить с людьми, которые застряли в прошлом, не так ли?

И далее происходит судьбоносная встреча мальчик с сыно Драко Скорпиусом, с которым они подружатся прямо как Гарри с Роном в свое время, когда они познакомились в поезде, и сразу нашли общий язык. Не буду врать, несмотря на вторичность сцены, она мне даже понравилась. Подача правильная, есть ощущение эмоциональной связки между персонажами, которая в будущем может перерасти в настоящую и крепкую дружбу между школьниками.

Если обращаешь внимание на слухи, то ты их кормишь.

Если, конечно же, родительские предубеждения это не испортят. Ну, вы понимает - ЭТИ ВЗРОСЛЫЕ. Которые сами себе придумывают невесть что, и считают, что они знают лучше своих детей. Хотя сами в их возрасте делали ТОЖЕ самое, от чего теперь пытаются оградить детей. Да, да, извечная проблема "родителей и детей", которая здесь тоже поднимается. Но раскрыта настолько... неубедительно, что местами даже плакать хотелось.

- Слизерин - это змеиный факультет, факультет Темной магии... И совсем не факультет храбрых волшебников. - Альбус Северус, ты был назван в честь двух директоров Хогвартса. Один из них был выпускником Слизерина и, возможно, он был одним из храбрейших людей, которых я когда-либо встречал.

Но вернемся к сюжету. Так как в свое время Гарри именно из-за Рона попал в Гриффиндор, то ему сыну Альбусу "повезло" с точностью наоборот - он попадает в Слизерин, и пускай все предубеждения остались в прошлом, мальчика сложно назвать счастливым в магической школе. Более того, я скажу страшную и еретическую вещь - ему здесь откровенно НЕ НРАВИТСЯ. Единственная причина, по которой он готов терпеть эти стены и обучение - его верный друг Скорпиус.

Не будь здесь сына Драко, и он вовсе взвыл бы от разочарования от этого места.

- Ты поменяла прическу?

- Да нет, просто причесалась.

- А... причесалась. Тебе идет.

Что удивительно - на этом моменте у меня не было пока что никакого ощущения дискомфорта при чтении. Наоборот, я даже рад, что, наконец, поднялась та самая тема, что Хогварц может понравиться не всем ученикам. Как минимум потому, что здесь много опасных мест. Стоит вспомнить оригинальную серию книг, в которой кто-то постоянно страдал, превращался в камень и регулярно был в больничном крыле. Ностальгию Гарри я понять могу - именно здесь он узнал о прошлом своей семьи, нашел верных друзей, и все такое.

Те, кого мы любим, никогда нас не покидают, Гарри. Есть вещи, которых смерть не может коснуться. Картины... память... и любовь.

Но его сын Альбус УЖЕ имеет семью, и ему не нужно бежать из тисков непонимания и попытки сделать его нормальным. Поэтому идея показать школу в негативном ключе я считаю, как минимум, интересной и необычной. Мне реализация не понравилась. Я не увидел никаких фактических предпосылок или причин, по которым Альбус здесь настолько несчастен, что хочет сбежать, но терпит занятия только из-за своего верного и единственного друга.

В каждом миге счастья есть капля яда: это знание, что потом боль придет снова. Будь честным с теми, кого любишь, покажи свою боль. Человек страдает столько же, сколько дышит.

Да, я понимаю, что на мальчике лежит тень его отца, но почему-то тот же Скорпиус к этому относится нормально. А значит, могут также относится и другие дети. Так что "конфликты" высосаны из пальца и плохо обыграны. Это претензия и вопросы к "авторам" пьесы. А не к самой истории. Она не виновата в том, что была плохо реализована теми, кто пытался свести все воедино и сделать логическую байку про новые приключения в мире магии и волшебства, попытавшись перенести все на новое поколение волшебников.

Которые выросли без страха перед великим темным волшебником, поверженным Гарри.

Правда прекрасная и ужасная вещь одновременно, и поэтому к ней стоит относиться с большой осторожностью"

"Проклятое дитя" начинает скатываться уже после того, как нам показан условный первый учебный год школьником. Да, пьеса усложняет восприятие происходящего, так как теряется глубина текста и временных интервалов. Но у меня фантазия работает нормально, и я понимаю, что это все условности жанра, поэтому здесь придираться мне не к чему. Вопросы и критика начинаются на моменте странных конфликтов между отцом (Гарри) и его сыном (Альбусом).

— Скорпиус, ты нужен Альбусу. И это прекрасно.

— Зачем я ему нужен?

— В том-то и дело. Это же дружба. Ты не знаешь зачем. Просто знаешь, что нужен, и все.

Складывается ощущение, что некогда адекватный и умеющий слушать друзей Гарри превратился в какого-то меркантильного чиновника и бюрократа. Который вроде бы все говорит по делу и правильно, но в тоже время чувствуется, что ему абсолютно плевать на проблемы посетителя. Что он говорит чисто для галочки, чтобы от него отвязались. А это, на минуту, его собственный сын. Который прекрасно чувствует эти перепады настроения отца.

Любовь слепа. Мы оба пытались дать нашим сыновьям не то, что нужно им, а то, что нужно нам. Мы были так заняты переписыванием собственного прошлого, что проморгали их настоящее.

Почему родители не понимают и не видят очевидного - что школа душит их мальчика? Не знаю, может быть ностальгия слишком сильно запорошила им глаза? У меня нет внятного ответа на то, почему Гарри и Джинни напрочь игнорируют проблемы своего ребенка. Точнее, не понимаю Джинни. Она, в отличие от Гарри, росла в полной семье, и у нее были замечательные родители. Здесь она какой-то призрак и эпизодический персонаж, который появляется несколько раз, чтобы произнести пару реплик, и исчезнуть снова.

Странное решение, но допустим.

Если вам нужно золото... Все, что есть у Малфоев... Он мой единственный наследник... Он моя единственная семья...

В центре произведения находятся именно Альбус и Скорпиус. Эти двое заварят целую кашу, которую потом будут разгребать на протяжении всей книги. И вот мы снова сталкивается с неплохой идеей (сам концепт мне в целом нравится. Не буду врать), которая разбивается об ОТВРАТИТЕЛЬНУЮ реализацию. Сюжет просто слит. Слит безбожно. Его не спасет ничего - ни чувство ностальгии, ни притянутые за уши "факты" из прошлых частей, которые тут пытаются переиграть или как-то обосновать.

Здесь просто ОЧЕНЬ ПЛОХАЯ сюжетная арка. Она никакая.

Однако мораль, которую даже ваш отец порой не в состоянии был усвоить, в том, что смелость не оправдывает глупости.

Но это не единственная проблема пьесы. Больше всего меня удивило и разочаровал то, во что превратили главных персонажей вселенной. Про Джинни я уже высказался, Рон стал каким-то шутом. Глубокий и местами драматичный персонаж со смекалкой пропал. Теперь тут просто шут гороховый. Гермиона появляется не слишком часто, но даже этих моментов хватило для того, чтобы увидеть насколько сильно сдала наша боевая девчонка, которая некогда боролась за права магических созданий.

Единственное, в чем я хорош — это в размышлениях, но когда мне нужно думать — я не могу.

Самое БОЛЬШОЕ разочарование - Гарри. То, в кого его превратили сценаристы. Да, ради того, чтобы завязать конфликт, который ляжет в основание фундамента. Но к этому можно было бы подвести как-то более логично, не находите? Добавить предыстории, обыграть это, показать внутренние метания героя, а не обойтись парой формальных фраз, которые якобы должны показать мне всю глубину сцены. Единственное, что они мне показали на самом деле - нежелание людей работать над собственным проектом. Вот это я увидел. А глубину нет.

Те, кого мы любим, никогда по-настоящему не оставляют нас. Есть вещи, до которых смерть не может дотронуться.

"Проклятое дитя" - нагромождение фанфиков и домыслов фанатов, которые нашли свою реализацию под одной обложкой. Чего сюда только не намешали, и попытались это как-то "обыграть". Маховик времени? Дайте два! Странные бастарды, которых НИГДЕ не было в оригинальной вселенной? Почему бы и нет? Переписанные до неузнаваемости характеры персонажей? Замечательная идея, давайте так и поступим.

ПРОДАВЩИЦА СЛАДОСТЕЙ: Перекусить не желаете, дорогуши?

АЛЬБУС открывает окно и пытается вылезти наружу.

Меня от полного разгрома пьесы "спасает" только то, что я не фанат вселенной. Ну, иначе говоря, я просто прочитал плохую книгу, отнес её обратно в библиотеку, и забыл про неё через несколько дней. Но не представляю как обидно, наверное, было читать такую халтуру тем, кто ожидал продолжение. И дело не в том, что это технический сценарий пьесы, которую нужно видеть своими глазами, чтобы прочувствовать всю глубину.

- Ты ошибаешься. Отправиться в прошлое впервые не было глупым решением - каждый мог совершить такую ошибку. Глупость - это быть настолько самоуверенным, чтобы отправиться в прошлое во второй раз.

Проблема именно в том, что было положено в фундамент произведения. ЭТО никак не обыграть и не сделать великим. Просто халтура и попытка срубить денег на популярной вселенной, которую любят и читают во всем мире.

ИМХО, разумеется, на истину не претендую. Просто делюсь своим мнением.

Оценка? 1 балл из пяти. Больше не вижу смысла даже ставить. Спасибо всем, кто заглянул на огонек. И надеюсь, что еще увидимся. Берегите себя.

††Ищущи醆не рекомендует
Читать все отзывы 132
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
11.08.2023
Я люблю Поттериаду, но далеко не фанат. И к данной книге почему-то заранее отнеслась очень и очень скептично. Как вижу - не ошиблась в прогнозах.
Ну потому что когда кто-то заканчивает историю и отпускает персонажей, а потом спустя много лет пишет неожиданное "продолжение", то это всегда настораживает. А тут еще и кроме Роулинг другие люди работали над проектом.
Другие отзывы
Читать все отзывы 132
Смотрите также