Раньше я очень любила этот фильм - были забавны и тема размена жилья, с которыми я никогда не сталкивалась; и доктор-логопед с "фефектами фикции", и фриканутый риелтор с уникальной системой кодов, понятной ему одному.
Когда во взрослом возрасте я пересмотрела эту лирическую комедию, то ощущения сложились совсем другие, отнюдь не весёлые. И вот какие рассуждения меня посетили.
В фильме показано три разновозрастных поколения женщин: главная героиня, её дочь и её свекровь (мать мужа). Только поглядите, какими перед нами предстают героини изначально.
Главная героиня (в исполнении Галины Польских) крайне недовольна вся и всем: дочь не замужем - плохо, дочь выходит замуж, но сказала об этом матери слишком поздно - плохо, дочь беременна - катастрофа, дочь с мужем будут жить у матери - катастрофа катастроф. Дочь (в исполнении Марины Д.жевой) тоже несколько недовольна: сначала реакцией матери, затем тем, что мать не принимает зятя (её мужа), потом тем, что мать отказывается бросать на произвол судьбы карьеру и привычки и сидеть с внуками. Ей некогда даже собой заняться, карьера впереди планеты всей - волосы на бигуди, удобная немаркая одежда, а тут пытаются впихнуть ещё какую-то ответственность! Постоянные склоки матери и дочери и завязывают сюжет фильма, в котором недовольная совместной жизнью главная героиня решает разделить свою семью от семьи дочери и разменять одно большое жильё на два поменьше.
Но как только главная героиня, волею судеб, вместо размена квартиры выходит замуж и переселяется к мужу (и такие последствия социальных коммуникаций случаются))), то сама становится "дочерью", которую прессует свекровь. Но ведь несправедливо обижают её! Она же тише воды, ниже травы, само благоденствие, да и не требует чего-то сверхъестественного... Поглядите только, как меняется внешность героини после замужества: стильная одежда, элегантная причёска, всегда при макияже. Раньше, до замужества, ей этого всего было совершенно не нужно.
И третья героиня - свекровь (в исполнении Евгении Ханаевой) повторяет тот же путь: от злобной грымзы, постоянно грызущей сына и невестку...
...до счастливой женщины, уезжающей в закат с любимым мужчиной, который наконец-то настоял на том, чтоб они были вместе (а до этого долгие годы только намекал, но кулаком по столу, видимо, ударил впервые)
И вот теперь во всём этом я усмотрела эту линию, созвучную с глупейшим высказыванием о женщинах, мол "все проблемы - от недолюбленности" (есть более народная версия, наверное, сами переведёте с литературного) - и стало как-то немного не по себе.
Неужели у Алексея Коренева настолько всё прямолинейно в задумке? Или так случайно вышло?
Предпочитаю думать, что последнее. А если вы смотрели этот фильм лет 20-30 назад - пересмотрите, заметите много нового для себя)