Опубликовано 28 Январь, 2025 - 19:24

Недавно я досмотрела сериал Орлова и Александров. Бывают фильмы и сериалы, которые посмотрел и забыл. Просто мимо прошёл и всё. А иногда так и хочется высказаться. Так меня зацепили, например, сериалы Хор или Мосгаз.Метроном.

Вот и с этим сериалом, который, оказывается, вышел уже почти 10 лет назад, получилась такая история. Душа просит отзыва! Хотя сериал Орлова и Александров мне сначала совсем не понравился, но потом я была уже не столь категорична, переживала за героев, да и есть у этого произведения свои сильные стороны.

Орлова и Александров отзывы

Тема и сюжет

Итак, сюжет понятен из названия – сериал о настоящих звёздах советского кино – актрисе Любови Орловой и режиссёре Григории Александрове. Я думаю, эти имена в представлении не нуждаются. И все если не видели, то уж точно что-то слышали о фильмах Весёлые ребята, Волга-Волга и других. Любовь Орлова – явление, звезда и всенародная любимица. И такой она стала во многом благодаря мужу – режиссёру Григорию Александрову, который до конца жизни снимал только её во всех своих фильмах.

Любовь нечаянно нагрянет

Но сюжет сериала Орлова и Александров начинается задолго до «звёздности» этой пары. Вернее, он как раз начинается с обратной композиции – уже со съёмок фильма («фильмы» как по-старому говорят герои) Весёлые ребята, а потом возвращается к истокам, как бы объясняя зрителю, как всё начиналось.

На съёмках Весёлых ребят

А начинается всё с Любоньки Орловой – молоденькой девушки из дворян, семье которой в 1920-1930-х приходится трудно. Девочка, сидевшая на коленях у Льва Толстого и певшая с Фёдором Шаляпиным, выросла в хорошенькую барышню, которой приходится доить корову и продавать молоко, таская тяжелые бидоны.

Любушка Орлова

Семья, выселенная из своего дома, ютится где-то «у прислуги», отец запил, мать в отчаянии, голод, холод, а будущее туманно.

Смутные времена

Любушку от вора отбивают двое только что демобилизовавшихся красноармейцев – бравые ребята то ли с Урала, то ли из Сибири приехали покорять Москву и собираются поступить в труппу на тот момент уже знаменитого режиссёра театра Сергея Эйзенштейна. Перепуганная Люба отрывает у одного из парней пуговицу с шинели. А парнями этими оказываются молодые будущие легендарные режиссёры Григорий Александров и Иван Пырьев.

Алексанров и Пырьев

Вот здесь кстати было очень любопытно посмотреть, как экранизировали весь процесс отбора к Эйзенштейну.

На просмотре у Эйзенштейна

В будущем мэтры, мастера и лауреаты всевозможных премий, Александров с Пырьевым изображают всякие этюды, боксируют, ходят на руках и показывают квадраты с треугольниками.

Молодой Иван Пырьев

Даже через экран ощущается энергия этих задорных парней и дух всего времени – пока ещё относительно свободного, по крайней мере, в плане творчества. Времени, когда всё ново, когда некоторые вещи до тебя ещё никто не делал.

А это юный Александров

 

Как написано в стихотворении одного современного художника – Владимира Конева:

Колокольчик напомнил мне годы учёбы…

То счастливое время без забот и потерь,

Когда в каждом звенит и играет природа,

И каждый уверен, что он – Рафаэль…

 

Вот это оно! Молодость, авангард, желание творить, жить, действовать, дерзать. Мне кажется, это было созвучно и с развитием самой страны – бурный рост промышленности, возможность учиться, работать – только давай, бери делай. Ведь гайки ещё не закручены. Ежов с Ягодой, Берия ещё не творят свои бесчеловечные ужасы, хотя уже вот-вот.

Как вам такая постановка Островского?

Дальше сюжет идёт отдельно о делах Любови Орловой, отдельно – об Александрове и его творческих исканиях. Мне понравилось, что довольно подробно показаны шаги в кино Эйзенштейна.

Та самая сцена с людьми и червями из Броненосца Потёмкина

Правда показалось, что создатели современного сериала как будто пошли по стопам Александрова и ведут повествование как-то очень гротескно, рвано, пытаясь шутить, где этого вроде бы и не нужно.

Любочка Орлова

И так несколько серий Орлова отдельно, а Александров отдельно, а я всё ждала, ну когда же, когда её заметят, пригласят, прослушают. Было несколько моментов, когда казалось бы вот-вот заметят в Любови Орловой, которой на тот момент уже 29, будущую звезду. Но нет, этот путь был небыстрый.

Уже режиссёры

Совместная работа режиссёра и артистки начинается только тогда, когда Леонид Утёсов буквально притаскивает Орлову на прослушивание и заставляет Александрова взглянуть на неё.

Ну взгляните же!

Утёсов даже поёт вместе с Любой, чтобы показать возможности её голоса, и наконец-то её берут.

Орлова с Утёсовым поют про прекрасную маркизу

И вот с этого момента жизнь Любови Орловой идёт только вверх, вверх и вверх. Она вытянула свой счастливый билет – Александрова.

В той самой арке... это судьба!

А может быть, это режиссёру повезло найти такую артистку, которая станет любимицей вождя, а значит, ей будет позволено всё. Но как потом скажет бывшему ученику Эйзенштейн:

А чему завидовать? Ты, Гриша, теперь всю жизнь будешь снимать и обслуживать артистку Орлову.

И ведь великий и мудрый Эйзенштейн оказался абсолютно прав.

В мастерской Эйзенштейна

Дальше тоже интересно, как Александров, которому комедию поручил снять сам Сталин, придумывает фильм.

Сам Сталин поручил снять комедию

По сериалу, не было ничего: ни сценария, ни музыки, ни актёров, всё делалось на ходу. Но ясно было, что Утёсов сыграет главную роль, а он уже притащил друга, начинающего композитора Исаака Дунаевского, свой джаз-банд, и вот вся компания, включая сценаристов Николая Эрдмана и Владимира Масса, буквально на коленке где-то на даче пишет сценарий.

Придумывают Весёлых ребят

Тут же рождается заглавная песенка, стихи к которой потом напишет никому ещё не известный автор Василий Лебедев-Кумач. Вот просто смотришь и думаешь: знали ли они, что творят историю? Как будут греметь потом их имена? Что и через 50, и через уже почти 100 лет люди поют «Легко на сердце от песни весёлой…»

Дунаевский творит

Может, всё было вообще не так, но в сериале это выглядит интересно. Я потом читала отдельно про всех участников тех событий. И знаете, хорошо, что они не были расстреляны – это коротко говоря. Но и уцелели не все.

 

Изя, выдай!

Изя, ну шо ты там полтора часа тренькаешь? Изобрази шо-нибудь, родной!

Видно, какую большую роль в становлении всех этих деятелей сыграл Борис Шумяцкий, который в то время отвечал за советский кинематограф, как он поддерживал их, прикрывал и прочее. На мой взгляд, его отлично сыграл Борис Хвошнянский, но об актёрах позже.

Шумяцкий

В целом, сюжет сериала дальше идёт как бы от картины к картине Александрова.

На съёмках Весёлых ребят

Вот как снимали Весёлых ребят, а вот – Цирк, а вот как Волгу-Волгу, Светлый путь и потом наконец Весну.

Тюх-тюх-тюх

Канва такая, а линии главных и второстепенных героев то выходят на первый план, то отходят на второй. Появляются отдельные истории, смешные зарисовки и довольно жутковатые сцены со Сталиным.

Я из пушки в небо уйду

Немного, буквально парой штрихов, затронута тема Великой Отечественной войны – Орлова и Утёсов вместе выступают в только что отвоёванном Сталинграде.

В Сталинграде

И дальше повествование довольно быстро сворачивается, хотя мне интересно было бы посмотреть, что стало со знаменитой парой после смерти Сталина.

Весь иконостас политбюро

Говорят, Хрущёв уже не так благоволил артистке Орловой. Но вот этот, так сказать, закат не показан. Хотя может быть, и к лучшему. Повествование останавливается на зените славы пары Орловой и Александрова, как бы отпечатывая эти могучие времена навсегда.

Орлова и Александров в Кремле

 

Актёры

Насколько я поняла по отзывам о сериале Орлова и Александров, тут принято ругать Олесю Судзиловскую за роль Орловой, а ещё многим не угодили Утёсов, Сталин и конечно Горький. Что ж, я и согласна, и нет.

Олеся Судзиловская в роли Любови Орловой

Мне было немного проще смотреть сериал, поскольку я не фанатка Любови Орловой, не видела все фильмы с ней, и скажу больше, ДО просмотра сериала я была об этой актрисе примерно такого обывательского мнения: мол, муж-режиссёр снимал жену всю жизнь до старости, сделали из неё советскую кинодиву, как будто других не было, выглядит везде старше, чем нужно по сюжету, гримасничает ну и так далее. Повторюсь, это было ДО, а ПОСЛЕ просмотра сериала я изменила своё мнение. Что, кстати, явно в копилку плюсов сериала!

Ну ведь красавица!

Так вот Орлова-Судзиловская мне не показалась какой-то не органичной. Наоборот, было интересно наблюдать за этой красивой современной актрисой в такой роли. Что и говорить, вот эта европейская правильная красота у Орловой и Судзиловской совпадает. Правда я не сразу привыкла к ужимкам, странной улыбке и прищуренным глазкам Судзиловской. Ну вот таким образом она изображала – именно изображала Орлову. Почему нет? Просто выглядит непривычно, что сначала как-то не веришь. Хотя конечно не без гримас.

Вот например это Орлова смеётся:

Орлова смеётся

А это плачет:

Орлова плачет

Ох уж эти губки вверх. Но! Ведь и сама Любовь Орлова, если посмотреть фильмы, именно такая! Гримасы, ужимки, очень подвижная, гиперболизированная, мимика и такие же вычурные жесты.

Мэри верит в чудеса

Ещё мне понравилось, как танцевала и двигалась Судзиловская, она же прямо уловила манеры Орловой. В ней виден характер – живой, боевой, смелый. А ещё Олеся Судзиловская сама пела некоторые партии для сериала, и ведь спела хорошо!

Ах какая!

А ещё было несколько моментов, где Судзиловская шикарно сыграла. В основном там, где Орлова взаимодействует со Сталиным. Вот, например, когда артистка впервые встретилась с вождём, он увёл её поговорить наедине, и здесь она вышла и подошла к мужу.

После первой встречи со Сталиным

Просто видно, как ей аж плохо от липкого страха. Удивительно, но по лицу и мимике видно, как подкашиваются ноги, и ей дурно. Ну это прямо очень хорошо сыграно!

Орлова у Сталина на даче

Или ещё один момент встречи Орловой и Сталина наедине, где она и боится, и пытается шутить и храбриться, но уже чувствует, что обречена, и как бы сдаётся.

Очень интересная сцена

И в то же время просит пощады. Вот она с решимостью обречённого человека берёт Сталина за плечи, и только доля секунды, когда по её лицу пробегает отвращение, сопротивление.

Ох уж эта тень отвращения

Попыталась поймать этот момент, хотя он реально еле уловимый, и оттого такой сильный!

Вообще вот эта все тема, как Орлова аккуратно и ловко уходит от ухаживаний сильных мира сего, например, того же Немировича-Данченко, показан очень хорошо.

Ах, что вы, что вы

Сложно сказать, было ли так на самом деле, но создатели сериала этим сделали артистке честь, я считаю, молодцы.

 

Анатолий Белый в роли Григория Александрова мне вообще показался очень органичным.

Григорий Александров

Во-первых, они просто похожи внешне и по типажу, что уже большая удача. И сыграл Белый хорошо: тот самый задор, где-то бесшабашность, где-то наглость, нос по ветру и чутьё – всё это актёру удалось показать, на мой взгляд.

Когда украл еду и спрятался под одеялом

Из всех принятых на курс Эйзенштейна молодых актёров и будущих режиссёров только жадный до жизни Александров стащил свою утреннюю пайку хлеба с салом и ест ночью, потому что ну невозможно хочется же!

Ап! Красавец!

В одном из эпизодов ещё молодой Александров ожидает встречи со Сталиным и Горьким где-то на даче, похоже, что в Абхазии. И пока ждёт, решает размяться, делает кувырки, ходит на руках.

Как сказал Сталин: Петрушка

Это замечают Сталин и Горький, и вождь в этот момент даёт очень меткое прозвище Александрову – Петрушка.

Это что такое? Петрушка?

Тогда он сказал это снисходительно-одобряюще, а сколько ещё раз скажет брезгливо и даже с ненавистью.

В то же время, Сталин понимает, что Александров – именно тот молодой режиссёр, которому можно доверить съёмки комедии. Он сам смешной, жизнерадостный, любит и умеет смешить и смеяться, значит, сможет рассмешить народ. И прозорливый, видящий людей насквозь вождь оказывается прав.

Когда Сталин попросил покувыркаться

Что касается главного мискастинга сериала по мнению многих зрителей – Евгения Князева в роли Сталина, то тут я скорее согласна.

Белый китель и трубка на месте, но что за улыбка

Уж больно добродушное у него лицо и широкая улыбка. Вообще Сталин в некоторых сценах сериала выглядел просто каким-то слабоумным стариком, а ведь это 1930-е годы, он ещё и не старик в это время, и как раз набирает силу.

Можете представить такого Сталина?

Князев-Сталин много смеётся, улыбается с интересным прищуром и даже танцует и поёт с Утёсовым – в общем, излишне добродушен.

И с шашкаю у рукою, с винтовкою у другою...

Также, что касается его «стариковскости», мне не понравилось, что он ходил как-то странно, на полусогнутых ногах, и сам согнувшись. Я специально посмотрела кинохроники – так Сталин наоборот ходит прямо, вольно, он совершенно не согнутый и не сутулый.

Сталин

С другой же стороны, от некоторых сцен со Сталиным был просто мороз по коже! И тут играл именно контраст его улыбки, тихого, вкрадчивого голоса и реальной опасности, которая за всем этим стояла.

Я считаю, актёры шикарно отыграли сцены, где Орлова и Сталин наедине. Про игру Судзиловской в них я уже написала выше, но и Князев тут тоже хорош: скрытая угроза, непредсказуемость, тайные смыслы – вот что читается в этих сценах.

Опасно

Ещё очень интересные мгновенные перемены в выражении лица, еле уловимая мимика – и вот вождь из добродушного и расположенного к артистке вдруг становится жёстким, нервным и злым. Выглядит это очень достоверно, напряжённо, актёрам веришь вот буквально до каждого взгляда.

Немного Берии ещё вот

Ещё один странный выбор актёра – Андрей Смоляков в роли Максима Горького. Я его не успела в роли Черкасова забыть, как вдруг бац – снова этот взгляд голубых глаз плюс пышные писательские усы и немного гипертрофированное «оканье». Ну так, слишком видно самого актёра за этим всем. Да и все мы помним лихую причёску Горького, а не лысину.

Горький вот такой странный

А вот актёры, сыгравшие Сергея Эйзенштейна, Ивана Пырьева, сценаристов, операторов, композиторов, поэтов мне понравились.

Иван Пырьев уже стал известным режиссёром

Как хорошо, что у современных артистов есть возможность сняться в таких интересных ролях.

Ильф и Петров

Сыграть не условно самих себя, а персонажей совсем другой эпохи, вот по-настоящему, как лицедеи, перевоплотиться и сыграть.

Вечно недовольный оператор

Ну ведь вот Виталий Хаев, который по типажу то ли браток, то ли чиновник, получился вполне себе Эйзенштейном!

Хаев - Эйзенштейн

Весь сериал меня смущал Николай Добрынин в роли Леонида Утёсова, особенно в жёлтом парике и якобы в молодости – ну это просто без слёз не взглянешь. Актёр выглядит сильно старше сериального Лёдика. Но когда он пел, «шокал» с одесским акцентом, говорил, танцевал – вроде бы и неплохо.

Утёсов староват

Юлия Рутберг в роли Фаины Раневской мне скорее понравилась, неплохой вариант, внешнее сходство есть, местами персонаж очень смешной.

Красота - это страшная сила!

Так что в целом актёрский состав мне показался удачным. Да и вообще за 16 серий уже привыкаешь ко всем персонажам как к родным.

Если и может допрос в КГБ выглядеть смешным, то вот оно

Визуальная составляющая

Тут всё хорошо! Наряды, ретро-авто, обстановка, здания, всё отлично.

Ретро

Все эти дачи Сталина и кабинеты, обшитые ценными породами дерева. Как в Абхазии на экскурсии на даче Сталина!

На одной из дач Сталина

А сама обстановка комнат, достоверно же!

Тарелочки, супницы, лафитники, круглые столы и буфеты – просто глаз радуется!

Наряды 1940-х – просто отдельный сорт визуального удовольствия.

На большой уютной кухне

Единственное, что смутило, так это съёмки Весёлых ребят якобы в Гагре. На фоне явно Крымского пейзажа. Ну нет в Гагре такого скалистого пейзажа.

На съёмках

Это прямо Симеиз какой-то, хотя архитектура уже похоже на Гагру, конечно.

Сняли бы и правда в Гагре

Впечатления

Ох и большой получается отзыв, но хочется высказаться. Если у сериала Орлова и Александров и стояла добрая задача – напомнить сегодняшним зрителям о тех, кто создавал отечественное кино, кто стоял у его истоков, кому рукоплескал не только весь Советский Союз, но и мир, по крайней мере, мир западного кинематографа – то с этим сериал справился.

Афишу для Весёлых ребят нарисовал Эйзенштейн

Лично я пока его смотрела, постоянно гуглила те или иные факты, даты, имена. Параллельно открывала сами фильмы, о съёмках которых шла речь в сериале. Так заодно освежила в памяти Броненосец Потёмкин, Весёлых ребят. А когда стала смотреть отрывки из Волги-Волги, моя восьмилетняя дочка подошла, стала смотреть со мной и такая: давай весь этот фильм посмотрим, мне интересно, он весёлый и смешной. Интересно и смешно ребёнку 8 лет в 2024 году смотреть чёрно-белый фильм, снятый в 1938 году! Ну нужно ли ещё что-то говорить?

Без ужимок хороша...

Может быть, создатели сериала Орлова и Александров и не задумывали такую сильно уж просветительскую составляющую, но она получилась.

Причём я не очень люблю Весёлых ребят, Цирк – мне всё равно кажется, что это какая-то американщина, что это выглядит странно на нашей почве, что Орлова выглядит старо, и это как-то мешает смотреть, но… Это не просто так вошло в историю! Здесь, на мой взгляд, работает принцип ценности художественного произведения в его инновационности. Александров сделал это первым. Снял музыкальную комедию, да, похоже на тот Голливуд, да Орлову причесали под Марлен Дитрих и вообще много таких «закосов», но всё равно… А вот уже Волга-Волга, Светлый путь, Весна кажутся мне более идеологически цельными, они мне более понятны. Хотя, конечно, смотря как относиться к этим фильмам. Кто-то, наверное, считает их насквозь лживой и тошнотворной советской пропагандой. Но я нет, просто каждому явлению своё время.

Время было такое

А музыка! Я как-то не задумывалась, что столько по-настоящему легендарных песен, оказывается, пришли к нам из фильмов Александрова. Легко на сердце от песни весёлой, Сердце, тебе не хочется покоя, Широка страна моя родная, Нам ли стоять на месте, да даже и Тюх-тюх, разгорелся наш утюг. Я думала, они все моложе да и написаны в разное время и разными композиторами и поэтами.

Обстановка!

Так что спасибо сериалу за то, что погрузил в эпоху 1930-1940-х годов, заставил поинтересоваться судьбой многих режиссёров, композиторов, поэтов, артистов, что-то вспомнить, перечитать, пересмотреть, вновь послушать замечательные советские песни. Где-то я посмеялась, где-то прослезилась, но ведь это наша история, показанная в судьбах двух таких выдающихся людей. А историю нужно знать, нужно ею интересоваться и не забывать. Пусть хотя бы и с помощью сериалов.

 

Спасибо всем, кто дочитал до конца. А другие мои отзывы на разные фильмы и сериалы можно посмотреть здесь.

 

EndFragment

Достоинства
  • Актеры
  • Интересный сюжет
  • Исторические имена
  • Красивые декорации
  • Музыка
  • Основан на реальных событиях
  • Сюжет
  • Удачно подобранный актерский состав
Недостатки
  • Актеры не соответствуют по своим внешним данным пе
oveczkaрекомендует
Читать все отзывы 27
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Шикарный отзыв ❗
На даче Сталина я была с мамой и племянником, но уже давно)
28.01.2025
Спасибо большое! ☺️
29.01.2025
Какой славный отзыв! Спасибо!
29.01.2025
Спасибо большое! Вдохновение напало 🖋
29.01.2025
Не смотрела)
29.01.2025
Можно посмотреть, если любите такое 😉
Прекрасный отзыв у вас получился! Мее сериал тоже понравился, и что его ругают?!
11.02.2025
Спасибо большое! Рада, что кому-то он тоже пришёлся по душе!
Другие отзывы
Читать все отзывы 27
Смотрите также