На протяжении пяти лет с момента выхода на экраны перезапуска "Годзиллы" всех фанатов гигантских монстров мариновали долгожданной встречей Годзиллы с Кинг-Конгом. На вскидку, должно было получиться нечто в стиле "Бэтмен против Супермена". Но вместо этого, забив на зрительские ожидания, ящерица продолжила свое сольное плавание. Видимо, продюсерам показалось, что центральный персонаж оригинала так и остался не раскрыт. Шутка.
Хотя в каждой шутке, как известно, есть доля правды. Фильм 2014-го года был действительно не в состоянии раскрыть ни людей, ни монстров. Два часа тягомотины, из которых интересны глазу были только последние 20 минут. Сюжет картины зачем-то был сфокусирован на людях, практически полностью игнорируя существо, вынесенное в заголовок. Годзилла работала ходячей декорацией, и второй сольник в первую очередь должен был исправить именно это.
В итоге получилось двояко. С одной стороны, знаменитая рептилия теперь действительно ощущается ядром, вокруг которого строится действие, битвы монстров и объемы сопутствующих разрушений попутно также выросли в разы. С другой - былой акцент на людях никуда не делся. В процессе эпических замесов многоэтажных тварей оператор все также любит показывать букашек-гомосампиенсов, занимающихся всякой ерундой, и тем самым отвлекая внимание от настоящих героев фильма. Это бесило еще в первой части, то же самое, но в меньшем объеме, присутствует и в продолжении.
Если взглянуть на "Годзиллу 2" сверху, так сказать «с вертолета», то это большой шаг сценаристов в сторону создания новой киновселенной "Monsterverse", в которой Кинг-Конг и Годзилла - всего лишь парочка из многочисленных титанов, населявших Землю до динозавров. Спустя тысячелетия в мире сохранилось 18 вот таких вот ходячих реликтов, и почти половину из них показали в "Короле монстров".
Основными действующими животными старой эры стала четверка: феникс Родан, бабочка Мотра, змей-горыныч Гидора и годзилла Годзилла. Конга в актерском составе нет. По всей видимости, зажали для третьего фильма.
А замут между тварями, меж тем, по-дарвиновски банален и прост - стать доминирующим хищником. Если бы по всем заветам демократии устроили выборы, то их определенно бы выиграла Годзилла. Еще бы, почти полтора миллиарда лояльного населения. Но по древнему закону джунглей лидерство нужно доказывать в бою. И самыми отчаянными в этом деле оказались Змей-Горыныч и наш виновник тождества.
Из примечательного: Змей-Горыныч и правда получился клёвый. Трехголовый. Молниями фигачит. Практически из русской народной сказки прилетел. Для полноты восприятия ему бы майку с триколором на пузо натянуть…
Спецэффекты хороши. Кто-то скажет, что "ну вот, опять толкотня неповоротливых многоэтажек" - да, отчасти это так. Конг в своем сольнике прыгал и скакал как угорелый, динамика боя там была в разы быстрее. Но здесь нужно учитывать весовую категорию бойцов. Ящерица все-таки будет побольше гориллы, и комплекция у нее, как у боксера-тяжеловеса. Было бы смешно делать из Годзиллы акробата.
Самое главное - спарринг с Горынычем вышел многоразовым и очень напряженным. Слава Богу, режиссер не стал задвигать весь экшн в самый зад хронометража. Такой подход уже давно не канает. Одна из самый запоминающихся сцен для меня, например, произошла в середине фильма - это пробуждение Родана в вулкане. Искры от горящих крыльев в 3D смотрятся очень эффектно.
Само финальное сражение оказалось по-хорошему затяжным, и включает в себя битву как между летающими существами, так и наземными. В этом смысле решение сделать добрым монстром не одну Годзиллу - очень толковый ход, который наверняка еще пригодится сценаристам в кроссовере с Конгом. В битве монстров, как положено, много высокодецибельного рёва, разрушений и железобетонной крошки. Красивые фаталити и драматичные моменты с превозмоганием тоже на месте.
Конечно, не все идеально. Эффектности могло бы быть и побольше. Если описывать впечатления от спецэффектов языком сравнений, "Годзилла 2" однозначно проигрывает "Трансформерам" и обоим "Тихоокеанским рубежам", находится приблизительно на одном уровне с "Рэмпейдж" и "Конгом", и точно уделывает второй "Мир Юрского периода" и собственный оригинал. Как-то так.
Отбросив монстров в сторону, "человеческий" сюжет нам в очередной раз рассказывает историю американской семьи. В битве при Сан-Франциско из финала предыдущей части в этой семье погиб сын. После чего батька запил, мамка подалась в экологи-радикалы, и ячейка общества благополучно развалилась. Глобальные катастрофы являются отличным стимулятором для возобновления личных отношений. Этому мы уже неоднократно становились свидетелями. В экстремальных условиях персонажи вспоминают друг о друге, невзирая на опасность пытаются спасти, и, как правило, у них это отлично получается. "Годзилла 2" в этом отношении использует проверенные ходы, однако однозначного хэппи-энда здесь нет. Ну хотя бы в чем-то сделали не так, как принято.
Актеры подобраны хорошие. Диалоги, конечно, полная туфта, но играют все равно хорошо. Вера Фармига, субъективно, так вообще способна украсить абсолютно любой фильм.
Ряд персонажей подтянули напрямую из оригинала. Тут и японец из "Начала", и баба из "Формы воды", и генерал, который тараканов ядерными ракетами кормил. Причем у последнего ума ко второму фильму так и не прибавилось. Его фирменная тактика "жахнем ракетой - если повезет, тварь сдохнет" и в сиквеле нашла свое "достойное" применение.
Подводя итог, ей Богу, не знаю, за что так жестко прессуют вторую "Годзиллу". Да, это не высшая лига. Здесь совсем нет юмора, нет бэевской постановки "Трансформеров" и эстетики "Тихоокеанского рубежа". Но сами монстры, при всем при этом, показаны отлично. Ощущение, что большая часть критиков попутала с жанром и на полном серьезе стала ругать картину за слабый сюжет и плоских персонажей, которые для развлекательного кино являются обычным сопутствующим ущербом. Пора бы уже к этому привыкнуть.
"Годзилла 2: Король монстров" - хорошее, в меру эффектное би-муви о гигантских суперсуществах с отличными перспективами на будущее. Закладка фундамента для собственной Вселенной вселяет надежды на благополучное развитие данной франшизы. "Король монстров" по всем параметрам победил свой оригинал, но третьему фильму для подобного результата, так или иначе, но придется приглашать Кинг-Конга.