Опубликовано 11 Август, 2022 - 19:59

6000 рублей

Всем привет!

Сегодня я хочу написать свой отзыв о восхождении на священную гору Шалбуздаг, Дагестан.

В этом году у нас было удивительное турнЕ в Республику Дагестан. И так, как мы любим покорять горы, эта гора не стала исключением. Поднимаемся мы на гору уже не первый раз. Поэтому дам небольшой совет. К походу необходимо готовиться, так как не у каждый человек сможет выдержать такую нагрузку на организм. За несколько дней до поднятия в горы необходимо выпить витамин С, рибоксин и регидрон. Рибоксин нужно начинать пить вообще недели за 2. Это вот самый минимум. Есть ещё больше всяких добавок и витаминов, но это уже для альпинистов и любителей. Начинающим углубляться не стоит)

Месторасположение:

Находится наша гора в Докузпаринском районе в посёлке Мискинджа. Так как мы путешествовали на машине, то труда до нашего пункта назначения не составило.

Так как мы немого заблудились и не нашли стоянку, где останавливаются все машины перед поднятием в горы, то пришлось остановить местных, чтобы они нам помогли. Оказывается, как сказал нам наш Атабек (водитель), что сейчас еще не сезон и сказал, что довезет нас до паломнического лагеря сам. Хотя явно он нам соврал, чтоб самому подзаработать. Ну да ладно.

Июль - август как раз считаются паломническими месяцами, когда люди совершают восхождение на гору.

Так как он возвращался откуда-то с семьей, то нам пришлось ехать за ним. Дорога была узкая, неудобная. Двум машинам вообще не разъехаться. Парковка мы так и не поняли где. Нашу машину оставили у его дома, а нас повез к лагерю.

Вот такая машина нас везла в горы. Было уже темно, на моем телефоне указано 21 часов вечера.

От Мискинджи до лагеря ехать примерно 1,5 часа. За три человека он с нас взял 6000 тысяч туда-обратно. Можно ехать и на своей машине (если, конечно, у вас какой-нибудь УАЗик), потому что на низкой посадке там не проехать, да и дорога очень опасная.

Обрывы, ямы, тем более ночью, когда дорога неосвещённая. Но есть люди которые рискуют и едут сами на своей машине. Конечно, я считаю, что 6 тысяч это много. Так как перед тем как ехать, мы тоже много начитались про восхождение и транспорт, т.е как лучше добраться. И там многие писали, что есть так называемые "буханки", т.е многоместные УАЗики, и там получается что-то около 500 рублей с человека в одну сторону. Но и есть те, кто идут к лагерю пешком от самого Мискинджи, а это, если я не ошибаюсь, как нам сказали примерно 16 км.

Приехали мы на стоянку уже где-то около 23 вечера, но это ещё не все.

Это сама парковка около лагеря, сфотографировала когда уже собирались уезжать.

Нам пришлось еще подниматься около 30 минут к самому лагерю. Дорога была не освещена, горел только один фонарь в далеке и слышен был азан. Наш водитель нас высадил и сказал идите по тропинке и выйдите к лагерю и уехал. Сначала было смешно, а потом офигеть как не смешно. Он нас напугал еще волками, чтоб вы понимали мы были на горе, да к тому же одни, и из всего освещения горел один фонарь на вершине... А до него нужно было еще добраться.

Еле поднялись к лагерю. Мы находимся на 3026 метров над уровнем моря. Сама гора высотой 4142 метра. На фото это столовая. Так как мы в попыхах забыли и не нашли в темноте платки, то мы их взяли в столовой, там есть новые. Обязательно с собой нужен платок!!! И ходить в нем до конца восхождения на гору и пока не спуститесь из паломнического лагеря. Одежда тоже должна быть закрытой! (оптимально это спортивные штаны, футболка, кофта и платок!)

Столовая достаточно большая. Как только мы туда зашли, нам сразу предложили горячего чая. На столах имеются сладости (печенья, конфеты), булочки. Все бесплатно. Но желательно оставить что-нибудь и свое, заранее купив в магазине.

Покушав и немного отдохнув мы собрались на ночлег. Так как время было уже около 12 часов ночи, а восхождение наше было запланировано на 3:30 утра, потому что в это время не жарко и не холодно.

Нам выдали вот такие ночлеги. Признаться, я в первый раз была в паломническом лагере. И мои ощущения просто не передать словами. Это был матрас и теплое одеяло.

Ночлеги построены таким образом. Т.е мужчины и женщины спят раздельно. Мы ночевали с дагестанским народом (были разных возрастов от девушек до женщин, бабушек). Русских кроме нас, как потом выяснилось, в ЭТОМ ночлеге не было. Ночевать было прохладно, я спала в кофте, плюс была под теплым одеялом и все равно немного замерзла.

Для самих мусульман имеется в ночлеге коврик для намаза. При нас женщина молилась одна.

Проснулись мы от того, как женщины стали собираться, к тому же примерно в 3 часа утра был намаз и включился азан. Тогда мы уже точно встали😄

Мусульмане верят, что семикратное восхождение на Шалбуздаг приравнивается к паломничеству в Мекку, значение которого для всех правоверных нельзя переоценить. Мусульмане Дагестана считают своим долгом хоть раз в жизни совершить восхождение на вершину, надеясь на исполнение желаний и отпущение грехов.

Даже если вы не мусульманин, то восхождение принесёт вам массу новым впечатлений. Один лагерь чего стоит..)

Вид очень красивый. Рассвело достаточно быстро. Перед тем как идти в поход, мы зашли в столовую, попили чаю, подкрепились и пошли в путь. Подниматься были очень трудно, бросало в пот (наверное, зря попили горячего чая), что я аж была вся сырая. Поэтому с собой лучше взять запасную кофту. С утра было прохладно, но потом погодка уже разгулялась и стало тепло. Светится наш лагерь, кажется он так близко, но одновременно далеко😅 Подъем был очень крутой.

Поднимались мы не одни. Были туристические группы, как потом выяснилось они из Махачкалы брали тур. Были и русские, и дагестанцы, и чеченцы. Все хотели дойти до вершины… Но не каждый смог.
И где-то уже через час поднятия в гору, а может и меньше люди из туристических групп стали спускать вниз к лагерю, так как им стало плохо. В основном это были женщины в возрасте. Сказали, что у них кружится голова.
А мы… Мы шли дальше и любовались всей этой красотой😍

Путь был довольно непростой. Поднимались мы не так долго. Примерно 4-4,5 часа в гору, но спускались дольше, так как спуски очень крутые, то можно прямо на попе прокатиться.

И мы любовались видами и пейзажами. Это непередаваемое ощущение, что когда ты сидишь на горе, а снизу поётся красивый азан. Представляешь себя будто в раю, только людям не хватает белого одеяния😅

А ещё мы встретили горных туров😍 Сказали, что они очень редко встречаются.

Время 6:21, мы ещё не дошли до озера Зем-Зем.

Великолепные виды, готовы была просто все снимать, не смотря на усталость!😄

Тут я понимаю была некоторая мотивация для нас. Если плохо видно, то тут написано молодцы.
Кстати, ещё я обратила внимание на причудливые камни. Если присмотреться, то можно увидеть какую-нибудь фигуру, а местами и чьё-то лицо😄

Озеро Зем-Зем на высоте 3669 м н.у.м.
Чистейшее озеро, тут набирают воду с собой, так как она считается целебной. Говорят, что недавно здесь опускались водолазы в измерении глубины, но так и не нашли глубину.

Имеется тут и комната отдыха для путников. Если честно, то впервые такое вижу. То есть, если ты устал взбираться, то можешь прилечь, отдохнуть также и от солнца.
Тут мы уже практически на самой вершине горы.

Самое удивительное, что стоя на вершине, мы находимся практически рядом с границей Азербайджана. И так невероятно, что когда ты делаешь шаг в сторону, время автоматически меняется на +1, а потом встаёшь обратно и время опять меняется на Московское. Чудеса!

На вершине Шалбуздага обычно загадывают желания. И я, конечно же, не стала исключением. Повязала свой платочек, который время от времени носила.

Также на самой вершине имеется «грехометр». По легенде грешный человек не сможет пройти мимо стен, так как его попросту зажимают. Мы не стали проходить, так как там народу полно было. Но ради интереса пройти можно)

Когда спускаешься, то виды кажутся ещё круче. Стоишь и любуешься, можно даже сесть…😄

А при спуске я заметила вот такие красивые цветочки. Если кто знает, напишите, что за цветы. Уж очень красивые! Кстати, тут ещё собирают травы, говорят тут растут очень полезные.

Теперь со мной платочек со Священного места - горы Шалбуздаг!

Место захоронения шейха Сулеймана называется Сулейман Пир и считается священным

Но при выезде из Мискинджи нас ждал не очень приятный сюрприз. Произошёл обвал. А нас ждал Дербент. В итоге все перенеслось на целый день. Дорогу расчистили только к утру, т.е практически целый день. Ночевали мы в машине, так что будьте осторожны, когда тут будете проезжать, говорят это частое явление в этих местах. Слава богу никого из машин не завалило.

Я рекомендую подняться на гору Шалбуздаг!✅

Если вы будете в Дагестане, то обязательно покорите гору. Новичкам это будет не так сложно, так как подниматься не так долго.