Сегодня я хочу рассказать о ведении домашнего бюджета в программе Microsoft Excel. Это стандартная программа пакета Microsoft Office, скачать ее можно бесплатно (думаю, у многих она уже установлена). Я использую Microsoft Excel 2010 я старовер.
Началось все с того, что в августе я прошлого года я поняла, что не имею ни малейшего понятия, сколько мы с мужем зарабатываем в месяц и сколько денег нам требуется на жизнь. И я пошла по просторам интернета искать таблицу Excel. Я знаю, что сейчас большей популярностью пользуются всякие программы учета денег для смартфонов, но смартфона у меня на тот момент не было.
Пользоваться Экселем как профи и вести полноценную аналитику я не умею. Когда-то, когда я получала свое основное образование, меня учили пользоваться этой программой, но после выпуска я не стала работать по специальности, и навык покрылся пылью. Сейчас мой уровень владения Excel на уровне среднего пользователя. Ну, может, слегка продвинутого пользователя.
Скачав шаблон для таблички (приложу ниже), я первым делом отредактировала некоторые поля, уже внесенные создателем шаблона. Изначально было и поле с кредитом, и с парикмахерской… У меня и мужа нет кредитов и в парикмахерскую мы не ходим, поэтому пришлось подредактировать на свой лад. Также пришлось переименовать ячейки с названиями месяцев, так как мой учет начинался в конце августа. Отредактировать данные очень просто. Можно кликнуть на ячейку 2 раза и ввести новое значение, либо кликнуть 1 раз и ввести данные в строку формул (выделена оранжевым).
Таблица сделана по месяцам. Я специально искала именно такую, потому что учет по неделям или дням – это слишком много информации для меня. В ведении учета в таблице по месяцам главное – регулярно корректировать данные, прибавляя новые потраченные суммы. Я это делала раз в день или раз в 2 дня, чтобы ничего не забыть или не пропустить. Если у Вас при этом есть какое-либо мобильное приложение или привычка собирать чеки, думаю, это станет хорошим подспорьем и облегчит задачу. В заполнении такой таблицы главное – привычка.
В таблице, которая у меня, считать не надо – нужно только вносить цифры, формулы уже введены (например, сумма определенных строк – полей расхода – в столбце). В итоге можно видеть, сколько заработано и потрачено по месяцам и в общем за год. Также виден остаток.
Взглянем на мою таблицу подробнее. 28 августа прошел ровно год с того момента, как я начала ее вести. В прошлом году расход за оставшиеся 3 дня августа я внесла в столбец «сентябрь». Не хотелось отводить отдельный столбец ради 700 рублей.
В целом, это мой первый опыт ведения домашней бухгалтерии.
Я собираюсь тут светить своей таблицей, поэтому сразу скажу – мы зайки среднего достатка. В году, отраженном в отчете, было много финансовых проблем. В течение некоторых месяцев я даже не платила коммунальные платежи, и сейчас все еще есть небольшой долг. Муж заболел, менял работу. Потом сильно заболела мама.
О том, что и сколько стоит в моем городе я рассказывала в этом отзыве (внизу).
Расскажу подробнее о моих статьях расхода и дохода. Вы можете создать свои – те, которые будут удобны в Вашей ситуации.
Доходы:
Зарплата на руки – в основном та зарплата, которую получает муж;
Зарплата на карточку – я подрабатываю на фрилансе и удаленно, зп на карточку получаю я;
Шабашки – починить кран за деньги/переустановить кому-нибудь винду и прочее. Получает в основном муж;
Другие – моя пенсия и некоторые другие выплаты.
Расходы:
Еда – включает в себя еду для нас с мужем, еду для кота, алкоголь;
Коммунальные услуги – вода, свет, газ, вывоз мусора и общедомовые, интернет;
Одежда – вся одежда и шнурки тоже;
Проезд – все траты, связанные с транспортом;
Игры, PS4 – траты на игры, подписку PS+, внутриигровые покупки;
Сотовая связь – все, что ушло на связь и мобильные тарифы;
Медикаменты – все, что тратится в аптеках;
Колонки со счетами – изначально я полагала, что мне удастся откладывать каждый месяц и я буду записывать, сколько переводится на сберегательные счета и лежит в запасе… Удалось немного отложить только в конце отчетного года.
Покупка техники – флешки, мышки и прочее;
Хозяйственные расходы – средства гигиены и ухода за домом, ремонт, новая посуда, вещи для походов;
Кафе, заказ еды – посиделки с вкусняшками вне дома, посиделки с вкусняшками дома;
Обучение – не теряем надежды повысить квалификацию. Но не в этом году…
Подарки и дни рождения – цветы, открытки, подарки к праздникам;
Прочие – изначально я записывала в эту графу все, что не могла определить в другие. Но с января этого года все поменялось - заболела мама. Нужно было переименовать графу в «помощь маме», но мне так было тяжелее. Поэтому она осталась «прочим».
В начале ведения таблицы можно немного путаться, что и куда надо занести. Но через пару недель уже на автоматизме понимаешь, куда записать новую краску для волос, а куда - дополнительные гигабайты.
Если заполнять регулярно, то через несколько месяцев или в конце года можно точно понять, сколько зарабатывается в среднем.
Так, мы с мужем в среднем в месяц зарабатываем 34 359 рублей.
А вот и траты:
Можно видеть, что в июле и августе очень много ушло на еду - приезжали гости. Вообще когда ведешь бюджет в Экселе можно сделать много выводов о своих тратах...
В среднем мы с мужем тратим 32 997 рублей в месяц.
С помощью формул в Экселе Вы просто заносите данные и видите результат. Например, графа "сентябрь" располагается в столбце "С" с 13 по 28 строку. Для подсчета суммы во всех строках этого столбца используется формула =СУММ(C13:C28), благодаря чему после каждого обновления значений в столбце "сентябрь" Вы можете видеть изменившуюся итоговую сумму в поле "итог".
А теперь расскажу о том, как сделать данные более наглядными.
Вот я заполнила всю таблицу данными за год, и хочу визуализировать их. Возьмем доходы.
Нужно выделить все строки в столбце итоговых доходов "всего", а затем перейти в панель инструментов (вверху) на вкладку вставка. Там будет несколько видов диаграмм на выбор. Кликаем на кнопку с диаграммой - она появляется.
Если кликнуть уже на готовую диаграмму, то в панели инструментов появится панель работы с диаграммами. С ее помощью Вы сможете придать диаграмме нужный вид, добавить подписи и легенду и т.д.
Мне больше всего нравятся круговые диаграммы. С ее помощью я хочу посмотреть на диаграмму доходов за год.
Достаточно наглядно для того, чтобы проанализировать доходы за год. Наведя мышку на область, можно еще и увидеть, сколько процентов она занимает. Например я вижу, что доля доходов на руки составила 56%, шабашек выполнено на 33 570 рублей и так далее... Такая вот хитрость в ведении домашнего бюджета и подсчета доходов и расходов.
Таким же образом можно просмотреть и расходы. Обратите внимание, здесь с помощью панели настроек убрана легенда диаграммы и добавлена подпись. Стало удобнее:
Основные доли расходов: еда - 117 483 рублей, прочее - 107 715 рублей. Прочее не значит "забыла, куда потрачено", деньги ушли на помощь маме. Просто мне проще так. Нейтрально, не напоминает о плохом.
В целом доходы и расходы за год выглядят на графиках так:
Вы можете размещать графики на страничке там, где удобно - они легко "перетаскиваются" по области.
График можно сделать из любого столбца. Просмотрим график доходов за декабрь прошлого года, на этот раз я использую кольцевой график:
И расходов за декабрь:
На последнем графике, к примеру, видно, что на игры и PS потрачено аж 6 000 рублей. Это мы с мужем подарили себе по игре и купили подписку PS+ на год по новогодней скидке. Кстати, в июле по этой подписке бесплатно раздали игру Heavy Rain.
Подобным образом просмотрим и июль
Доходы за июль:
Расходы за июль:
Все удобно и наглядно.
Вот и закончился мой год финансов, пора начинать следующий. внизу страницы можно создать и оформить новые листы:
Нажимаем на лист 2018-2019 - и вот пустые поля, ждущие заполнения.
Еще о шаблоне можно прочесть здесь, а скачать эту таблицу для учета здесь.
Если эта таблица Вас не устроит, Вы можете создать свою. Создайте столбцы и строки, а для подсчета значений используйте формулу с суммами (как =СУММ(C30:N30), к примеру). Просто подставьте в формулу свои значения.
Зачем мне нужна таблица
Я и без таблицы всегда в начале месяца раскладывала деньги по подписанным по статьям расхода конвертам. И это все равно не давало мне преставления о реальном финансовом положении.
А еще наш с мужем доход сильно "скачет", потому что в основном он зависит от выработки.
На память я полагаюсь, когда песни за приготовлением кофе напеваю, а в вопросе денег мне нужны точные данные. Возможно, так уж впечаталось в мозг, потому что я прошла долгие курсы бухгалтерии. А возможно и потому, что я по долгу службы работаю с большим количеством информации и не хочу себя перегружать.
Теперь, к примеру, я точно знаю сколько денег нам с мужем требуется в месяц, и начать формировать подушку безопасности. А также знаю, что могу потратить или вложить около 107 000 в год без ущерба для нас.
Это мне очень помогает в планировании!
Для меня учет и работа в Microsoft Excel оказались очень удобными. У программы понятный интерфейс, она доступна и занимает мало места на ЖД. С программой, как и таблицей, справится средний пользователь.
Программа помогла мне проанализировать бюджет за целый год, и это мероприятие продолжится и далее.
Такой подсчет помогает держать траты в узде. "Сколько-сколько ушло на кафе в марте?! Надо сбавить траты на роллы!"
Я наконец-то трезво взглянула на свой бюджет благодаря этой проге. Еще и повысилась мотивация отложить в "резерв" побольше - на концерты, поездки и поход по Алтаю. А может и на долгосрочку... Спасибо Экселю за это.
а я как то прочитала, что если считать сколько на что ты тратиться, то это психология бедного и мозг на этом зацикливается, лучше просто в начале месяца на каждый пункт еда это или развлечения ставить максимальную сумму сколько можно потратить разложить по стопкам и действовать строго по этим стопкам)
Мне удобнее посчитать, особенно если я хочу поставить долгосрочные цели и отложить денег. К тому же я и так раскладываю в начале месяца максимальные суммы по статьям расходов в конверты, просто тратить стараюсь не все. Одно другому не мешает, в общем 😊
Это не "психология бедного", а психология "финансово грамотного". Советы по планированию определённой суммы на каждую статью расходов в месяц практически не исполнимы - часто бывают непредвиденные расходы. Когда ведёшь учёт всех своих расходов реально через какое-то время сделать вывод каким образом расходы можно сократить. Чтобы денег "хватало" их необязательно должно быть "много". Их должно быть "достаточно". А "достаточно" денег может стать если помимо увеличения доходов сократить свои расходы.
Эксель, конечно, прекрасный помощник. В работе часто его использовала, ВПР и сводные таблички. Кучу всего полезного там можно сделать. Сейчас, когда не не лень, веду в Экселе учет своей обзорки. В прошлом году планировала и считала расходы - чуть не свихнулась 😁
Расскажите, а как Вам удается не покупать одежду?)) Эта графа у Вас почти пустая)
Моя мама нас "шопила" каждый месяц, пока не заболела. Так что еще валом одежды... Да и я из дома работаю, мне много не нужно. Покупаю в основном когда еду в Москву или другие крупные города. В моем городе выбор невелик.
Я раньше тоже вела подобную статистику в Эксель, но мужа бесили до дрожи вопросы о том, сколько он потратил на то да на это. И перестала,чтобы не нарываться на неприятности
Я как-то один месяц тоже считала от любопытства, мужа тоже бесило, что я спрашиваю о его тратах. В итоге вышло около 44 т.р. в месяц (я, муж и кот), было это то ли в 2016, то ли в 2017. Мужу не понравилась моя идея считать расходы, сказал, что эта пустая трата времени, что лучше потратить это время на заработок, поэтому перестала считать.
Мы с мужем в прошлом году вели бухгалтерию в Excel вместе через облако. Муторное дело. Мне больше нравиться сразу по конвертам раскладывать полученные деньги - например, на отдых, на квартплату, на мебель в квартиру и т.д.
Раскладываю по конвертам, очень удобно. Они подписаны по статьям расходов. Просто мои суммы сильно плавают. У меня уже складывается впечатление, что я харкорщик какой 😊 Возможно, мне легко вести таблицу, потому что я в колледже ходила на курсы бухгалтерии.
Мне в Excel удобно было вести учет калорий и БЖУ, хотя для смартфонов целая куча приложений существует. Не знаю, почему мне удобнее было каждый вечер с листочков перепечатывать информацию? 😁
Я бы не стала вести такую таблицу. Откладываю фиксированные суммы на питание, коммунальные услуги, проезд, решаю, сколько перечислить во вклад. Остальное трачу на что хочу и не парюсь. Мне кажется, так удобнее.
Видимо весь смысл в фиксации сумм. У меня на питание 10 тыс. в месяц на человека, комм . платежи -7 и т.д. Это с запасом, иногда остается. Большие праздники с гостями отдельно). А так никогда не выхожу за лимит. Всегда знаю в уме, сколько потратила и сколько смогла отложить.
Мне как-то лениво вести все в Экселе, пишу сначала в заметках на телефоне, потом считаю и в блокнотик общие суммы. По началу и муж раздражался, потом привык и общая картина вырисовалась. Зато теперь видим хоть куда деньги уходят)теперь бы ещё с этими данными научиться экономить))
Вы молодцы! Я считаю обязательно нужно вести такой учёт - реально помогает контролировать расходы. Я уже несколько лет веду таблицу в Excel. Очень помогает! Особенно если вдруг вижу акцию в магазине есть возможность проверить а за сколько я раньше покупал этот товар? Может это очередной развод а не акция? Также обратил внимание, что огромная статья расходов лекарства и лечение. Лекарства по цене могут в разы отличаться в разных аптеках. Поэтому прежде чем что-то покупать обязательно мониторю свою таблицу и смотрю насколько отличается сегодняшняя цена от той по которой раньше брал и смотрю в какой аптеке брал (я это тоже учитываю). Ещё очень заметно как у нас растут цены при обвале рубля. Как только рубль идёт вниз - все дорожает! Причём существенно. Когда укрепляется заметно что цены снижаются.
Ох, это да. По своей таблице я заметила что цены на хозтовары медленно и неуклонно растут. А еще у нас в городе 2 недели назад маршрутка на рубль подорожала. Опять 😞 Да, цены прыгают еще как. Тоже придерживаюсь мнения, что такой учет очень нужен.
Я пользуюсь программой которая выглядит так же как таблица Экселя, так же просто заполняется. Несколько лет вела в ней учет. IControlMyMoney кажется так правильно пишется название. Все никак руки не доходят обзор написать, штука полезная и удобная.
Чтобы узнать сколько я трачу я собираю деньги и сканирую их в специальном приложении, но это муторно. У меня чеки накапливаются да еще и теряются. 😞 Надо попробовать ваш метод. 😉 😊