Не так давно я познакомилась с первой частью"Слоёв страха", настала пора переходить ко второй. Сказать, какая из них мне нравится больше, трудно: в первой части меня не радовало обилие мрачных красок, но при этом сюжет более-менее оставался ясен; здесь же нас встречает разнообразие - тёмные помещения перемежаются со светлыми и богато обставленными комнатами, а вот сюжет уже не кажется таким простым и понятным. В любом случае, моя оценка, как и в отзыве на первую часть, будет не максимальной - есть за что снять одну звезду, но всё же порекомендовать к прохождению "Слои страха" хочется.
Привет из первой части
Я, кстати, после этой игры теперь знаю, как посылать сигнал SOS на азбуке Морзе (три точки, три тире, три точки - если кто не в курсе, точка означает короткий гудок, тире длинный). Ну вот, а ещё говорят, что компьютерные игры ничему не учат😅
Системные требования (взято со страницы товара в Steam):
МИНИМАЛЬНЫЕ:
Требуются 64-разрядные процессор и операционная система
Дополнительно: Requires a 64-bit processor and operating system
Куплены обе части были там же сразу комплектом за двести с чем-то рублей. Какое-то время первую часть раздавали бесплатно, но это время я застать не смогла. Игра, судя по информации из моей библиотеке, у меня отняла чуть больше пяти часов, но я её прохожу по новому кругу, чтобы сделать другие выборы и выйти на новые концовки - да, как и в первой части, финал будет зависеть от всех совершённых действий игрока.
Игра шла стабильно, без вылетов, сворачиваний и багов; это не может не радовать, потому что в игре предусмотрены автоматические сохранения - неприятно будет, если тебя выбросит из игры на середине пути. Хотя контрольные точки в игре срабатывают довольно часто, и о них игроку сообщается значком хлопушки-нумератора в левом нижнем углу экрана.
Вторая часть почти никак не перекликается с первой - это две совершенно разные истории с разными людьми. Так что если мрачность первой части кого-то отталкивает, а вот мир кино и роскошный круизный лайнер кажутся привлекательными, то можно сразу к ней приступать. Хотя кое-что общее между ними всё же есть: атмосфера.
🔶СЮЖЕТ
Голливуд нацелился снять на круизном лайнере чёрно-белое кино. Нам предстоит управлять одним из актёров, который будет исполнять (или не исполнять) волю режиссёра. Режиссёр - личность мутная (впрочем, как и актёр), и мы нередко будем слушать его комментарии "за кадром". Сюжет перед нами будет раскрываться через разные объекты повествования - записки, газетные статьи, всевозможные предметы.
Параллельно с тем нам предстоит "путешествие в прошлое": во времена, когда актёр был маленьким ребёнком. Его мать умерла, как только он родился; его семья состояла из отца, имеющего определённые физические недостатки, и старшей сестры. Отец после кончины жены стал неуправляемым и часто применял к детям насилие. Сестра нередко приходила на помощь младшему брату, защищала его от отца, а чтобы как-то взбодрить, придумывала различные игры...
И вот один раз, в поисках очередных приключений, дети вообразили себя блистательными пиратами и прокрались на круизный лайнер...
По одной из популярных фанатских гипотез, актёр уже в детстве начинал понемногу сходить с ума, и с годами его болезнь только прогрессировала, - вполне вероятно, что никакой старшей сестры у него не было, он её просто выдумал.
Сюжет до такой степени запутанный и туманный, что для полного его понимания одного прохождения будет маловато. Что-то упустить из виду - проще простого, потерять нить повествования можно в любую секунду. Нечто похожее у меня было с игрой "Квантовый разлом" - я уже не помню, сколько раз его проходила, но после первого раза моей мыслью было "во что я только что сыграла?!". На каждом новом круге мне приходилось с десяток раз перечитывать все объекты повествования, только для начала нужно было их ещё отыскать. Тут примерно похожая ситуация - не заметишь вот ты под столом какой-нибудь обрывок бумаги с текстом, и всё, считай, дальше история для тебя будет тёмным лесом.
Всего в игре три концовки, они будут зависеть от того, насколько послушным был игрок и насколько верно выполнял все указания режиссёра. Какая из них каноничная - об этом, увы, история умалчивает.
Игра содержит множество отсылок к известным кинолентам, но самые, так сказать, жирнющие из них - это отсылки к экранизации "Сияния" Стэнли Кубрика. Во-первых, вот этот известнейший ковёр с ромбами, что, кстати, также встречался в игре "12 минут". На скриншоты попали лишь его жалкие обрывки, но можно увидеть этот характерный рисунок. Немного ранее через маленькое круглое окно можно было заприметить ещё целый ковёр и детский трёхколёсный велосипед.
А вот ещё сцена, знакомая всем фанатам фильма. Вот в эти моменты у меня внутри всё похолодело.
И даже следующий кадр повторяет то, что показывали в "Сиянии":
Есть и другие отсылки, но я, к сожалению, не такой большой знаток кино, чтобы о них говорить. Показалось ещё, что меня встретила отсылка к сериалу "Твин Пикс" - в одной сцене надо было пройти по небольшому лабиринту, состоящему из шёлковых занавесок, а на полу был рисунок из зигзагов - нечто похожее в сериале было в Красной комнате.
🔶ИГРОВОЙ ПРОЦЕСС
По сути, ходить - это всё, что в данной игре надо делать. Управление от первого лица; оно почти ничем не отличается от управления из первой части; подсказок на экране нет, но нетрудно будет догадаться, что сделать. Ближе к концу игра немного усложнится за счёт головоломок и сцен погони - да, на этот раз погибнуть и начать всё заново абсолютно реально. Головоломки встречаются, казалось бы, не самые сложные, но порой такие нелогичные, что до них не сразу додумаешься. Я помню, как долго я проторчала в комнате, где надо было нарисованные клыки подставлять то статуе, то манекену. Забавной была головоломка с тенями на стене, где нужно помочь растению вырасти.
Первые часы игры нужно будет ходить, открывать двери и взаимодействовать с предметами. Как и в первой части, наш управляемый персонаж страдает от определённого душевного расстройства, так что круизный лайнер то и дело будет менять обстановку, ставя неподготовленного игрока в тупик. Вот ты осмотрел всё в каюте, повернул назад, вышел за дверь, а коридор вдруг превратился в какой-то зал совещаний. И так будет всю игру.
Спасаться предстоит от монстров, однако эти моменты достаточно лёгкие, потому что преимущество будет исключительно на нашей стороне. Мне кажется, я ещё ни разу в игре не погибла. Самой интересной была погоня по лабиринту от огромного одноглазого монстра, который стреляет струёй ледяного пламени - несказанно радует, что герой может быстро бежать без остановки и не испытывает усталости.
Такие этапы вносят какое-никакое разнообразие, и игра кажется куда насыщеннее, чем первая, где надо было ходить-ходить и ещё раз ходить (финальная головоломка с шашками мне не очень зашла). Так что не согласна с минусом "однообразно".
В качестве побочного квеста можно поставить перед собой цель по-максимуму собрать все коллекционные предметы игры: фотослайды, постеры, статуэтки и так далее. Все они тщательнейшим образом спрятаны, поэтому не лишним будет повременить с основным заданием и заглянуть в какую-нибудь дальнюю каюту. На сюжет и концовки нахождение всех предметов никак не влияет, но в дальнейшем даёт игроку определённые трофеи. Как говорится, мелочь, а приятно.
Один из постеров
На некоторых дверях висит кодовый замок, но отыскать правильную комбинацию не составит никакого труда. Подсказки обычно располагаются прямо рядом с дверью. Нужно будет внимательно осмотреть пол, потолок и стены и открыть все шкафчики. Один раз код был записан на потолке; в другой подсказка меня ждала в разбросанных игральных картах.
Игра поделена на пять актов:
Акт первый. Отдать швартовы (The Inmooring)
Акт второй. Охота (The Hunt)
Акт третий. Кровавые корни (Bloody Roots)
Акт четвёртый. Дышать (Breathe)
Акт пятый. Навсегда (Forever)
🔶ГРАФИКА
Она весьма приятна глазу! Если в первой части всё было тёмное, мрачное, без малейших проблесков (что аж находиться там стало не самым приятным занятием), то здесь разработчики попытались максимально насытить картину разными цветами. Каждая локация - как отдельный вид искусства; эти каюты, банкетные залы, туалетные комнаты и узенькие коридоры - ну всё сделано с огромным вниманием к деталям. Моя душа ликует. С другой стороны, в актах наступают моменты, когда цвета исчезают - таким вот образом, мы понимаем, что начались съёмки чёрно-белого кино.
Есть как зловещие локации с минимумом освещения, так и светлые помещения. Неплохая такая игра на нервах - в зловещих локациях подсознательно ожидаешь, что сейчас будет что-то жуткое, а вот в светлых комнатах наоборот - расслабляешься и выдыхаешь. Хотя на деле как раз в зловещих местах всё относительно спокойно, а в светлых вылезает какой-нибудь монстр.
В игре можно будет в бесчисленном множестве заметить манекены. Мне понравилась анимация их движений. Как бы это описать... Во время дискотеки в ночном клубе, бывает, включают вспышку, из-за которой кажется, что люди двигаются, как роботы. Вот и с манекенами так же.
🔶АТМОСФЕРА
Способны ли "Слои страха" пугать? Однозначный ответ дать трудно, потому что все люди разные - что одному кажется страшным, второму самым обычным. Я придерживаюсь той же позиции, что и в первой части. Нет, не очень страшно, поскольку разработчики прибегают к самым устаревшим методам - что-то упадёт с резким звуком, что-то внезапно выскочит или под ногой заскрипит. Такое уже давно не пугает в полной мере, а потому игра не самый культовый хоррор.
Из "пугающих декораций" здесь, разве что, многочисленные манекены, Бесформенный человек, периодически устраивающий на нас охоту, и временами жуткие снимки и картины. Ах да, конечно, ещё и близняшки из "Сияния".
С другой стороны мне почему-то кажется, что разработчики и вовсе не ставили перед собой цель напугать игрока. Разработчики в обеих частях делают то, что мы видим - насколько пугающим может быть безумие. Если этот душевно больной человек подобные картины видит каждый день, то я ему искренне сочувствую.
Такая вот жутковатая психоделика получилась.
Музыкальное сопровождение мне понравилось, интересная композиция звучит на фоне, приятная - она не давит, но и не сильно отвлекает от игры.
Оригинальный язык игры - английский; меню игры на русском языке, диалоги переводят в виде субтитров. Сам главный герой молчит.
🔶ИТОГ
Игра или не играть? А почему бы и нет. Да, игра не очень пугает, да, сюжет очень запутанный, требующий тщательного прочёсывания всего и вся, да, симулятор ходьбы и взаимодействия с предметами, но я думаю, эта часть определённо стоит внимания. Просто не стоит заранее настраиваться на то, что будет очень страшно. Нет, не очень. Будет психоделично. По-моему, атмосферу безумия разработчики, как и в первой части, передали просто мастерски.
В отличие от первой части, картина не выглядит однообразной - предстоит путешествие по самым разным локациями; от полусгнившего подвала до богато обставленного банкетного зала. Задача чуть-чуть усложнена вероятностью погибнуть от рук (или лап) Бесформенного человека, и это тоже здорово.
За перечисленные минусы снимаю одну звезду. Твёрдая четвёрочка. И к прохождению рекомендую.
Страшная игра. Я бы с ума сошел, пока играл. Такая история из детства у героя сложная. Потом думай, кто из родственников у него был, а кого не было в реальности.
Классно, что в игре есть отсылки к каким-то знаковым произведениям! Такие секретные знаки! Очень занимательно.
На некоторых дверях висит кодовый замок, но отыскать правильную комбинацию не составит никакого труда. Подсказки обычно располагаются прямо рядом с дверью
Я тут недавно узнал, что и у нас так) Часто код подъезда для домофона где-то рядышком с дверью и написан. Нужно искать)
Шансы "поехать" от хорроров минимальны. Они производят давящее впечатление только на здоровую психику в рамках (приличия) действия защитной реакции. А люди с измененной психикой зачастую страшатся того, чего обычный человек либо не испугается, либо не придаст ему значения. И конечно, игры или фильмы не передают истинного видения психоза. Это просто наборы штампов.
Вы очень сильно неправы в своих словах. Психиатрия - это вообще не то, у чего есть абсолютно четкие критерии.
А айрек - это сайт отзывов. Не путайте, пожалуйста. Не стоит здесь свои догадки на такие непростые темы как психоз подавать так однозначно, словно это истина в первой инстанции. Ваш комментарий в корне неверен.
Интересно. Действительно много отсылок к классике жанра и фильмам Кубрика и Линча. А тема иллюзорных чудовищ эксплуатируется уже в половине хоррор-игр. "Сайлент-Хиллы", "Амнезия" с продолжениями, куче разных инди-ужастиков. Еще есть The Sinking City по мотивам Лавкрафта. Дизайн симпатичный.
Люблю психоделичное) И тема безумия мне интересна, как и многие другие мрачные темы. Девочки из «Сияния» радуют глаз, конечно, даже несмотря на то, что я прохладно отношусь к экранизации Кубрика)